Композиция в дизайне. Элементы композиции. Законы композиции

Задание 1Плоскостная абстрактная ахроматическая графическая композиция Плоскостная композиция

Выявляет способности к графическому анализу и синтезу абстрактных образов предметов, движений и состояний. Требуется выполнить плоскостную абстрактную композицию, представляющую заданное состояние (движение, качество, явление) на основе элементов образа заданного предмета.

Техника и материалы

Элементы композиции – линия, контур, пятно, плоские геометрические фигуры в любых сочетаниях, пересечениях, наложениях. Ахроматическая (черно-белая) графика в любой доступной технике (карандаш, лайнеры, рапидограф). Допускается растр и регулярная (чертежная) штриховка. Не допускаются полутона, «рваные» края, нечеткие окончания линий и свободное растекание (использование кисти возможно только для раскрашивания фигур с четким контуром). Не разрешается использовать реалистичные предметные формы и их отдельные детали (четкие, замкнутые силуэты и контуры вещей, природных объектов и живых существ), элементы мимики лица, знаки, символы, текст. Следует избегать явных проявлений объемности, многопланового или трехмерного пространства. Работа выполняется на формате АЗ. Половина формата (левая) отводится под поисковые эскизы в любой технике. Чистовая версия композиции может выполняться как в карандаше, так и с обводкой рапидографом, лайнером, маркером или иным графическим инструментом и должна иметь размер не менее 15х15 см. Рекомендуется использование линеек, лекал и других чертежных принадлежностей.

Создание объемно- пространственной композиции через рисунок

На первом этапе это может быть рисунок объемно- пространственной композиции. Он состоит из следующих этапов:

1. Компоновка изображения в листе.

2. Соответствие изображения с натурой (соотношение пропорций и масштабов).

3. Выявить центральный элемент в работе.

4. Силуэтная выразительность композиции.

5. Сохранение конструктивной ясности в отображении объёмно- пространственных свойств формы.

6. Передача пространства и плановости посредствам перспективы и построения линий.

7. Графическая проработка объемности предметов (через свет, тень, полутень).

8. Обобщение (акцентировать главный предмет).

В процессе построения рисунка все эти этапы должны обязательно учитываться. Разберёмся с ними подробнее.

Первое с чего мы должны начать- это правильно выбрать размер и расположить предметы в пределах заданного формата. Чтобы правильно закомпоновать предметы, нужно в первую очередь проанализировать их форму, размеры и расположение. Для композиционного размещения предметов необходимо определить пропорции, место предполагаемого изображения на листе, размер и масштаб. Следует наметить края изображения. Нельзя чтобы крайние точки изображения упирались в края листа, и наоборот, не стоит оставлять на листе неоправданное пустое пространство. В обоих случаях нарушается композиция.

Затем следует сравнить изображение на листе с натурой, сопоставить пропорции и характеристики.

Теперь определяем центр композиции, решаем какой предмет является главным вокруг которого, будут располагаться второстепенные.

После того как предметы уже намечены в листе бумаги с учетом их реальных пропорций мы должны скорректировать силуэт, если это требуется. Чтобы силуэт был интересен, он должен быть динамичен, в нем не должны повторяться формы. А так же в рисунке не должно быть мертвых точек.

Когда уже приступаем к проработке предметов, мы всегда должны помнить о конструкции работы. Все предметы должны быть конструктивно отрисованы. В рисунке конструкция предмета должна быть прозрачна, т.е. те стороны предмета, которые мы не видим, мы всё равно должны конструктивно показать. Это и будет указывать на то, что предмет был изучен, а так же что мы знаем его конструкцию.

Следующий этап- это работа с перспективой. Все предметы должны сокращаться в соответствии с перспективой. Для более точной передачи перспективы можно определить точку схода, с учетом ракурса, и все линии изображения должны сходиться в точке схода, тем самым образуя перспективное сокращение.

Чтобы подчеркнуть плановость, мы акцентируем предметы на переднем плане. Так же при создании конструкции мы можем выделить грани предмета, которые находятся ближе к нам, тем самым предметы станут лучше читаться и их расположение в пространстве станет яснее.

При помощи светотеневой проработки мы выявляем объемы предметов. Следует помнить, что падающие тени всегда будут темнее собственных, особенно те, которые ближе расположены к нам. На этом этапе мы выявляем формы предметов и работаем тональными отношениями.

Последний этап- обобщение. Рисунок следует привести к общему соподчинению всех тонов в соответствии с общим зрительным впечатлением и композиционной целостностью. На этом этапе мы акцентируем главный предмет, и прорабатывает его детально.

После того как рисунок прошел все этапы и может считаться законченным. Мы может приступить к созданию макетирования, если этого требует задание.

Создание объемно- пространственной композиции через макетирование

Мы рассмотрим, из каких процессов состоит макетирование, и какие материалы лучше использовать при создании макета.

С начала, решим, с каким материалом лучше работать.

Для учебного макетирования используются бумага, картон, эглин, иногда пенопласт. Лучший материал- плотная бумага типа «ватман», акварельная бумага в папках, тонкий белый картон. Бумага — прочный структурный материал, в то же время бумага хорошо гнется и обрабатывается. Она дает возможность четкого конструирования геометрических форм и в то же время способна передать тончайшую пластику формы. В макетировании бумагой имитируют различные конструкции, всевозможные строительные материалы — бетон, мрамор, металл и др.

Бумага — легкий в обработке материал, поэтому эскизные макеты из бумаги делаются очень быстро. Комбинируя варианты, можно быстро склеить композицию , изменить форму, пропорции составляющих ее элементов, заменить один элемент другим.

Работа с эглином не менее важна, чем работа с бумагой. Это разные по качеству материалы. Зрительное и осязательное восприятие их различно. Эглин (пластилин) — аморфный материал, дает больше работы осязательным анализаторам, бумага — зрительным. В работе с эглином больше ощущение пластики, что позволяет дополнительно чувствовать ее массу, структуру, равновесие.

Характер работы с этими материалами тоже различен: если макет из бумаги собирают из отдельных частей, конструируют форму (больше комбинаторных действий), то работа с эглином строится по-другому: форма в основном лепится путем удаления части массы из монолитного куска (как в работе над скульптурой).

И так мы решили, что для первой работы лучше всего следует использовать бумагу, а вообще выбирать материал следует в зависимости от той цели, которую мы хотим достичь.

Процесс макетирования складывается из нескольких последовательных стадий:

1) процесс поиска композиции — это могут быть эскизы в виде рисунка или изготовление эскизного макета;

2) вычерчивание развертки принятого варианта и процесс раскроя;

3) склеивание макета и подмакетника.

Для качества изготовления макета важно, где получится стыковка поверхностей, по какой линии форма будет склеена. Желательно, чтобы мест склеивания было как можно меньше, они не должны попадать на выступающие углы и располагаться на поверхности граней, видимых с главной точки зрения

Прямолинейные надрезы и разрезы бумаги выполняют ножом по линейке.

Процесс склеивания разверток очень долгий и кропотливый, поэтому потребуется не мало времени и терпения.

От того, насколько качественно будет сделан макет, зависит ясность восприятия композиции.

Изобразительное искусство

Учебник для 5 класса (Украина)

§ 24. Орнаментальная композиция

Орнамент (лат. ornamentium — украшение) — узор, построенный на ритмическом повторении геометрических элементов — растительных или животных мотивов и предназначенный для оформления разнообразных вещей (предметов быта, мебели, одежды, оружия и т. д.), архитектурных сооружений.

Мотив — часть орнамента, его главный элемент. В зависимости от мотивов орнаменты делятся на три группы: геометрические, растительные, животные. Как видно из названия, главным мотивом геометрического орнамента являются геометрические фигуры.

В основе растительного орнамента лежат реально существующие в природе цветы, листва, плоды и т.д.

В животных орнаментах изображают животных, например коня, зайца, рыб, петуха, голубя, кукушку.

По композиции орнаменты делят на несколько видов: в полосе (фризы), в квадрате, в прямоугольнике, в треугольнике, в круге (розетты). Исходя из этого, различают три их типа:

    • линейные;
    • ячеистые (состоящие из равных ячеек);
    • замкнутые.

Орнаментальный мотив

Фриз

Раппорт

Розетта

Линейные орнаменты — это орнаменты в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива.

Ячеистый, или раппортный, орнамент — это мотив, который повторяется и по вертикали, и по горизонтали. Это орнамент бесконечный во всех направлениях. Раппорт — элемент орнамента, его главный мотив. Обычно используют прямоугольный раппорт.

Замкнутый орнамент компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розетте). Мотив в нем или не повторяется, или повторяется с поворотом на плоскости.

Симметрия (от древнегреческого — соразмерность) — соответствие, неизменность, проявляемые при каких-либо изменениях, при повторах, при воспроизведении. Двусторонняя симметрия, например, означает, что правая и левая стороны относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково. Асимметрия — отсутствие или нарушение симметрии.

Ось симметрии — воображаемая линия, разделяющая фигуру на две зеркально равные части. По количеству осей симметрии фигуры бывают: с одной осью симметрии, с двумя, с четырьмя, а в круге вообще бесконечное количество осей симметрии.

В изобразительном искусстве симметрия — средство создания художественной формы. Она присутствует в орнаментальной композиции и является одной из форм проявления ритма в орнаменте.

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повтора мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм — главное свойство любой орнаментальной композиции. Характерной чертой орнамента является ритмический повтор мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты.

Ритмическое построение — это взаимное расположение мотивов в орнаментальной композиции. Ритм организует определенное движение в орнаменте: переходы от малого к большему, от простого к сложному, от светлого к темному или повторы тех же форм через определенные промежутки.

Ритм может быть:

  1. метрический (равномерный);
  2. неравномерный.

Ученическая работа. Орнаменты, выполненные краской и кистями

Ученические работы. Орнаменты, выполненные краской и кистями (1); вытынанки (2, 3)

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.

Неравномерный ритм придает композиции динамику, а равномерный делает ее спокойной.

  1. Что такое орнамент? Как разделяют орнаменты по различию мотивов? По композициии?
  2. Какие три типа орнаментов вы знаете?

Выберите формат и попробуйте создать орнаментальную композицию.

Инструменты и материалы: лист бумаги, акварельные краски, карандаш, резинка, кисти, фломастеры, цветные карандаши.

План работы:

  • Выберите тип и формат будущего орнамента, его основные мотивы и цветовую гамму.
  • Решите, какой тип симметрии вы примените.
  • Элементы орнамента будут повторяться или чередоваться?
  • Определите, где в вашей композиции будут акценты, какой цвет будет доминировать.
  • Определите, статическим или динамическим будет ваш орнамент.
  • Какими деталями вы обогатите свою композицию, каким будет фон?

Принципы композиционных построений

УПРАЖНЕНИЕ 1. Равновесие

Начнем с исследования равновесия. Выполним работу в технике аппликации, используя белую и черную бумагу (работу можно выполнить на компьютере в любом графическом редакторе). Элементами композиции выберем квадраты или прямоугольники. Приготовим четыре белых квадрата — четыре плоскости. Используя черный квадрат и заданную белую плоскость, решим одну из важнейших композиционных задач — добьемся композиционного равновесия (баланса) белого и черного (1–5).

(1) (2) (3) (4) (5)

УПРАЖНЕНИЕ 2. Динамика

Но квадраты можно заставить «двигаться» на листе бумаги. Теперь воспользуемся черным листом, а квадраты и прямоугольники вырежем из белой бумаги. Поместим белый квадрат или прямоугольник под углом к черной плоскости. Белый квадрат или прямоугольник благодаря своему расположению рождает ощущение движения. Вводя в композицию дополнительные элементы, можно усилить ощущение движения, а можно, наоборот, «остановить» движение. При наклоне всей формы относительно заданной плоскости или поверхности земли она приобретает еще большую динамику. Это задание надо выполнять, постоянно сравнивая динамику с равновесием, тогда впечатление движения будет нагляднее (6–10).

(6) (7) (8)
(9) (10)

УПРАЖНЕНИЕ 3. Композиционная доминанта

В данной композиции поставим задачей выделение главного элемента — композиционной доминанты.
Если изображение (или предмет) воспринимается как единое и неделимое целое, явно не распадается на отдельные самостоятельные части, то налицо целостность, внутреннее единство, как первый признак композиции. Неделимость композиции художественного произведения складывается из так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты композиции. Одной из конструктивных идей может стать композиционная доминанта, то есть выделение в композиции главного элемента.
В театре принято говорить, что короля играет его свита. В композиции тоже есть свои «короли» и окружающая их «свита», как солирующие инструменты и оркестр. Связь элементов композиции становится органичнее и понятнее, если в ней имеется главный элемент — центр композиции, вокруг которого на художественной основе объединяются остальные. На главный элемент композиции — доминанту — устремляется в первую очередь взгляд зрителя (11, 12).

11. Николай Суетин. Эскиз росписи стены.
Витебск. 1920
12. Винс Фрост. ЛИФТ 01, афиша. 2000

Элементами композиции выберем квадраты, прямоугольники, линии, круг. Сделаем круг смысловым, конструктивным центром композиции

Центр, фокус композиции, ее главный элемент может быть и на ближнем плане, и на дальнем, может оказаться на периферии или в середине — это не важно, главное, что второстепенные элементы «играют короля», они подводят взгляд к кульминации композиции. Выполняем в технике коллажа (цветная бумага, вырезки из газет и журналов) или на компьютере (13, 14)

(13) (14)

Как гармонично расположить композиционный центр в листе

Существует несколько композиционных приемов, по которым можно выстраивать композиция.

Правило третей в композиции


Это самый простой и популярный способ компоновать предметы. Его очень любят фотографы(не зря на фотоаппаратах и телефонах часто есть функция разбивки на девять клеточек, как раз, чтобы искать композиционный центр). По правилу третей идеальное расположение композиционного центра на пересечении этих линий или прямо на них.
Это, естественно, работает не только в фото, но и в рисунке и в живописи.
«Купание лошади» Серова.
Все по клеточкам.
Композиционный центр – это морда лошади и голова человека, которые выстроились в одну линию. Тело лошади заканчивается в пределах трети, горизонт на линии, уровень ног лошади по линии.
Или натюрморт.
Композиционный центр кувшин на пересечении линий, а цветы по линии, открытое окно по линии.

Центрированная композиция

В такой композиции композиционный центр обычно совпадает со зрительным центром, то есть, по сути, центр листа.
И все самое главное находится по центру листа.
В портретном жанре такой вариант композиции часто используется.
в натюрмортах, когда Вы рисуете один какой-то предмет или главный предмет в центре, а все остальное равномерно по бокам.
В центрованной композиции может быть множество фигур, но они располагаются вокруг главного центра и подчинены ему. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
Все сходится к фигуре Христа, хоть здесь имеется очень много разных фигур, все линии перспективные сходятся к Христу.
Плюс центральная фигура находится на фоне белого неба в оконном проеме, очень контрастно.
Здесь стоит еще упомянуть о симметрии. Она тоже связана с зацентрованной композицией. И симметрия обычно ассоциируется с чувством равновесия, статичности. Поэтому подходит для спокойных, уравновешенных сюжетов, где отсутствует напряжение, какая-то динамика.

Золотое сечение в композиции

Все наверняка слышали об этой магической штуке, о какой-то там вселенской пропорции, которая является идеалом красоты, гармонии и самой лучшей и удачной пропорцией. Выражена она вот в такой золотой спиральке (другое название спираль Архимеда), смысл которой средним умом не понять.
«Ага! Я сейчас на свои фотки наложу такую спираль и случайной вероятностью найду там золотое сечение» — скажите Вы! И вполне вероятно! Это же спираль вселенской гармонии, она заложена в человеке на подсознательном уровне. И факт остается фактом: даже стада овец разбегаются по спирали, которая соответствует вот этой спирали Архимеда. Я Вас не буду морочить всеми аспектами этой спирали. Для того, чтобы компоновать предметы, стоит усвоить лишь основной ее смысл, который заложен именно в пропорциональном соотношении.
Еще раз, если вся длинна 100%, то меньший отрезок 38,2%, а больший 61,8%,
Как это применить в компоновке предметов.
Рассмотрим еще раз картину «Утро стрелецкой казни».
При беглом взгляде можно обнаружить сразу три места, организованных в соответствии с золотым сечением: — голова Петра, относительно вертикали
— голова Петра относительно стрельца
— и разделение картины собором
Золотое сечение, конечно, не очень удобный способ компоновать предметы. Вы ж не будете сидеть над работой с линейкой или вот с этой спиралькой, вырезанной, не знаю, каким образом, и искать – где же мне тут что расположить. Просто нужно усвоить на глаз, запомнить, какое соотношение: один отрезок чуть больше половины, другой – чуть меньше половины.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР.

Гриценко Елена Павловна , МБОУ «СОШ №13″, учитель изобразительного искусства, г. Нефтеюганск, ХМАО — Югра.

Предмет (направленность): изобразительное искусство

Возраст детей: 10 — 12 лет

Место проведения: класс

Одной из важнейших задач преподавания изобразительного искусства в школе является развитие у детей творческого воображения. Творческое воображение позволяет мысленно достраивать реально воспринимаемый мир, отражаемый на уровне сознания лишь фрагментарно, поскольку значимость простого восприятия актуализируется сиюминутно, исходя из насущностных интересов и потребностей личности в данный момент. Мир, нас окружающий, воспринимается лишь фрагментарно, а творческое воображение позволяет сводить эти моменты в единое целое. Творческое воображение – это универсальная способность, без которой невозможен никакой творческий процесс. Для развития упомянутого качества, считаю целесообразным включать в систему уроков специально подобранные упражнения. Относительно регулярно включаю в свои занятия серию упражнений под общим названием «Динамическая композиция из геометрических фигур», суть которых состоит в следующем:

Цель: ученик, владеющий способом комбинаторики, как этапом освоения творческого воображения.

Задачи:

научить из одного набора геометрических фигур составлять различные и заранее определённые художественные образы.

Развивать умение составлять художественный образ из различных фигур. Закрепить умение организовывать динамическую композицию. Развивать навыки конструирования целого объекта из деталей.

Воспитывать усидчивость, терпение, скрупулезность, интерес к творческой художественной деятельности.

План занятия.

1. Организационный момент.

2. Ученикам говорится, что начинается не совсем обычный урок, на котором мы будем работать с геометрическими фигурами.

Эти фигуры предлагается «оживить», составив из них подвижные объекты.

Вспоминаем правила построения динамической композиции.

3. На доске уже есть набор фигур из которых учитель составляет первый образ (можно сделать его статичным и спросить у учеников, как превратить его в динамичный).

Далее спрашиваем, какую ещё фигуру можно составить из данного набора? Приглашаем учеников для создания образа (можно несколько примеров. Желательно донести до учеников, что проще создать образ, если заранее определить, к какому типу он относится — машина, животное, человечек).

Любой, из получившихся, образ обрисовываем по контуру и демонстрируем ученикам, как его можно дорисовать и превратить в картинку.

4. Каждому ученику раздаются индивидуальные наборы геометрических фигур.

Задание: определить для себя, какой образ им хотелось бы создать, затем, выложить его на альбомном листе, причем, использовать в рисунке необходимо все фигурки, возможен вариант наложения фигурок друг на друга, мелкие детали можно дорисовать, такие, как глаза, рот, нос, ладошки и т. п. и придумать возможность восполнить недостаток фигур для недостающих частей образа.

Затем, обвести понравившийся вариант и дорисовать динамическую композицию.

5. Во время выполнения учениками задания, желательно самому учителю не подсказывать ученикам, какой вариант лучше, какой, по мнению учителя, получается образ. Обычно, достаточно напомнить правила выполнения задания, чтобы ученик справился достаточно успешно.

Провожу такие занятия уже много лет, кажется, что уже и придумать ничего нового нельзя, но ученики всегда меня удивляют!

3

ИСПЫТАНИЕ ПО КОМПОЗИЦИИ ГРАФИКА

Правила проведения:

Сдается при поступлении абитуриента на группу направлений Культура и искусство».

Продолжительность — 240 минут.

Работа состоит из двух заданий на листе бумаги формата А-2.

Задание 1. Плоскостная композиция в цвете

Абитуриенту необходимо продемонстрировать способности к ассоциативно-образному,
абстрактному мышлению, а также навыки композиционной работы. Предлагается на основе
заданной колористической гаммы на определенную тему выполнить ассоциативно-образную
плоскостную композицию в цвете, носящую абстрактно-формальный характер изображения.

Абитуриент может использовать в качестве элементов композиции силуэты различных
геометрических фигур, пятна, линии, полосы. По желанию можно также использовать
различные фактуры, модули, шрифты. Цвет необходимо использовать как композиционное
средство для раскрытия темы задания. Материал — гуашь.

На одной половине листа бумаги формата А-2 предлагается расположить выбранное абитуриентом
в результате вариантного поиска решение абстрактной плоскостной композиции (297х420 мм).

Эскизы вариантного поиска предлагается расположить на второй половине листа, на вертикально
полосе (шириной 80-100 мм). На оставшейся части листа следует расположить задания № 2.

Задание 2. Стилизация объекта природной формы

Абитуриенту необходимо продемонстрировать навыки логического выделения существенных
свойств заданной природной формы и на этой основе с помощью любых художественно-композиционных
средств разработать варианты стилизации.

Абитуриент может использовать также любой способ изображения:

  • орнаментально-декоративный;
  • абстрактно-геометрический;
  • знаково-символический.

Задание выполняется на второй половине листа (А-2), где необходимо разместить
эскизы вариантного поиска и окончательный графический рисунок — стилизованное
изображение природной формы. Рекомендуемый размер изображения окончательного
варианта — 150-170 мм. Материал — тушь, перо, черная гелевая ручка и т.п.

Критерии оценки работ по композиции

Выполненная абитуриентом работа оценивается предметной комиссией по 100-бальной шкале в
соответствии со следующими требованиями:

  • Соответствие предложенного решения теме задания.
  • Соблюдение условий композиционного задания.
  • Грамотность компоновки изображений на листе, точность использования формата.
  • Качество художественного решения.
  • Равновесие и масштаб цветовых пятен.
  • Выявление композиционного центра как линейно-графического, так и колористического.
  • Профессиональное мастерство.

Список литературы

  1. Веннинджер М. Модели многогранников. Пер.  с англ. В.В. Фирсова. Под ред. И с послесл. И.М. Яглома., М., «Мир», 1974.
  2. Волков В.В. Современное направление и перспективы научных исследований по геометрии и графике: обзор докладов на международной конференции ICGG2014. /В.В.Волков, Н.В. Кайгородцева, К.Л.Панчук// Материалы V Международной научно- практической конференции «Проблемы качества графической подготовки: традиции и инновации». – Пермь: Изд-во Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2015. – С.90-99
  3. Голубева О.Д. Основы композиции. Учеб.пособие. -2-е изд. – М.:Изд.дом «Искусство», 2004. – 120с.:илл.
  4. Дружкова Н.С. Педагогическая концепция и ее традиции в современном художественном образовании :. автореф. дис. … д-ра пед. наук. / Н.С. Дружкова – Москва, 2008 – 58с.
  5. Изюмова М.В., Князева Е.В. Пропедевтика. Основы композиции: Учебно-методическое пособие /М.В.Изюмова, Е.В.Князева.- СПб.:Невский институт управления и дизайна, 2012 -138стр.:ил.
  6. Иттен И. Искусство цвета. — М.: Д. Миронов, 2001
  7. Иттен И.  Искусство формы. — М.: Д. Миронов, 2001
  8. Князева Е.В. Организация самостоятельной работы студентов-дизайнеров. / Е.В.Князева // Материалы IV Международной научно- практической конференции «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации». – Пермь: Изд-во Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2014. – С.396-404
  9. Устин, В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. — 2-е изд., уточненное и доп. / В.Б. Устин. – М.: АСТ: Астрель, 2006.- 239, с.: ил.

Композиционный центр и ритмы в рисунке

Сегодня мы опять о композиции в рисунке, а точнее о композиционном центре и ритмах.

Композиция в рисунке — это гармоничное размещение предметов на листе.

Ваш лист может быть любого размера, может быть квадратом, прямоугольником вытянутым  по ширине или длине, узким прямоугольником и т.д. Все зависит от того, что вы компонуете и какова ваша задача, что вы хотите сказать зрителю

Есть несколько условий, но самое важное — изображаемое должно гармонично смотреться в листе, отвечая вашим задачам

Центр композиции, то есть то, что является главным, должно быть акцентировано. Взгляд человека в картине должен сначала попадать на композиционный центр. Это то место, где будет наибольший контраст. Затем человеческий взгляд должен «ползать» по картине, находя все большие детали, рассматривая подробности. Вы можете как акцентировать взгляд на первом плане, так же и пропустить этот первый план, заставляя зрителя взглянуть сначала на второй план. Представьте, что вы смотрите через окно на пейзаж вдали, но очертания вашей комнаты и окна все же входят в поле вашего зрения

Что кажется вам более четким? Ну или наоборот, вы акцентируете внимание на комнате и окне, а пейзаж за окном кажется вам менее четким. Какой бы план вы не решили сделать главным, главное решите этот вопрос, иначе все в картине будет мельтешить и путаться

На первой работе отсутствует композиционный центр, все раздрызгано, на второй же явно виден композиционный центр.

Сравните и две следующие работы.

Пейзаж обладает композиционным центром — это мост, бытовая картина — тоже, это блудный сын в объятьях отца, а вот икона не обладает композиционным центром.

Помните, что Композиция состоит из элементов, из плоскости и тоновых пятен. Композиция должна иметь неравное количество черного и белого, ритм не должен быть монотонным. Вы можете в эскизе тоновым образом решить сколько черного, белого и серого у вас будет и где именно.

КОМПОЗИЦИЯ — это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею.

Вам необходимо решить какой эффект вы хотите произвести на зрителя. Возможно это иллюстрация с огромной черной тенью от человека, иллюстрирующая темную устрашающую ночь. Тогда нужно выбрать такой формат и нарисовать эту огромную тень так, что бы это производило устрашающее впечатление. Возможно это светлый портрет балерины, передающий легкость, показывающий ее движение в танце. Тут должна присутствовать динамика и, к примеру, черты лица не так важны. А возможно, это психологический портрет или вы заметили в человеке такие красивые глаза и грустный взгляд, что вы хотите передать именно его, и поза человека тут вам совсем не важна. Возможно, что Вам не захочется рисовать изображаемый предмет во весь размер, но закомпонуйте его так, что бы ваша идея была видна.

Раз уж мы заговорили о композиции, которая передает зрителю определенные чувства, то давайте рассмотрим виды этой композиции чуть подробнее.

Горизонтальная композиция передает тишину и спокойствие.

Диагональная — динамику и движение.

Круглая — любовь, единство, завершенность.

Вертикальная – страх, господство.

Квадратная — устойчивость, стабильность.

В дополнение к линиям композиции важно рассмотреть тоновое или цветовое решение. Именно они  в сумме и создают искусство, которое будет доносить до зрителей ваши чувства и мысли

Но о цветовом решении поговорим в другом мастер классе.

В следующем мастер классе мы рассмотрим с чего же начать компоновать, как правильно приступать к работе.

Главная » Обучение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *