Гелиос 40-2 в новом дизайне. Большой видеотест

Оптические свойства, фото примеры Гелиос 40

Учитывая очень узкую Глубину Резко Изображаемого Пространства (ГРИП) при фокусном 85мм и светосиле 1.5,  необходимо иметь или очень точный датчик попадания в фокус, либо фокусировочный экранчик должен быть с клиньями Додена. В идеале фокусируемся по live view В противном случае очень сложно попасть в фокус и  может сложится впечатление что объектив страшное мыло на открытой или вообще софтит.

Диафрагма F-1.5                                    Диафрагма F~ 1.8

Диафрагма F-1.5                                     Диафрагма F- 2.8

Если условия съемки создают  необходимость фотографировать в контровом свете то будьте готовы к падению контраста. Если же солнышко прямо в кадре то можно лицезреть зайцев в цвет сиреневого просветления. 

Диафрагма F-5.6                                                        Диафрагма F- 5.6 (солнце в кадре)

 При нормальных условиях съемки, когда солнце за спиной фотографа, на открытой диафрагме контраст и резкость средние. Хотя для портрета это больше положительное качество чем недостаток. так как все изъяны кожи модели скрадываются.

Диафрагма F-1.5                               Диафрагма F-2.8

Начиная с диафрагмы 2,8 контраст и резкость по всему полю увеличиваются, размытие заднего плана уже не будет настолько выразительным, хотя сама закрутка все же присутствует.

Интересный факт — аномалия:

Резкость у Гелиоса 40 спадает не плавно от центра к краю, как у большинства объективов, а скачкообразно. В центре резкость самая большая, 42 линий на мм. По полю уже резкость спадает до 20 линий!! А ближе к краю идет возрастание до 34 линий на мм.

 Такая аномалия обусловлена — «что кривизна поверхности изображения третьего порядка при невозможности хорошо исправить ее скомпенсирована кривизной пятого порядка.»  Вызвано это большой толщиной стекла и большими промежутками с воздухом.

Вывод:

Объектив создан для очень специфической задачи, запечатлеть объект при  крайне слабом освещении

Гелиос-40 большой и что не мало важно тяжелый объектив. Вес в килограмм изнуряет, руки устают довольно таки быстро

В веду того что цифровые фотоаппараты могут похвастаться высокими рабочими параметрами светочувствительности без особой потери качества, можно такой параметр как светосила в 1,5 не учитывать как огромное достоинство.

Другое дело рисунок на открытой диафрагме, который не дает покоя многим фотолюбителям.  Настолько явно выраженное закрученное Бокэ сложно встретить, данное свойство является визитной карточкой системы объективов Гелиос. И в первую очередь именно сороковки.

Учитывая вес объектива и картинку которую он рисует, я решил что этот объектив по большей части решает очень узкий круг задач. Крайне редко используется обычными любителем и никогда  профи. По сути прорисовывается необходимость альтернативы. По типу рисунка  есть очень доступные Гелиос-44 и его приемники, но они полтинники. Рисуют менее выразительно но вполне характерно. Более выразителен МС Гелиос-77, но  он в разы дороже 44. По фокусному расстоянию с меньшими массой и габаритами может порадовать Юпитер-9, его светосила и мягкая прорисовка заднего плана могут доставить гораздо больше удовольствия от процесса фотографирования как и сам результат нежили с Гелиоса-40.

«Больше чем объектив, легенда.»

Гелиос-40

— Фокусное расстояние 85 мм, относительное отверстие 1:1,5. Создан на основе объектива производства немецкой компании Карл Цейс (Carl Zeiss) «Биотар» (Biotar) 75/1,5 (официальная версия с сайта производителя). Существует также другая версия, согласно которой объектив был полностью скопирован с объектива Leica Summarex 85/1.5 (например здесь).
— Оптическая схема объектива «Гелиос-40»Имеет 6 элементов в 4 группах.
— Расчет объектива выполнил Д. С. Волосов. Объектив выпускался с 1957 г. в двух вариантах («Гелиос-40» и, впоследствии, «Гелиос-40-2») на Красногорском механическом заводе. Среди фотографов популярен в качестве «портретного» объектива, хотя разрабатывался в качестве сверхсветосильного «ночного» телеобъектива. Также есть неподтвержденная, но распространенная версия, что объектив изначально был разработан как «технический» — для пересъемок чертежей и съемок с экранов осциллографов.
— Объектив «Гелиос-40» выпускался также в варианте для использования на телевизионных камерах. Такие объективы обозначались «Гелиос-40Т».
— Разрешающая способность объектива «Гелиос-40»Характерной особенностью данного объектива является «закручивание» фона на максимально открытой диафрагме а также «провал» графика разрешающей способности в середине поля. Этим характеристикам объектив обязан своей нетрадиционной оптической схеме: в нем используются очень толстые линзы и большие воздушные промежутки между ними.
— Объектив «Гелиос-40» имел присоединительную резьбу М39×1 (рабочий отрезок 45,2 мм). Более ранние версии объектива имели на оправе маркировку в виде красной буквы «П». Бытует мнение что таким образом подчеркивалось, что объектив имеет просветление.
— Объектив «Гелиос-40-2» отличался от более раннего варианта присоединительной резьбой М42х1(рабочий отрезок 45,2 мм), другим просветлением (желтого цвета, тогда как у первой версии оно было фиолетовым, за счет чего объектив «желтил»), более современным видом, а также поворотным креплением для штатива, позволявшим фиксировать его на штативе под произвольным углом.
— К достоинствам данных объективов можно отнести высокую светосилу, хорошую резкость и интересное «боке» на полностью открытой диафрагме. К недостаткам же относятся большие габариты и вес, зачастую тугой ход фокусировочного кольца, плохая бликозащищенность и устойчивость к контровому свету (особенно у первых версий), а также очень частый брак.
— Один из отечественных объективов, спрос на который в настоящее время велик как внутри страны, так и за рубежом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *