Потрясающие среднеформатные портреты на 500px
Содержание
Плёнка и фотоматрица
Надо отметить, что и для 35-мм плёнки имеются отдельные системы (например, панорамные фотоаппараты «Горизонт» или «Hasselblad X-pan»), делающие кадры бо́льшего размера, чем стандартные 24×36 мм, но эту аппаратуру не причисляют к среднему формату.
В то же время, цифровые камеры с размером матрицы более 24×36 мм причисляют к среднеформатным. Чаще всего, это плёночные среднеформатные камеры, в которых съёмная кассета для плёнки заменяется цифровым задником. К таким относятся «Hasselblad HxD», «Leaf Credo», «Phase One P». Реже этот класс представлен неразъёмными камерами: «Leica S2», «Mamiya DL28» и его близнец «Pentax 645». Размеры матриц в задниках достаточно различны и могут иметь прямоугольную или квадратную форму. Размер ячейки обычно колеблется от 9 до 6 микрон, что крупнее среднестатистической зеркальной цифровой камеры, основанной на стандартах 35-мм плёнки. Максимальный размер кадра имеют 80-мегапиксельные матрицы в цифровых задниках Phase One 53,7×40,4 мм. Это немного меньше младшего плёночного среднего формата 6×4,5 см, у которого размер кадра примерно 56×41 мм в зависимости от конкретной модели. Существуют матрицы более крупного размера, применяемые в спутниковых фотоаппаратах, но промышленные камеры обычно имеют другую классификацию.
В среднем формате приняты несколько стандартов размера кадра: 6×4,5 см, 6×6 см, 6×7 см, 6×8 см, 6×9 см, 6×12 см, 6×17 см и некоторые другие, основанные на шестисантиметровой плёнке, также используются и другие нестандартные. Исторически средний формат появился как более лёгкая альтернатива листовой плёнке формата 9×12 см, 13×18 см и 18×24 см — большому формату. Средний формат использовался первоначально репортёрами в конце XIX и первой половине XX века для облегчения процесса съёмки, потом его во многом заменила 35-мм плёнка, а в современном мире большинство фотожурналистов снимает на цифровые камеры.
Что такое средний формат
Термин «средний формат» применяют чаще всего при описании съемки с фотоматериалами, площадь которых меньше, чем 9х12 см, но больше, чем стандартный размер 35-милимметровой фотопленки. Наиболее часто под этим понятием подразумевают пленки типа 120 и 220, или же рольфильм.
Под понятием «средний формат» объединяют все форматы, начиная диспропорциональным 6х3 см и заканчивая панорамным 6х24 см. Между этими крайностями располагают более распространенные варианты. Самый маленький из всех с наиболее привычными пропорциями и самый совершенный технологически – 6х4,5 см. Многие камеры данного формата автоматизированы, как и узкопленочные, хотя и уступают в цифрах. Самый известный из средних форматов – 6х6 см. 6х7 – очень популярен, обеспечивает достойное качество. Далее идут широко распространенные ранее, а теперь довольно редко встречающиеся – 6х8 и 6х9, и панорамные форматы 6х10, 6х12, 6х17, 6х24, являющиеся весьма специализированными и используемые нечасто. Из всех перечисленных наиболее распространены такие: 6х45, 6х6, 6х7
При отсутствии каких-либо специфических требований, ваше внимание привлечет один из них. При этом первый вариант наиболее автоматизирован, второй довольно консервативен, а третий – наиболее удобен по пропорциям
Данные форматы реализованы в различных типах камер, но наиболее распространены однообъективные зеркальные камеры, имеющие модульную конструкцию. Они универсальны, этим и объясняется их популярность. Немалую роль также играет наличие развитой системы аксессуаров, совместимости с цифровыми задниками, громкие названия самых известных брендов, выпускающих подобные аппараты.
Конструкция среднеформатных фотоаппаратов предназначена, по большей части, для съемки на рольфильм, но в целом ряде моделей есть возможность использовать 35-мм магазин, в том числе и панорамный, который позволит обходиться одной камерой для разных задач.
Большинство среднеформатных фотоаппаратов тяжелы, слабо автоматизированы, довольно дороги в эксплуатации и обслуживании, но, тем не менее, фотографы, как профессионалы, так и любители, все равно их покупают. В чем причина? Ответом служит качество снимков и оптики, существенный студийный потенциал и еще ряд специфических свойств, оценить которые можно, только начав работать в среднем формате.
Средний формат WiKi
Надо отметить, что и для 35-мм плёнки имеются отдельные системы (например, панорамный фотоаппарат «Горизонт»), делающие кадры бо́льшего размера, чем стандартные 24×36 мм, но эту аппаратуру не причисляют к среднему формату.
К среднему формату причисляют цифровые камеры с размером матрицы более 24×36 мм (среднеформатные цифровые фотоаппараты) — в основном это плёночные среднеформатные камеры, оснащённые цифровым задником, к ним относятся Hasselblad HxD, Leaf Credo, Phase One P; и камеры с матрицей, интегрированной в камеру, к которым относятся Leica S2, Mamiya DL28 и его близнец Pentax 645. Размеры матриц в задниках достаточно различны и могут иметь прямоугольную или квадратную форму. Размер ячейки обычно колеблется от 9 до 6 микрон, что крупнее среднестатистической зеркальной цифровой камеры, основанной на стандартах 35-мм плёнки. Максимальный размер кадра имеют 80-мегапиксельные матрицы в цифровых задниках Phase Oneiq280 53,7×40,4 мм. Это немного меньше младшего плёночного среднего формата 6×4,5 см, у которого размер кадра примерно 56×41 мм в зависимости от конкретной модели. Существуют матрицы более крупного размера, применяемые в спутниковых фотоаппаратах, но промышленные камеры обычно имеют другую классификацию.
В среднем формате приняты несколько стандартов размера кадра: 6×4,5 см, 6×6 см, 6×7 см, 6×8 см, 6×9 см, 6×12 см, 6×17 см и некоторые другие, основанные на шестисантиметровой плёнке, также используются и другие нестандартные. Исторически средний формат появился как более лёгкая альтернатива листовой плёнке формата 9×12 см, 13×18 см и 18×24 см — большому формату. Средний формат использовался первоначально репортёрами в конце XIX и первой половине XX века для облегчения процесса съёмки, потом его во многом заменила 35-мм плёнка, а в современном мире большинство фотожурналистов снимает на цифровые камеры.
Главным преимуществом среднего формата над узкой плёнкой или цифровой камерой является большая информационная ёмкость. При той же разрешающей способности фотоэмульсий кадр большой площади регистрирует значительно большее количество деталей и обеспечивает более плавные тональные переходы. При этом, фокусные расстояния среднеформатных объективов больше, чем малоформатных. Так, для размера кадра 6×6 см нормальным считается объектив с фокусным расстоянием 80 мм, а для кадра 6×9 — 110 мм. Благодаря этому получаемая глубина резкости значительно меньше при тех же относительных отверстиях, что в некоторых случаях более выигрышно, особенно при портретной съёмке. В то же время, невозможность получить резкое изображение протяжённых в глубину сцен, в некоторых случаях неприемлемо, превращая эту особенность формата в его недостаток. В среднем формате применяются те же сорта плёнки и, за счёт большего размера, кадры получаются менее зернистыми и требуют меньшего увеличения при печати или сканировании.
Недостатками среднего формата считаются большие габариты фотоаппаратуры, следствием которых становится большой вес камер и частое требование штатива. Складная конструкция среднеформатной аппаратуры, позволяющая придать ей компактность при переноске, снижает оперативность съёмки и вынуждает носить камеру в разложенном состоянии. Подавляющее большинство среднеформатных фотоаппаратов приспособлены, в основном, для студийной съёмки, поэтому в них как правило, отсутствует автофокус. Для съёмки удалённых объектов требуются объективы значительно больших фокусных расстояний, более тяжёлых и громоздких, чем малоформатные аналоги с такой же светосилой. Габариты лентопротяжного тракта и особенности «рольфильма» ограничивают скорость съёмки с моторным приводом до 1,5—2 кадров в секунду, а большой размер файла среднеформатных цифровых задников также не позволяет снимать с большой частотой. В связи с этим среднеформатные фотоаппараты ограниченно пригодны для репортажной съёмки, и практически неприемлемы при съёмке спорта.
В среднем, современная среднеформатная камера дороже малоформатной в несколько раз, за исключением недорогих двухобъективных зеркальных, простейших или специальных любительских конструкций. Примером таких простых среднеформатных камер могут служить ломографические камеры: «Holga», «Diana», «Diana+», «Belair X 6-12».
Саундтреки
Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки
Подборки
Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»
править Источники
- ↑
- ↑
Среднеформатные цифровые фотоаппараты |
|
---|---|
Leica | Leica S1 • Leica S2 |
Mamiya | Mamiya 645D • Mamiya DL • Mamiya RZ |
Victor Hasselblad | Hasselblad HxD |
Pentax | Pentax 645D |
Sinar | Sinar m |
Phase One | PhaseOne 645DF • PhaseOne 645DF+ • PhaseOne iXR |
Жанры | Автопортрет • Архитектурная • Документальная • Ломография • Любительская • Макросъёмка • Микрофотография • Мобилография • Натюрморт • Ночная съёмка • Обнажённая натура • Панорамная съёмка • Пейзаж • Подводная съёмка • Портрет • Посмертная • Промышленная • Рекламная • Репродукция • Свадебная • Селфи • Уличная • Фотоохота • Фоторепортаж |
---|---|
Типы фотоаппаратов | Однообъективный зеркальный • Двухобъективный зеркальный • Дальномерный • Шкальный • Простейший • Крупноформатный • Среднеформатный • Малоформатный • Полуформатный • Компактный • Панорамный • Стереоскопический • Цифровой • Цифровой среднеформатный • Цифровой зеркальный • Псевдозеркальный • Цифровой беззеркальный |
Термины | Баланс белого • Боке • Ведущее число фотовспышки • Виньетирование • Главный фокус • Глубина резкости • Диафрагмирование • Дисторсия • Кадрирование • Кроп-фактор • Освещённость • Относительное отверстие • Пятно рассеяния • Рабочий отрезок • Светосила • Синхронизация фотовспышки • Фокальная плоскость • Фокусное расстояние • Фотографическая широта • Экспозиция • Эквивалентное фокусное расстояние |
Производители | Agfa • Canon • Casio • Eastman Kodak • Fujifilm • Hama • Konica • Konica Minolta • Leica • Minolta • Nikon • Olympus • Panasonic Lumix • Pentax • Polaroid • Ricoh • Samsung • Sigma Corporation • Sony • Tamron • БелОМО • Арсенал • КМЗ • ЛОМО • ФЭД |
Техника | Автофокус • Адаптер • Байонет • Батарейная рукоятка • Башмак • Бленда • Вайндер • Головка • Видоискатель • Дальномер • Затвор • Матрица • Меха • Мира • Моторный привод • Наглазник • Насадочная линза • Объектив • Переходник • Репетир диафрагмы • Светофильтр • Телеконвертер • Трансфокатор • Удлинительные кольца • Фильтр Байера • Фотовспышка • Фоторегистратор • Фоторужьё • Охотничья камера • Цифровой задник • Штатив • Экспонометр |
Портал • Список фотографов • Проект • Список самых дорогих фотографий |
Размеры кадра
Существует несколько классов крупноформатных фотоаппаратов, отличающихся размерами кадра и конструкцией. По области применения такие камеры принято делить на три типа: павильонные, дорожные и репродукционные. Павильонные камеры предназначены только для работы в специализированной фотостудии и характерны громоздкой конструкцией, непригодной для транспортировки и съёмки вне помещения. Большинство современных павильонных камер имеют карданную конструкцию, обеспечивая неограниченные возможности подвижек. Более компактны дорожные камеры, имеющие складную конструкцию и сравнительно компактные размеры, в том числе за счёт ограничения свободы подвижек. Дорожные камеры предназначены для установки на лёгкий штатив и могут использоваться в полевых условиях. Репродукционные камеры специально предназначены для изготовления фотокопий документов и других плоских оригиналов. Они сконструированы, как часть репродукционной установки, включающей держатель оригиналов и осветительную систему.
Крупноформатные пресс-камеры предназначены для фотожурналистики и наиболее универсальны. В отличие от большинства других крупноформатных фотоаппаратов они пригодны для съёмки с рук в любых условиях.
В кассеты крупноформатных камер заряжались фотопластинки или листовая фотоплёнка. Кассета — деревянная или металлическая коробка со сдвижной светонепроницаемой заслонкой (ши́бером). Кассеты могут быть односторонними или двухсторонними (двойными). В последнем случае, характерном для формата больше, чем 13×18 сантиметров, кассета состоит из двух отсеков, разделённых непрозрачной перегородкой, предназначенных для двух фотопластинок или листов фотоплёнки, повёрнутых друг к другу подложкой. После съёмки на один лист кассета переворачивается для съёмки на второй. Такая конструкция позволяет незначительно сократить вес и объём запаса кассет для выездной съёмки.
Для разных классов крупноформатной аппаратуры характерны различные размеры кадра:
- 9×12 сантиметров или 4×5 дюйма (примерно 10×13 см) — наиболее распространённый формат пресс-камер;
- 13×18 сантиметров или 5×7 дюймов — размер кадра пресс-камер, популярный до Второй мировой войны;
- 18×24 сантиметра или 8×10 дюймов (примерно 20×25 см) — формат кадра большинства дорожных камер;
- от 24×30 сантиметров до 50×60 сантиметров или 20×25 дюймов — форматы, характерные для павильонных камер;
Любая крупноформатная камера пригодна для съёмки на негатив меньшего формата и даже на роликовую плёнку. Для этого используются специальные адаптеры-переходники, часто входящие в комплект.
Современные цифровые задники сопоставимы по детализации лишь со снимками 9×12 см, а больший формат даёт выигрыш по детализации. На контактных отпечатках с негативов 18×24 см детализация настолько велика при очень высоком качестве изображения, что создаётся эффект присутствия, так как изображение соответствует по обилию деталей картине, видимой человеческим глазом с хорошим зрением.
править Описание
Недостаточное время эволюции и невысокая массовость (на 2013 г) пока не позволили приблизить технические и экономические показатели к показателям полноразмерного малого формата. Основные показатели определяются цифровых задников, системы и объектива.
Достоинства:
- высокое разрешение при допустимых шумах;
- оптические эффекты при большом размере матрицы: благодаря кроп-фактору больше единиц (в сравнении с плёночным среднеформатным фотоаппаратом) легче создавать широкоугольную оптику, несколько большая глубина резко изображаемого пространства.
Недостатки:
- низкая мобильность в первых моделях;
- технические особенности (в сравнении с полнокадровыми малого формата): отсутствие серийной съёмки и малая скорость серийной съёмки (порядка одного кадра в секунду), низкий диапазон светочувствительности (обычно 35—800 ISO), низкий предел выдержек (не короче 1/800 с.);
- высокая стоимость как фотоаппарата, так и объективов, узкий набор объективов (чаще всего — только от родной фирмы 4-6 шт.).
Характеристики фотоаппарата складываются из характеристик как отдельных его компонентов, так и в целом всей системы.
- Основными характеристиками цифрового задника являются: и , динамический диапазон и глубина цвета, получаемого с него изображения.
- Основные характеристики объектива: фокусное расстояние, светосила (максимально открытая диафрагма) и разрешающая способность объектива.
- Основные характеристики корпуса фотоаппарата: наличие подвижек объектива и эксплуатационные характеристики (пыле-влаго-защищённость, эргономичность, мобильность).
Какие преимущества и недостатки имеет среднеформатный фотоаппарат
Качественная, профессиональная фотография – стимул, который может подтолкнуть к приобретению среднеформатной камеры. Если не вдаваться в технические характеристики, то большинство однообъективных зеркальных камер в сравнении с репортажными моделями 35-мм современного образца имеют схожие преимущества и недостатки.
К бесспорным преимуществам можно отнести:
• большую площадь кадра; • возможность замены задников с пленкой; • возможность смены видоискателя; • высокое качество сборки и оптики фотоаппаратов; • независимость (в подавляющем большинстве) среднеформатных камер от источника питания и т.д.
Недостатков у среднеформатных зеркальных камер модульной конструкции можно насчитать не меньше, чем положительных моментов:
• они достаточно тяжелые и не всегда удобны (не эргономичны); • небольшое число кадров, которые можно отснять; • подверженность влиянию влаги, пыли, низкая ударостойкость; • не все модели имеют широкий набор зум-объективов, сопряженную экспоавтоматику и, тем более, автофокус; • небольшой диапазон фокусных расстояний, низкая светосила оптики; • достаточно высокая цена; • низкая скорость съемки.
После применения современного репортажного фотоаппарата, средний формат может показаться весьма ограниченным в возможностях. Прежде чем вложить немалые деньги в среднеформатную систему, было бы неплохо поснимать на подобную камеру, одолжив ее, например, у знакомого фотографа. Возможно, следует проанализировать несколько систем и выбрать оптимальную, наиболее удобную.
Тем не менее, по устоявшемуся мнению, средний формат – это лучшее решение для тех, кого интересует качество фотографий, а не скорость съемки. Большинство высококлассных профессиональных снимков делают именно с помощью среднеформатных камер, что наглядно демонстрирует их преимущества. О сайте fotomtv.
История возникновения
Leica S1 — предшественник среднеформатного цифрового зеркального фотоаппарата Leica S2
Mamiya SS — предшественник цифровой системы Mamiya 645 AF II
На 2013 год конструктивно такие фотоаппараты выпускаются только как цифровые зеркальные. В подавляющем большинстве их производят фирмы (за исключением фирмы Leica), выпускавшие плёночные зеркальные фотоаппараты среднего формата, которым для перехода от фотоплёнки к фотоматрице требовалось заменить сменный элемент: кассету с рольфильмом на цифровой задник. Поскольку, как и кассеты к рольфильмам, так и цифровые задники производятся многими сторонними фирмами (Kodak, Agfa и др.) и являются взаимозаменяемыми, как с кассеты на кассету и с цифрового задника на цифровой задник, так и с рольфильма на цифровой задник и наоборот, и являются сменными независимыми элементами системной камеры, то подобным «оцифровыванием» плёночной фотокамеры занимались многие фотографы. С улучшением характеристик фотоматриц в цифровых задниках, когда они стали реальной постоянной альтернативой фотоплёнке в рольфильме, фирмы, производящие среднеформатные фотоаппараты озаботились об «оцифровании» фотоаппаратов в своих линейках, производя не только замену рольфильма на цифровой задник, но и ориентируя (увеличивая функциональность, работающую только с цифровым задником) их на это. Теперь эти фирмы предлагают не плёночные фотоаппараты с возможностью фотографирования на матрицу, а цифровые, с возможностью фотографирования на плёнку. Но это было не со всеми, так Leica, ранее не производившая среднеформатные фотоаппараты, сперва увеличивала размеры матриц в своих дальномерных фотоаппаратах до малого формата (Leica M9) и создала среднеформатный зеркальный фотоаппарат со сканирующей ПЗС-линейкой (Leica S1), что дало базу для создания Leica S2. Leica S2 имеет несменную матрицу, разработанную Kodak специально для неё, и поддерживает только оригинальные объективы (наследие Leica S1) и аксессуары (наследие Leica M3).
Разновидности конструкций
Все цифровые среднеформатные камеры по конструкции можно разделить на:
- цифровые (зеркальные) фотоаппараты с несменной матрицей, например, ;
- зеркальные камеры со сменным цифровым задником;
- карданные камеры с цифровым задником.
Цифровые фотоаппараты с несменной матрицей не предполагают использование фотоплёнки, а только фотоматрицы. По конструкции (наличие позволяет фотографу наблюдать в окуляр видоискателя сзади камеры) и по эксплуатации (полноценный режим ), фотоаппарат аналогичен .
Цифровые зеркальные камеры могут быть собраны из специально разработанных и цифрового задника (если не приобретён готовым комплектом, например, ), или из цифрового задника с переходником и плёночного зеркального фотоаппарата (например, Hasselblad V-серии). В первом случае полученный фотоаппарат близок к цифровой зеркальной камере малого формата: корпус, объектив и задник спроектированы как единое целое и полностью согласованы в работе. Во втором случае фотоаппарат более универсален, позволяет выбрать те компоненты, которые наиболее подходят для данного вида съёмки. Например Hasselblad, начиная от H-Sistem, которая предлагает на выбор разные видоискатели, цифровые задники с разным разрешением, и заканчивая конструктором из универсального задника и любой плёночной среднеформатной системы, предоставляющей широкий парк объективов, разнообразных корпусов с разной поддержкой , и других аксессуаров. Но чем более универсальна система в настройке под конкретную съёмку (подвижки, формирование парка объективов и аксессуаров), тем менее универсальна в режиме эксплуатации (большие зазоры между компонентами системы ограничивают эксплуатация вне студии, объективы с нецентрическим выходом лучей с увеличением широкоугольности сильно затемняют и смещают цвета в виньете).
Фотографирование карданными камерами, предназначенными изначально на использование фотоплёнки, осуществляется в два этапа: настройка фотоаппарата по фокусировочному экрану матового стекла, а затем замена последнего цифровым задником для запечатления снимка.
Достоинства
Главное достоинство крупноформатных камер, кроме непревзойдённой информационной ёмкости — возможность контроля перспективных искажений и поля резкого изображения.
В современной фотографии на большой формат снимают, когда требуется особый контроль над перспективой: подвижки форматной камеры позволяют наклонять плоскость фокусировки и исправлять перспективные искажения. Используя подвижки и наклоны камеры, возможно на полностью открытой диафрагме снимать резкими объекты, непараллельные плоскости кадра, используя принцип Шаймпфлюга.
Фокусные расстояния объективов крупноформатных камер в несколько раз больше, чем малоформатных и позволяют получать очень маленькую глубину резкости даже на больших дистанциях наводки, обеспечивая уникальный оптический рисунок. В современной фотографии крупноформатные камеры применяются для архитектурной, интерьерной съёмки и съёмки рекламы в студии. Также большой формат применим в специальных технических целях для получения фотошаблонов или аэрофотосъёмки с большим разрешением. Размер кадра больший, чем 8×10 дюймов в настоящее время практически не встречается.
История
Первые фотоаппараты были крупноформатными, поскольку размер получаемого изображения зависел от размера кадрового окна. Дагеротипы получались в единственном экземпляре на посеребрённой пластинке, непосредственно экспонируемой в фотоаппарате и не могли быть другого размера. Последующий технический прогресс и появление негативно-позитивного процесса позволил тиражировать фотоотпечатки контактным способом, позволяющим получать фотографии только того же размера, что и негатив. Это было обусловлено непригодностью низкочувствительных хлоросеребряных фотобумаг к оптической печати. Обычными форматами негатива в те годы были 30×40 см, 50×60 см и ещё больше. Появление высокочувствительных желатиносеребряных фотобумаг, пригодных для оптической печати, дало возможность уменьшить формат негатива. Так монополия крупноформатных камер на рынке фотооборудования закончилась с появлением среднеформатных, а позднее — малоформатных и миниатюрных камер.
Разновидности конструкций
Все цифровые среднеформатные камеры по конструкции можно разделить на:
- цифровые (зеркальные) фотоаппараты с несменной матрицей, например, Leica S2;
- зеркальные камеры со сменным цифровым задником;
- карданные камеры с цифровым задником.
Цифровые фотоаппараты с несменной матрицей не предполагают использование фотоплёнки, а только фотоматрицы. По конструкции (наличие пентапризмы позволяет фотографу наблюдать в окуляр видоискателя сзади камеры) и по эксплуатации (полноценный режим Live View), фотоаппарат аналогичен цифровому зеркальному фотоаппарату малого формата.
Цифровые зеркальные камеры могут быть собраны из специально разработанных корпусов и цифрового задника (если не приобретён готовым комплектом, например, Mamiya 645D), или из цифрового задника с переходником и плёночного зеркального фотоаппарата (например, Hasselblad V-серии). В первом случае полученный фотоаппарат близок к цифровой зеркальной камере малого формата: корпус, объектив и задник спроектированы как единое целое и полностью согласованы в работе. Во втором случае фотоаппарат более универсален, позволяет выбрать те компоненты, которые наиболее подходят для данного вида съёмки. Например Hasselblad, начиная от H-Sistem, которая предлагает на выбор разные видоискатели, цифровые задники с разным разрешением, и заканчивая конструктором из универсального задника и любой плёночной среднеформатной системы, предоставляющей широкий парк объективов, разнообразных корпусов с разной поддержкой подвижек, и других аксессуаров. Но чем более универсальна система в настройке под конкретную съёмку (подвижки, формирование парка объективов и аксессуаров), тем менее универсальна в режиме эксплуатации (большие зазоры между компонентами системы ограничивают эксплуатация вне студии, объективы с нецентрическим выходом лучей с увеличением широкоугольности сильно затемняют и смещают цвета в виньете).
Фотографирование карданными камерами, предназначенными изначально на использование фотоплёнки, осуществляется в два этапа: настройка фотоаппарата по фокусировочному экрану матового стекла, а затем замена последнего цифровым задником для запечатления снимка.