МС Гелиос-81М 253 для Nikon

Краткое содержание

Грешным делом можно подумать, что раз Гелиос-81Н это объектив на Nikon, то такой же объектив с литерой «М» обязательно на М42, но это не так, объектив тоже на байонетное крепление Nikon-F.
Надо сказать, что советская фотопромышленность заботилась, чтобы у фотолюбителя было достаточно объективов на систему Nikon. Это и неудивительно т.к. были выпущены советские фотокамеры с байонетом Nikon F: «Киев-17», «Киев-18», «Киев-19», «Киев-19М» и «Киев-20».
Ассортимент объективов для этих камер достаточно полный от 8 до 300мм фокусного расстояния.

Собственно байонет К тоже был внедрён на советские фотокамеры, но это другая история.

Объектив, который ко мне попал был заявлен как новый и если внимательно осмотреть корпус, то видно, что объектив действительно не использовался.
Но пощелкав диафрагмой я обнаружил досадный дефект — диафрагма полностью не открывалась и в полностью закрытом состоянии метка диафрагменного кольца указывала на F5.6.

На представленных ниже фото видно как открывалась диафрагма до крайнего положения.

Очевидно, что это никак не максимально открытая диафрагма.

максимально закрытая диафрагма

В максимально закрытом состоянии диафрагмы красная риска становилась между F4 и F5.6.

Разбираем объектив

Поворачивая объектив байонетом к себе и выкручиваю винтики.

Открываем.

Здесь всё похоже на детский конструктор. Такие же тоненькие плоские детали и такие же большие допуски.

На самом деле можно было дальше не разбирать, но это я понял потом. В любом случае последующая разборка полезна для понимания принципа работы диафрагменного механизма.

Внизу на картинке вы видите диафрагменное кольцо Гелиос 81М 53/2 MC. Оно представляет из себя просто кольцо с плоской желтой деталью на двух винтах. При кручении диафрагменного кольца эта желтая деталь за счет свой неравномерной глубины плавно нажимает на штырек, который выступает из другой плоской детали на винте.

Та, в свою очередь, нажимает на еще один штырек (пластиковый), сцепленный с металлическим штырьком, который непосредственно управляет диафрагмой.

То, что я на этом фото трогаю пальцем — это «прыгалка» диафрагмы. Она связана с остальным механизмом управления диафрагмой и подпружинена маленькой пружинкой. Она работает, когда объектив установлен на камере, которая знает данную «прыгалку», например, советская фотокамера Зенит.

Белое кольцо хоть и вращается, но имеет одно рабочее положение, а вот диафрагменное может быть зафиксировано в любом положении. Потому вышло так, что желтая плоская деталь касалась штырька второй плоской детали только на середине хода. Вот по этой причине диафрагма полностью и не открывалась. Соответственно, нужно было всего лишь повернуть диафрагменное кольцо, чтобы желтая плоская деталь начинала касаться второй плоской детали в самом начале движения — это и будет полностью открытая диафрагма. И тогда в конечном положении у вас будет полностью закрытая диафрагма, которая будет соответствовать максимально закрытой на объективе и совпадать с рисками на корпусе объектива.

У данного объектива много «серединных» положений диафрагма (пишу по памяти), но на мой взгляд при такой точности изготовления хватило бы базовых, без полустопов даже. Сам по себе объектив весьма качественный из советских и даёт наивысшее разрешение (я проверял, см.ниже), но механика явно подкачала.

«с особой любовью» советские рабочие подошли к смазыванию подвижных частей объектива.

Не знаю, что это за смазка, но похожа она на солидол, которым я смазывал велосипедную цепь в то время.

Тест объектива Гелиос 81М 53/2 MC

Ставим на камеру и вперёд.

Съемка со штатива, фокусировка по LiveView 10x.

Некоторая «мутность» у Гелиос 81М 53/2 MC наблюдается, но в целом весьма неплохой для советского объектива результат.

Я, конечно, на этом не успокоился и решил сравнить его на открытой диафрагме с одним из лучших 50мм объективов: Carl Zeiss Makro- Planar 50/2. Один такой у меня, кстати, продаётся (б.у.), если кому хочется — обращайтесь

Ну вот теперь видно, за что деньги уплачены. На открытой Гелиос 81М 53/2 MC показывает не очень высокие результаты относительно современных топовых 50мм объективов (разница в цене-то огромная).

Как выглядит падение детализации на примере тех же самых буковок вы можете посмотреть в статье Тест 50мм объективов: Carl Zeiss Makro-Planar 50/2 ZE, Canon EF 50/2.5 Macro, Гелиос 44М-7 58/2 МС, Pentacon electric 50/1.8 MC

А я на сегодня закругляюсь! Желаю всем удачных снимков и, надеюсь, эта статья поможет кому-нибудь починить неправильно работающую диафрагму советского объектива!

Устройство оправы и порядок пользования объективом Гелиос-44

Фокусировка (наводка на резкость) производится вращением кольца 1 с нанесённой шкалой расстояний. Индексом шкалы расстояний является центральный красный штрих 3 шкалы глубин резкости 2.
Конструкция узла предварительной установки диафрагмы позволяет изменять положение ограничителя величины диафрагмы, что осуществляется поворотом кольца 6, на котором нанесена шкала диафрагм. Индексом предварительно устанавливаемого упора является точка 7, нанесённая на неподвижной части оправы. Действительное диафрагмирование осуществляется вращением кольца 4.
Объектив ввинчивается в камеру до упора и слегка затягивается. Перед началом работы диафрагма устанавливается на максимальное отверстие вращением кольца 4 до упора совмещением двух точек 5 и 7. Вращая кольцо 6 поставить упор в соответствие с выбранной рабочей диафрагмой совмещением индекса 7 с требуемым числом на шкале диафрагм. При этом надо ощутить лёгкий щелчок, подтверждающий, что кольцо 6 зафиксировалось.
Произведя фокусировку поворотом кольца 1 за фигурную накатку при максимальном отверстии диафрагмы объектива, не прерывая наблюдений за объектом съёмки, повернуть кольцо 4 до упора, после чего нажать на спусковую кнопку фотоаппарата.
Если расстояние до объекта съёмки заранее известно, находят его на шкале расстояний и поворотом кольца 1 устанавливают это значение против красного индекса 3. Расстояние до предмета съемки отсчитывают вдоль оптической оси объектива от плоскости пленки, обычно обозначаемой на фотокамере знаком .
При фотографировании предметов, находящихся на различных расстояниях от фотоаппарата, рекомендуется пользоваться шкалой глубины резкости 2. Она состоит из пар делений, симметрично расположенных по обе стороны индекса. Каждая пара соответствует определённому значению установленной диафрагмы. Против этих делений можно прочесть два значения по шкале расстояний 1, в пределах которых все предметы окажутся резко изображенными на снимке. Эти два расстояния называются ближним и дальним пределами глубины резкости.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *