Уроки фотографии. Зонная теория экспозиции

Для получения технически качественного фотоснимка требуется грамотное определение экспозиции. В противном случае кадр окажется пересвеченным или слишком темным. Нужно понимать, что камера старается в автоматическом режиме выставить правильную экспозицию, избавив пользователя от подобной проблемы. Но во многих случаях фотоаппарат ошибается. Поэтому профессионалы стараются выставлять экспозицию самостоятельно.

Для начала следует уяснить определение понятия «Установка экспозиции». Грамотно выставить экспозицию — это не просто выбор того или иного параметра. Фотографу нужно понять, насколько темно или светло в данный момент в месте съемки. Это поможет определиться с параметрами выдержи и диафрагмы. Не забывайте, что матрица должна получить строго определенное количество света. А фотограф должен понять, при каких параметрах она получит именно такой объем света.
ansel_adams-n
В середине XX века Ансел Адамс практиковался в фотографии. Его незаурядный ум вечно пытался понять, как можно упростить фотосъемку. В результате на свет появилась зонная теория экспозиции. Согласно ей, почти в любой фотографии присутствуют десять зон разной освещенности. Это правда, взгляните на окружающий вас мир. Даже отдельно стоящий объект (например, кружка на столе) освещен в разных областях по-своему. Сбоку и сверху кружка может быть очень ярко освещенной, так как именно в этих частях на неё падают солнечные лучи из-за окна. Ближняя часть же в этом случае будет освещена гораздо меньше. Самой темной при этом будет подножие кружки, которым она соприкасается со столом. И такие моменты встречаются везде, за исключением совершенно неосвещенных мест.

Знаменитый фотограф отразил свою теорию в таблице. В ней указаны все градации серого, от непроглядно черного цвета до яркого белого. Это и есть ступени экспозиции. Каждый следующий тон отличается от предыдущего по яркости освещения ровно в два раза. Нулевой ступенью является абсолютно черный тон. Такие участки обычно встречаются в очень глубоких тенях, а также в темных помещениях, если они фотографируются с ярко освещенной улицы. Девятой ступенью экспозиции является чистый белый свет без деталей. Такими бывают солнечные блики на зеркальной, металлической или водной поверхности.
nega
Зонная теория заключается ещё и в том, что для правильного определения всей экспозиции не нужно задумываться о каждой зоне. Достаточно лишь верно определить одну зону. По этому принципу действуют все фотоаппараты. Их экспонометр в автоматическом режиме старается найти на снимке стандартный серый фон (пятая ступень экспозиции по зонной теории). Области с меньшим или большим освещением его не интересуют.

Пятая зона представляет собой средний серый тон. Такая зона в снимке ищется не только автоматикой, но и всеми фотографами, которые используют ручной режим. В реальной жизни подобной освещенностью обладает зеленая трава и тень в солнечный день. Также можно ориентироваться на нормальный загар человека. Найти подобную экспозиционную зону можно почти всегда.

Приблизительная настройка экспозиции возможна не только по пятой зоне. Для ускорения процесса можно найти участок с меньшей освещенностью. Но при этом нужно ввести поправку, указать фотоаппарату на несоответствие выбранной области зоне среднего серого тона. Для этого обычно используется специальная кнопка корректировки экспозиции. С её помощью прибавляется или вычитается то или иное количество экспозиционных степеней.

Экспонометру (выносному или встроенному в камеру) совершенно неинтересен цвет объекта. И это очень важный фактор, который следует учитывать. В этом плане экспонометр сильно отличается от человеческого глаза. Мы воспринимаем цветные объекты по-разному. Некоторые цвета нам кажутся очень яркими, из-за чего их освещенность кажется очень высокой. Таким свойством обладают желтый и красный цвета. От этого они и называются «теплыми». Остальные цвета чаще всего кажутся умеренно освещенными. Лишь черные и коричневые объекты могут казаться очень плохо освещенными.

Всё это хорошо заметно при переводе фотографии в черно-белый режим. На любом снимке вы сразу увидите, насколько освещены те или иные области. Если не вдаваться в подробности, то экспонометр действует именно так, он ориентируется на черно-белую версию изображения.

Теперь вы должны понять, что яркость многих объектов на самом деле примерно одинакова. Меньше света отражают только объекты, окрашенные в коричневый и черный цвета. Учитывайте это при ручном выставлении экспозиции. Старайтесь во время этого процесса ориентироваться на пятую зону. Она соответствует стандартному серому тону.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *