Теория фотографии
Содержание
- КРУПНЫЙ ПЛАН
- Особенности создания технической фотографии
- Негативы и позитивы
- 2. Основной принцип цветной фотографии. Цветоделение и цветовоспроизведение
- На съёмке нужно снимать Снимайте столько, сколько нужно
- Фото на мокрых пластинах
- Не нужно усложнять фотоснаряжение
- Полезно собирать идеи
- Художественная значимость фотографий для человечества
- Особенности восприятия фотографии
- Детективная камера и Кодак
- Надо научиться фотографировать по плану
- Выводы
КРУПНЫЙ ПЛАН
Понятие «крупный план» чаще всего связывается с портретной съемкой. Он очерчивает малые пространства, и потому на таком снимке мы видим в основном только лицо человека, голову, частично плечи, и эти элементы занимают все поле кадра.
Фото Гюрель Сахин (Guerel Sahin)
Фото — Стив Маккарри (Steve McCurry)
Фото — Себастьян Сальгадо (Sebastião Salgado)
Ограниченные пространственные возможности крупного плана практически исключают прямой показ движения, перемещения объекта, которые для своего развития в кадре требуют композиции, развернутой в пространстве. Но это не значит, конечно, что композиционный рисунок в этих случаях теряет свою динамичность. Динамика портретного кадра — это, прежде всего, состояние человека, его мимика, поза, жест, эмоция. Непременно учитывается направление взгляда снимаемого человека; в этом направлении, как правило, в кадре оставляется свободное пространство.
Особенности создания технической фотографии
Важная задача технического фото – передать размеры фотографируемого объекта.
При такой фотосъемке используются спец-фотообъективы, не искажающие перспективу, а также осветительная аппаратура с нужной цветовой температурой, светорассеивающие софт-боксы. Нередко прибегают и к использованию эталонного объекта для сравнительной фотосъемки.
Эталонным объектом, как правило, становится любой хорошо знакомый объект/предмет. Это, например, и линейка, и зажигалка, и карандаш. Благодаря данному объекту происходит сравнивание предмета с этим объектом, что приводит к пониманию его истинных габаритов.
Такая техническая съемка проходит только в условиях студии/помещения. Объект и предметы фотографируются на одинаковом фоне и в одинаковом ракурсе, обычно применяется для всех предметов один и тот же световой рисунок.
С одной стороны может показаться, что нет ничего сложного в такой съемке, например, фотографировании компрессора – он неподвижен, не меняется, статичен. Но не все так просто на самом деле.
Негативы и позитивы
Возможность фотографии стать полным и точным документом была признана очень рано, практически сразу же после ее популяризации. Первые фотографы не теряли время, чтобы подтвердить эти ожидания. Студии-фабрики выпускали тысячи портретов.
В Европейских газетах оявились фотографии европейских архитектурных памятников и американской границы. Вскоре появились фотографии Аравийской пустыни, пирамид Гизы, Абу Симбела и храмов Карнака, Мексиканской и Крымской войн, «Кровавого Канзаса» и восстания сипаев.
В Нью-Йорке стали издаваться два фотографических журнала. Появились первые фотографические книги. Бостонец по имени Уипл соединил камеру с телескопом в обсерватории Гарвардского колледжа, чтобы получить четкий, детальный снимок Луны.
В 1856 году Лондонский университет включил фотографию в программу своих учебных дисциплин. Несколькими годами позже Мэтью Б. Брэди с помощниками начал создавать фотодокументы американской гражданской войны в Америке. Выдающиеся деятели науки и искусства признавали, что у фотографии также имеются огромные возможности, которые должны быть раскрыты и приведены в действие. К примеру, сэр Чарльз Истлейк, президент Королевской академии, и лорд Россе, президент Королевского общества, совместно обратились к Фоксу Тальботу, изобретателю системы негатив — позитив, с просьбой сделать более приемлемыми его условия, связанные с патентными правами на его изобретение.
Статус фотографии в середине девятнадцатого века раскрывается наиболее ярко в тех отношениях, которые сложились между фотографией и изобразительным искусством. Появление фотографического процесса породило ударную волну, которая распространилась во всем мире искусства. Поначалу в нем увидели опасного соперника. Безработица стала угрожать иллюстраторам и художникам-графикам. Угроза казалась еще большей, так как художественный идеал детального реализма в то время был полновластным.
Отчасти с печалью, отчасти с приятным возбуждением художник Деларош заметил, что «отныне живопись умерла». Он сказал также, что фотография отвечает «всем требованиям искусства» и заключает в себе все принципы, ведущие к «совершенству». Некоторые художники, наименее преуспевавшие, сменили свою профессию и освоили новый процесс
Такое развитие событий оказало большую услугу фотографии, так как появилось много хороших исполнителей, поднаторевших в важном деле художественного оформления хорошо организованных композиций. Самое враждебное отношение к фотографии проявил французский поэт и критик Шарль Бодлер, который осуждал дезертирство второсортных художников и говорил о коррупции в мире искусства
Настолько плотная атмосфера какой-то незаконности была создана вокруг фотографии, что даже сегодня многие иллюстраторы выступают против того, чтобы стало известно, в какой степени их знания, информация и даже вдохновение зависят от фотографий.
2. Основной принцип цветной фотографии. Цветоделение и цветовоспроизведение
Фотографическое воспроизведение цвета
В основу всех способов цветной фотографии положена трехцветная теория зрения, согласно которой все многообразие цветов в природе получается смешением трех основных цветов — синего, зеленого и красного. Чтобы получить изображение цветного объекта фотографическим методом, необходимо решить вопрос, в каких количествах нужно взять основные цвета, чтобы получить данный цвет, т. е. произвести цветоделение. Цветоделение стало возможным после открытия явления спектральной сенсибилизации, когда наряду со слоями, обладающими собственной спектральной светочувствительностью солей галоидного серебра к сине-фиолетовым лучам, были получены слои, светочувствительные к зеленым и красным лучам спектра. При использовании черно-белых сенсибилизированных фотопленок цветное фотографическое изображение получали как аддитивным, так и субтрактивным способами.
Схема получения цветного изображения аддитивным способом представлена на рис. 23. Съемка многоцветного объекта осуществлялась последовательно, с помощью трех зональных светофильтров — синего, зеленого и красного на изопанхроматических черно-белых негативных фотоматериалах.
Рис. 23. Схема получения цветного изображения аддитивным способом
При съемке за синим светофильтром на негативе получалось изображение деталей, отражающих синие лучи: синей, голубой, пурпурной, белой и серой; за зеленым — голубой, зеленой, желтой, белой и серой; за красным — желтой, красной, пурпурной, белой и серой. Затем с трех цветоделенных негативов печатались три позитива, так называемые частичные позитивы, которые устанавливались в проекционные фонари совместно с соответствующими светофильтрами: синим, зеленым и красным. Все эти изображения проецировались на белый экран, совмещались по контурам, и на экране получалось цветное изображение, соответствующее цветам объекта съемки. Для получения изображения хорошего качества этим способом частичные негативы и позитивы должны иметь одинаковую плотность и контраст.
Способ последовательной фотосъемки применяют для репродуцирования картин, фотографирования неподвижных объектов.
При съемке движущихся объектов необходимо одновременное экспонирование за каждым светофильтром. Для такой съемки предлагали далеко несовершенные фотокамеры специальных конструкций.
Наиболее удачным способом аддитивного принципа получения изображения в цветной фотографии является растровый, который применялся с 1907 по 1955 г.
Схема получения фотографического изображения субтрактивным способом приведена на рис. 24.
Рис. 24. Схема получения цветного изображения субтрактивным способом
Цветоделенные негативы и частичные черно-белые позитивы этим способом получались так же, как и аддитивным.
Для осуществления цветоделения субтрактивным способом три частичных позитива окрашивались в дополнительные цвета. Частичный позитив, полученный за синим светофильтром, окрашивался в желтый, за зеленым — в пурпурный, за красным — в голубой цвета. Затем окрашенные позитивы складывались и при полном совмещении контуров получалось цветное изображение объекта.
При субтрактивном способе цветной фотографии качество цветовоспроизведения объекта получается хуже. Это объясняется тем, что при аддитивном способе результирующий цвет зависит только от цвета его составляющих и не зависит от их спектрального состава, а при субтрактивном способе зависит от цвета и спектральных характеристик его составляющих. Поэтому к спектральным характеристикам зональных светофильтров предъявляются менее жесткие требования, чем к субтрактивным.
Наиболее совершенным способом цветной фотографии является способ с использованием многослойных цветных фотоматериалов с цветным проявлением.
На съёмке нужно снимать Снимайте столько, сколько нужно
За бесконечной вознёй с камерами, автоматическими режимами, диафрагмами, фильтрами, графическими редакторами и всевозможными принадлежностями самодеятельные фотографы нередко забывают собственно о самом фотографировании.
Сосредоточив своё внимание на технике, которой можно овладеть всего за несколько недель (например, на наших Курсах фотомастерства), фотограф оказывается на ложном пути. На съёмке нужно снимать! Об этом мы уже говорили
На съёмке нужно снимать! Об этом мы уже говорили.
Существует простое правило: чем больше сделано снимков, тем лучше! Или – чем больше фотографий я сделаю, тем лучшим фотографом я стану!
Конечно, это необходимое, но недостаточное условие. Да и речь идёт вовсе не о том, чтобы бездумно «щёлкать затвором». Надо выстраивать каждый снимок, надо стараться, остальное придёт!
Как правило – следует полностью отрабатывать каждую точку съёмки. Можно попробовать ландшафтную и портретную ориентации. Полезно снять общий план на коротком конце зумм объектива, затем – на длинном – попробовать снять деталь.
Например, бывают случаи, когда фотограф, рассматривая снимки на компьютере, обращает внимание, что не воспользовался некоторыми ракурсами или не дождался нужного момента для съёмки. И, как результат, возникает недовольство съёмкой
Фото на мокрых пластинах
Сэр Джон Гершель не очень успешно, но делал опыты по использованию стекла, а не бумаги или металла, в качестве основы для нанесения светочувствительных солей серебра. Он экспериментировал сначала с крахмалом и желатином, а потом более успешно с яичным белком. В белок яйца он добавлял несколько капель йодида калия и бромида калия, несколько крупинок обычной соли, тщательно все это взбалтывал до пенного состояния, а затем процеживал через миткаль. Этот раствор йодированного яичного белка он наносил на стекло, и когда раствор просыхал, он погружал эту стеклянную пластину в нитрат серебра, и она становилась светочувствительной. Пластину можно было вставлять в камеру мокрой или сухой, но сухая пластина требовала большего времени экспозиции, чем дагеротип или калотип.
Убежденный, что его изобретение сыграет определенную роль в области фотографии, Ньепс де Сент-Виктор сообщил о своем белковом процессе в Академию наук в Париже в июне 1848 года. Сразу же после опубликования этого процесса были предложены различные модификации и усовершенствования для более быстрого получения светочувствительного белка с тем, чтобы им можно было пользоваться при создании портретов и чертежей, при фотографировании архитектурных объектов и пейзажей. Для устранения зернистости и других несовершенств бумаги Л. Д. Бланкар-Эврар предложил покрывать белком бумагу для позитивов. После проявки он окунал отпечаток в раствор хлорида золота, чтобы получать спокойные и приятные коричневые и серые тона, а также для того, чтобы изображение стало более устойчивым. Бумажный негатив был еще раз усовершенствован, но, так же как дагеротипный и все другие ранние процессы, он был предан забвению после создания Скоттом Арчером мокроколлодионного процесса, о котором сообщил журнал «Кемист» в марте 1851 года.
Скотт Арчер, британский скульптор и фотограф, растворял пироксилин, эфир и спирт, чтобы получить коллодий (эта формула уже несколько лет была известна в медицине), а затем перемешивал его с раствором йодида серебра и йодида железа. Этой смесью он покрывал чистую стеклянную пластину, которую затем погружал в раствор дистиллированной воды и нитрата серебра и мокрую экспонировал в камере. Пластину нужно было проявлять, пока коллодий был еще влажным. Новый процесс был гораздо быстрее, чем при использовании яичного белка или какого-либо другого фотографического метода. Он требовал всего двух-трехсекундной экспозиции при прямых солнечных лучах, а получившаяся в результате тональность не шла ни в какое сравнение с результатами любых других существовавших процессов. Трудно представить, какой это был прорыв! Поскольку эфир очень быстро испарялся из коллодия, пластину нужно было проявлять сразу же после экспозиции.В экстремальных климатических условиях пустыни или гор это было сопряжено со значительными трудностями, тем более что вся подготовка пластины должна была проводиться в полной темноте или почти в полной темноте. Фотограф должен был не только передвигаться с камерами, треногами, объективами, химикалиями, стеклянными пластинами различных размеров, подходящих для его камер, дистиллированной водой, измерительными банками и подносами, но и должен был нести с собой «темную комнату» — и все эти принадлежности весили около 50 кг. Мокроколлодионный процесс сразу же стал использоваться для создания портретов, потому что время экспозиции было сокращено до нескольких секунд и теперь процесс сеъмки было гораздо быстрее, чем в дагеротипии. Сравнительно быстрый мокроколлодионный процесс раскрепостил мастерство и воображение фотографов, которые оставили изумительные свидетельства тех дней. Однако многие фотографы испытывали серьезные трудности в пейзажной и документальной съемке: погода не всегда способствовала работе с быстросохнущими материалами в жарких странах или в холодном климате северных регионов.
Не нужно усложнять фотоснаряжение
Фотоаппараты, объективы, штативы – всё это не должно становиться основой деятельности фотографа и её основным смыслом.
Простое, привычное, удобное оснащение сильно упрощает жизнь фотографа и позволяет заниматься творчеством. Напротив, изобилие ненужных принадлежностей только мешает сосредоточиться на главном – на творчестве.
Например, фотографа интересует исключительно макрофотография. Тогда в оснащении достаточно ограничится одним макрообъективом, одной фотокамерой, одним штативом, одним спусковым тросиком и парой системных вспышек, с зонтами или софт-боксом.
Полезно собирать идеи
Чрезвычайно полезно собирать и записывать в Блокнот фотографа идеи будущих фотографий и реализовывать эти идеи при первой же возможности.
Очень важно перестать ходить с фотокамерой на шее и мыслью, что «надо снять что-то такое эдакое». При подобном «бесцельном хождении» камера превратиться в обузу, хобби – в обязаловку
При подобном «бесцельном хождении» камера превратиться в обузу, хобби – в обязаловку.
Кстати, сделанные во время подобных прогулок снимки, обычно, категорически не нравятся самому фотографу и не оправдывают его бессмысленного хождения с фотокамерой.
Например, фотографу нравится фотографировать цветы. Полезно записывать и зарисовывать идеи будущих фотографий цветов. Подумать о фоне для своих снимков, о деталях, которые могут присутствовать в кадре, о световом и цветовом решении снимка и проч.
Художественная значимость фотографий для человечества
Как правило, наивысшую художественную значимость на рынке произведений искусства имеют древние картины, несущие в себе дух эпохи, историческую и культурную неповторимость.
Фотоснимки никогда не имели столь высокой оценки, хотя в них есть большой художественный потенциал и она часто выступает в качестве единственного свидетельства исторических событий.
Сложились два мнения насчет значимости фотографии:
- документальная теория;
- художественная теория.
Значимость фотоснимков с исторической и художественной позиции никогда не воспринималось в каком-то определенном ключе. Разные человеческие потребности и варианты восприятия результатов фотопроцесса объясняют разность оценок. То, что одному человеку кажется важным и интересным, для другого может не иметь никакой ценности вовсе.
Фотография, как и картина, демонстрирует отражательную сущность предметного мира – благодаря этому ее можно считать составной частью изобразительных искусств. Безусловно, можно сказать, что фотоснимки активно применяют художественные методы выразительности живописи, копирование применения кисти или карандаша (в особенности это касается начала становления фотопроцесса).
Развитие направлений фотографии почти полностью дублирует имеющиеся направления живописи. Именно поэтому, когда мы смотри на фотоснимок, мы воспринимаем его как картину, на уровне подсознания соотносим отраженное на нем изображение с классическими канонами красоты.
Особенности восприятия фотографии
Итак, с одной стороны фотографию можно воспринимать как возможность выразить отношение к миру с новой позиции, наполненной эмоционально-оценочным суждением о предмете.
С другой стороны, способность отражать реальную информацию переводит фотоснимки в разряд ценных объектов для адаптации, выживания, имеющих способность сохранять и приобретать информацию.
И наконец, документальность и красота не являются взаимоисключающими характеристиками, все зависит от конечной цели фотосъемки.
В связи с тем, что фотопроцесс представляет собой один из объектов визуального изучения ее следует рассматривать с новой позиции, учитывая разницу между фотографией-искусством и фотографией-документом. При этом последнее необходимо воспринимать не только как исторический предмет, а как актуальную необходимость, которая возникла в обществе, возможность адаптации к окружающему миру.
Следовательно, культурная значимость фотоснимка как художественной ценности не всегда воспринимается публикой объективно и в полной мере.
Неповторимость происходящего и разнообразие методов его воплощения содержит огромные возможности самовыражения фотоснимка. Для объектов, имеющих историческую и культурную ценность, личное и художественное можно заменить на такие характеристики как историческая значимость и редкость.
Фотограф: Евгений Колесник
Вы участвуете в этих фотоконкурсах?
Начало: 01-10-2019 Тема: яблоки Жанр: объектная фотография, натюрморт |
Начало: 20-08-2019 Тема: предметы Жанр: предметная фотография |
Интересные публикации на сайте
Под модной фотографией подразумевают направление фотографии, которое посвящено индустрии моды.На снимках могут быть изображены модная одежда, аксессуары или другие товары. Часто подобные фото публикую… |
Документальная фотография – это не просто жанр фотографии, это особая организация фотографических изображений, фактов. Каждый момент нашей жизни наполнен уникальными событиями, а документальная … |
Новые фотоконкурсы на сайте
Начало: 14-10-2019 Тема: осенний макромир Жанр: макрофотография |
Начало: 01-10-2019 Тема: яблоки Жанр: объектная фотография, натюрморт |
Детективная камера и Кодак
Первый создатель желатиновых сухих пластин в Америке был Джордж Истмэн, который днем работал в одном из банков в Нью-Йорке, а по вечерам вручную покрывал стеклянные пластины жидким светочувствительным желатином. Истмэн вскоре улучшил качество этих пластин, создав машину, равномерно покрывавшую их желатином. В 1879 году он запатентовал машину в Англии, а на следующий год за то же изобретение получил патент в Соединенных Штатах. В том же году Е.Т. и Г.Т. Энтони, крупнейшие торговцы фотографическими товарами в стране, уже продавали сухие пластины Истмэна.
Цены на камеры были снижены, и компания Энтони стала усиленно рекламировать «фотографию на сухих пластинах для миллионов». Небольшая, 4 на 5 дюймов, камера с объективом, штативом и дюжиной сухих пластин Истмэна стоила всего 12 долларов 25 центов. Это был прорыв! Фотография действительно стала доступной по сравнению с предыдущими десятилетиями
В 1881 году Истмэн бросил работу в банке, чтобы все внимание уделить своей растущей фабрике по производству сухих пластин. В течение следующих двух лет Истмэн улучшил качество пластин, увеличив светочувствительность эмульсии и ее стабильность, для работы при любых климатических условиях
Профессиональные фотографы бесконечно доверяли его продукции. Истмэн продолжал свои эксперименты, изыскивая пути к новому фотопроцессу, при котором можно было бы отказаться от желатиновой сухой пластины.
Он вернулся к использованию бумаги, как основы, и изобрел машину, которая покрывала желатином целый ролик бумаги. После экспозиции и проявки бумажные негативы, чтобы они стали прозрачными, обрабатывались касторовым маслом. Все это очень походило на то, как в начале сороковых годов калотипы Фокса Тальбота держали в масле. Но по своей чистоте, ясности эти негативы не шли в сравнение со стеклянными пластинами. Истмэн тогда попробовал покрывать бумагу двумя слоями желатина. После проявки и фиксации нижний слой растворялся в теплой воде, а изображение оставалось на светочувствительном верхнем слое желатина, который затем покрывался слоем более густого желатина и высушивался. Величайшим достоинством этой новой «американской пленки», как назвал ее Истмэн, являлась ее гибкость. Кассету с роликом пленки можно было вставить в любую существующую камеру, даже одной рукой.
Мгновенная фотография стала реальностью. Моментальный снимок вступил в свои права. Теперь фотография перестала быть уделом профессионалов и увлеченных любителей, готовых испытывать все трудности, которых требовала мокрая пластина. И камеры, похожие на небольшие странные ящики, которые носили в руках сыщики-любители, стремясь сделать беспристрастные снимки, стали называться «детективными камерами».
Истмэн в 1886 году сконструировал и запатентовал камеру-ящик для стандартной роликовой катушки, рассчитанной на сорок восемь негативов размером 4 на 5 дюймов, с фокусирующей оптикой и, как он назвал, «затвором аллигатора», который не очень хорошо работал. Двумя годами позже он разработал превосходную для того времени любительскую камеру и породил слово, которое с тех пор стало синонимом слова «камера» — «кодак».
Камера «Кодак» была небольшим ящиком (отсюда и название «детективная камера»), немногим более 6 дюймов в длину, 3,5 дюйма в ширину и менее 4 дюймов в высоту. С ней мог работать каждый, кто, как было написано в инструкции, способен:
1. Направить камеру.
2. Нажать на кнопку.
3. Повернуть ключ.
4. Дернуть шнур.
«Кодак» № 1 не был крошечной камерой. У нее имелся объектив, который передавал круговое изображение диаметром в 2,25 дюйма на пленку. На ролике помещалось 100 кадров. Когда весь ролик был полностью экспонирован, то камера посылалась по почте обратно к Истмэну, который возвращал камеру заряженной новыми негативами и отправлял сто отпечатков, наклеенных на картон (или столько отпечатков, сколько было годных негативов), полученных с первого ролика — и все это стоило 10 долларов. А при начальной покупке заряженная камера стоила 25 долларов. Лозунг Джорджа Истмэна — «Вы нажимаете на кнопку — мы делаем все остальное» — объясняет появление первого общедоступного искусства, которое завоевало всемирную популярность.
Надо научиться фотографировать по плану
Этот пункт перекликается с пунктом 2. Полезно собирать идеи, ведь идеи не должны оставаться идеями. Фотография требует практики.
Для того чтобы фотографировать по плану следует завести специальную папку. Это может быть папка для бумажных отпечатков или же папка на компьютере (ноутбуке).
Фотографируя по плану, фотограф делает некоторое количество фотографий, тщательно обрабатывает их, а лучшие снимки помещает в эту специальную папку.
При этом совсем неважно, исследуется ли новый сюжет, испытывается новая фотокамера или объектив. Определяющим является качество фотографий, а не их количество
Определяющим является качество фотографий, а не их количество.
Например, фотографу стали интересны снимки капель воды. Следовательно, надо запланировать и произвести подобную съёмку.
Если фотография является хобби, то, как правило, съёмка производится в выходные, в праздники и в отпуск. Поэтому у фотографа должен быть подготовлен план съёмок, который позволит не терять драгоценное время на придумывание сюжетов.
Выводы
Пользоваться онлайн-ресурсами для того, чтобы создать коллаж, легко и удобно. И практически всегда бесплатно.
С их помощью можно получить и виньетку, и необычную открытку, и плакат, потратив всего несколько минут.
Тогда как громоздкие и, чаще всего, требующие серьёзных финансовых затрат, редакторы типа «Фотошопа» стоит покупать лишь профессионалам, для которых обработка фото является работой.
Видео по теме:
Создать коллаж из фотографий онлайн — ТОП-10 сервисов
Создать коллаж из фотографий онлайн — ТОП-10 сервисов
https://youtube.com/watch?v=RpYExEWBQsA