Статьи на букву Т
Содержание
- Перспектива
- Зачем нужна перспектива в фотографии
- Презентация на тему Перспектива в рисунке. Перспектива от лат. perspicere ясно видеть, постигать в изобразительном искусстве система способов изображения пространства на. Транскрипт
- ТОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
- Линейная перспектива
- Где найти и как применить воздушную перспективу
- Воздушно-тональная, световая перспектива
Перспектива
Фотография представляет собой два измерения, и наиболее простой способ сделать ее более интересной и реальной — придать ей глубину с помощью перспективы. Перспектива помогает при построении композиции, так как чувство глубины может приблизить нас к реальности и позволяет нам погрузиться в фотографию, застыв около нее.
Перспектива была введена в живопись в XV веке флорентийскими художниками Маззачо и Паоло Уччелло, а затем описана в «Трактате о живописи» Леонардо да Винчи.
В основном, в большинстве фотографий перспектива появляется, но фотограф должен хорошо узнать ее свойства, чтобы использовать их по максимуму.
Мы различаем два важных вида перспективы в фотографии.
Линейная перспектива
Это перспектива, в которой линии соединяются в одной, двух и трех точках удаления
Чем более преувеличенным будет это соединение, тем бóльшую глубину мы получим и нам удастся привлечь внимание и интерес. Хотя нужно помнить, что чрезмерность придаст фотографии неестественность
Самый привычный способ контролировать перспективу — использовать подходящие линзы. Широкоугольный объектив нашей фотокамеры, тот, который обладает открытым углом «зрения», создаст более сильный эффект перспективы, чем теле и зум-объективы, при использовании которых перспектива вообще может исчезнуть.
Но не только выбор объектива позволяет нам играть с перспективой. Ракурс тоже помогает в этом. С помощью верхнего и нижнего ракурса можно усилить перспективу в фотографии, а в съемке на уровне объекта и в съемке сверху перспектива вообще может исчезнуть. В завершение нужно сказать, что перспектива появится неизбежно, когда в кадре присутствует больше прямых линий, то есть это скорее возможно в местах, созданных человеком, ведь прямые линии сложно увидеть в природе.
Воздушная перспектива
Это перспектива, которая достигается со сменой тональности и четкости объекта съемки в зависимости от того, насколько далеко он расположен от фотокамеры. Мы часто видим это, например, в пейзажах разнообразных горных цепей, которые чем дальше находятся, тем становятся более темными и менее четкими.
Эта перспектива усиливается при таких особых метеорологических условиях, как туман, который создает глубину в фотографии, в которой расстояния между элементами небольшие.
Пример 1. Линейная перспектива
«Passatge de La Pau», Barcelona (2008)
Пейзаж, снятый в Готическом квартале в Барселоне, на Passatje de la Pau. Темнело, и поэтому уличный свет был уже включен. Видя, что издалека приближается мотоцикл, я запечатлел несколько моментов, из которых в итоге выбрал этот. На фотографии мы можем видеть линейную перспективу, то, как горизонтальные линии фасадов направлены в воображаемую точку, в бесконечность улицы.
Пример 2. Линейная перспектива
«Cap el Teide», Tenerife (2009)
Другой пример. Дорога в природный парк Тейде. Это одна из фотографий моей «канарской коллекции». Присмотритесь, как такой неестественный, созданный Человеком, элемент как дорога, пространство между двумя прямыми параллельными линиями, в итоге создает очень интересный эффект глубины в фотографии благодаря перспективе. Она наводит нас на мысль о долгом пути в Тейде.
Пример 1. Воздушная перспектива
«Or», La Santa (2009)
“Or” — фотография, снятая в Ла Санта (Лансероте) в вечернее время, когда сёрферы используют последние светлые часы уходящего дня, чтобы преодолевать волны. В данном случае, туман, поднимающийся над водой около берега, усиливает воздушную перспективу, которую особенно видно из-за гор: горная цепь теряет четкость, делая фотографию более глубокой.
Пример 2. Воздушная перспектива
«Sagrada Familia», Barcelona (2008)
Эта фотография, сделанная на входе в больницу Сан Пау в Барселоне — пример воздушной перспективы, примененной в городе. Густой туман помогает нам создать глубину, мы можем видеть передний план — контрастирующая пара, на втором плане — здания, улицы и на заднем — Собор Святого семейства в сероватом цвете и совершенно нечеткий, будто речь идет о тени.
Зачем нужна перспектива в фотографии
Перспектива делает фото объемным, создавая иллюзию многоплановости и большого пространства, которое простирается и уходит за горизонт, за область видения.
Фотографии различных авторов отличаются своей изюминкой. Но все они в определенной мере соблюдают правила фотографирования, которые значительно улучшают снимки и облегчают их восприятие. Одним из фотографических принципов является создание перспективы, или субъективного ощущения глубины.
Наши глаза видят мир трехмерно, оценивая пространственное расположение объектов – тех, что близко, на переднем плане, и тех, что далеко или уходят вдаль. На фото передать это гораздо сложнее. Для этого используют специальные приемы. В частности, выделают три вида:
- Линейная — распространенный вид, представляет собой использование параллельных прямых и ритма линий, идущих вдаль. К последнему относится дорога, забор, столбы, деревья и т.д. Такой прием придает снимку динамику, а у зрителя вызывает интерес, особенно если в конце естественным образом сходящихся линий, вдалеке находится кто-то или что-то.
- Тональная – перспектива, создающая благодаря плотности воздуха различия в оценке светлоты дальних и расположенные рядом предметов. Одна из сложных, на мой взгляд. Различают прямую и обратную тональную перспективу, то есть когда дальний объект более светлый или, соответственно, более темный по сравнению с окружающим пространством.
- Воздушная (атмосферная) — съемка в тумане, дымке, при снегопаде. О такой перспективе можно говорить, когда ближайшие объекты выглядят яркими и насыщенными, а отдаленные постепенно блекнут, их очертания размываются и контраст снижается за счет непрозрачности воздуха.
Презентация на тему Перспектива в рисунке. Перспектива от лат. perspicere ясно видеть, постигать в изобразительном искусстве система способов изображения пространства на. Транскрипт
1
Перспектива в рисунке
2
Перспектива (от лат. perspicere ясно видеть, постигать) в изобразительном искусстве система способов изображения пространства на плоскости. Перспектива в рисунке — способ изображения объемных фигур, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве перспектива используется как одно из художественных средств для усиления выразительности образов.
3
Кирпич, нарисованный без использования перспективы. Это называется горизонтальной проекцией.
4
Кирпич, нарисованный с использованием перспективы. Это называется рисунком с перспективой.
5
Перспектива используется не только затем, чтобы нарисованный предмет казался трехмерным, но также и для создания иллюзии, будто он находится ближе или дальше от зрителя, или же для того, чтобы у смотрящего на картину создалось ощущение пространства.
6
Перспектива бывает линейная, воздушная и обратная. Линейная перспектива это способ изображения окружающей действительности на плоскости с передачей объема и глубины. Линейная перспектива наиболее традиционна, т.к. отвечает естественному восприятию окружающего мира.
7
Воздушная перспектива это основанная на зрительном восприятии система передачи удаленных предметов, включающая в себя смягчение очертаний, ослабленное изображение деталей, уменьшение яркости цвета и другие приемы.
8
Обратная перспектива способ изображения, при котором линии схода направлены не вглубь картины, а на зрителя. Этот вид перспективы использовали древнерусские живописцы в иконописи и фресках. Центр мира при этой проекции помещался внутрь художника и зрителя и параллельные линии сходились не снаружи, а внутри наблюдателя. Из двух одинаковых предметов большим при изображении пространства на плоскости в этой системе оказывался тот. который располагается дальше от зрителя.
9
Линия горизонта Плоскость, горизонтальная, бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и видимая в виде прямой горизонтальной линии, называется в перспективе горизонтом.
10
Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта,- видим снизу. У всякой горизонтальной плоскости, находящейся ниже горизонта, мы видим верхнюю поверхность; у плоскости, находящейся выше горизонта, мы видим нижнюю поверхность. Все горизонтальные линии, находящиеся ниже перспективного горизонта, то есть видимые сверху, при удалении как бы поднимаются и приближаются к нему, но никогда его не пересекают. Все линии, расположенные выше горизонта, удаляясь, кажутся опускающимися и приближающимися к нему. Они не пересекают его.
11
Если вы сядете на землю, то перспективный горизонт опустится вместе с вами, при подъеме в гору он поднимается. Понятно, что горизонт, находящийся всегда на высоте глаз, пересекает все предметы перед рисующим на той же высоте.
12
Точка схода. Рельсы уходят по равнине все дальше и дальше, пока не достигают горизонта и не пропадают из виду далеко-далеко. Место, где они скрываются из виду называется точкой схода.
13
Задание Нарисовать аллею пример
ТОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Помимо рассмотренных нами ранее особенностей воздушной перспективы в фотографии глубина пространства часто передается тональными переходами, в той или иной степени схожими с образованием тональной перспективы в природе. Если фотографию построить с разделением тональностей в глубину по принципу от более темных к более светлым, у зрителя возникнет ощущение тональной перспективы даже при незначительной глубинной протяженности объекта съемки (фото 14).
Такая тональная перспектива привычна и очень похожа на какую-либо разновидность воздушной перспективы. Создание подобной тональной перспективы во многих случаях вполне по силам фотографу — она в основном определяется правильностью и логичностью тонального ряда в кадре. Темные участки объекта съемки, вплоть до силуэта, отождествляются нами как близкорасположенные, а более светлые — как удаленные на некоторую глубину. Даже применение при съемке малой глубины резкости для объектов на дальних планах способно восприниматься зрителем как некое подобие тональной перспективы. Действительно, при не резкости объектов дальнего плана, по отношению к переднему, мы наблюдаем размытие контуров и тональное высветление, за счет того, что светлые лучи (в нерезкой части кадра) проецируются на более темные участки изображения и тонально их смещают в более светлый диапазон тонов. Налицо два признака тонального строения кадра для передачи пространства.
Фото 13.
Фото 14.
Автор выражает глубокую признательность выпускникам фотошколы SP STUDIO, снимками которых иллюстрирована данная статья.
Фотографии : Алексей Ушаков (1 и 2), Антон Горбачев (3), Владимир Экономов (4), Станислав Тарасов (5), Елена Здраевская (6), Василий Баранюк (7), Максим Рословцев (8), Сергей Шандин (9, 10 и 13), Игорь Маков (11), Никита Вихрев (12), Михаил Астахов (14).
Линейная перспектива
Линейная перспектива связана с переменой места наблюдения, с выбором точки съемки. Известно, что все параллельные линии, проведенные последовательно через удаленные к горизонту плоскости, перпендикулярные осп зрения, воспринимаются глазом как сходящиеся в одной точке. Эту точку принято называть «точкой схода». При выборе места съемки надо помнить, что с переменой точки наблюдения перемещается и «точка схода», изменяя линейную перспективу изображения. Меняется при этом и расположение линии горизонта.
Выбор точки съемки для построения кадра
Высокая точка съемки необходима тогда, когда важно развернуть в кадре ландшафт во всей его ширине, когда необходимо показать его глубину, взаимоотношение отдельных объектов и частей целого. Низкая точка используется, когда следует выделить предмет первого плана, особенно подчеркнуть его, как бы «укрупнить»
Низкая точка может быть связана с точкой зрения наблюдателя, лежащего на земле, смотрящего вверх со дна ущелья, из ямы и т. п. При съемке человека высокая точка создает эффект «приниженности», придавленности человека к земле. Нижняя точка, наоборот, делает человека более «монументальным», подавляющим, тяжелым.
При съемке широкого пейзажа, на фоне которого необходимо выделить важную деталь, лучше всего пользоваться широкоугольной оптикой, которая способна передать наиболее ярко глубину, масштабно увеличить предмет первого плана, четко проработать фон
Строя кадр с учетом законов линейной перспективы, надо все ее возможности использовать для выделения, подчеркивания в кадре главного объекта съемки — того предмета: (группы предметов), на котором должно фиксироваться внимание зрителя
Где найти и как применить воздушную перспективу
При каких условиях может возникнуть воздушная перспектива? Этому весьма способствует влажный или, увы, загрязненный воздух. К слову сказать, капельки воды в воздухе, как и пыль, не слишком благоприятны для фотоаппарата, так что будьте в курсе. После таких прогулок не помешает почистить объектив, а может, и почистить зеркало в корпусе, хотя бы специальной щеточкой.
В целом, можно более конкретно говорить о том, что воздушная перспектива может быть:
- Воздушно-капельная (водная). Говорит сама за себя: это перспектива, в которой не последнюю роль играет и плотность воздуха, и его влажность. Такая дымка порождена крупными молекулами воды в окружающей среде и часто встречается в природе. Вы могли заметить такой эффект вблизи водных поверхностей – водопадов, озер, водоемов и пр. Погода и время года существенно влияют на ее проявление, например, зимой мы можем замечать изморозь – маленькие кристаллы льда, которые в определённой степени рассеивают световые лучи, создавая завесу. Она может придавать воздуху слегка синеватый цвет.
- Воздушно-пылевая. Из-за частиц земли, которые ветер поднимает в воздух, видимость также нарушается, будто опускается туман слегка коричневатого оттенка.
- Искусственная – в результате появления в воздухе инородных частиц, например, от заводов. Часто в городе можно наблюдать смог. В отличие от дымки природного происхождения он обычно бывает серого цвета.
Повторюсь, что воздушная перспектива влияет на фотографируемые объекты. Она изменяет их:
- Цвет, снижая его насыщенность, влияет на светлоту.
- Тон, добавляя синего, желтовато-коричневатого или др.
- Контраст света и тени. Они также становится менее заметными.
- Четкость, то есть у предмета по большому счету остаются более или менее видимые очертания, без деталей.
Примеров грамотного использования любой из перечисленных перспектив превеликое множество. Фото моста, уходящего вдаль от фотографа и теряющегося в глубине пространства, вьющийся горный ручей, множество пиков гор или холмов, разделенных туманом, колесница (или современный вариант — машина), скрывающаяся в пыли дороги.
Ваш зеркальный фотоаппарат — ваш величайший инструмент, который может творить историю. Узнайте все преимущества вашей зеркалки и станете на шаг выше тех, кто просто фотографирует в автоматическом режиме! Рекомендуемые мною курсы начинающим.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для почитателей зеркального NIKON.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для почитателей зеркального CANON.
На этом все, что я хотел вам поведать про воздушную перспективу. Надеюсь вам стало более понятно, что это такое. Прощаюсь, но ненадолго! Был рад поделиться своими знаниями. Жду вас снова на моем блоге, не забывайте подписываться и делиться статьей!
Всех вам благ, Тимур Мустаев.
Воздушно-тональная, световая перспектива
Воздушно-тональная, световая перспектива связана с эффектом неодинаковой видимости предметов в кадре по мере их удаления от точки съемки. Предметы, расположенные ближе и ярко освещенные солнцем, рельефны и четки. Их окраска более интенсивна, тени от них глубоки и насыщены. По мере удаления предметов они как бы «сереют», бледнеют, отходят в глубину. Чем предмет дальше, тем он кажется не только меньше, но и менее ясным, менее резко очерченным, менее четким. У удаленных предметов яркость их окраски бледнеет. Они теряют свою резкость, делаются расплывчатыми, прикрываются пеленой дымки, пыли, тумана. Все это создает эффект воздушно-тональной перспективы, создает глубину кадра.
В отдельных случаях дымка совершенно поглощает удаленные предметы, иногда с излишней «мягкостью» фона приходится даже бороться с помощью специальных светофильтров. При черно-белой съемке проверить силу и эффект воздушно-тональной перспективы помогает использование густого синего или коричневого светофильтра, через который просматривается объект съемки. Эти светофильтры превращают многокрасочное цветное изображение в одноцветное, монохромное черно-белое и этим дают возможность более ясно представить то, что получится на экране. Такая проверка, кстати, позволит новичку убедиться в том, что предметы, расположенные в значительном удалении, но более ярко освещенные, кажутся выдвинутыми вперед, что съемка в условиях слабого освещения приводит к получению плоскостного изображения, что отсутствие интенсивных теней делает снимок менее выразительным, серым.
Воздушно-тональная перспектива в значительной степени связана с условиями освещения, в свою очередь зависящими от времени съемки. Лучшее время съемок — утреннее и предвечернее, когда солнце находится еще не высоко или уже перевалило за зенит и пошло вниз, когда тени подчеркивают рельеф, отделяют один объект от другого. Воздушно-тональная перспектива, смягчая постепенно интенсивность теней, создает глубину изображения, способствует его большей выразительности.
Компонуя кадр, надо искать в нем «многоплановость», позволяющую шире использовать линейную и воздушно-тональную перспективу. Надо научиться хорошо использовать первый план, сразу же создающий эффект глубины в сочетании с отдаленным фоном и предметами второго плана
Ярко освещенный предмет па первом плане привлекает внимание зрителя, становится в кадре главенствующим. Темный, не фиксируя внимание зрителя, создает глубину при пейзажной съемке, подчеркивает место ярко освещенных предметов второго плана