Лицом к лицу интригующие черно-белые портреты диких животных

Одесский биографический справочник

  • О проекте
  • Тематический указатель
  • Авторы статей
  • Новости
  • Контакты

АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Саша Черный (псевдоним; настоящее имя Александр Михайлович Гликберг) – поэт, прозаик, переводчик.

Родился 13 октября 1880 года в Одессе в семье провизора, которая потом некоторое время жила в квартире № 18 дома Семашко на Ришельевской, 74. В детстве его уменьшительно и ласково называли Сашей. Когда же появился на свет двоюродный брат – тезка, но, в отличие от него, блондин, то для удобства семейных разговоров новорожденного начали называть Сашей белым, а его старшего братишку, соответственно, Сашей черным.

Спустя годы семейное прозвище обернулось псевдонимом Саша Черный, который был известен всей читающей России, а потом всей читающей российской же эмиграции, потому что стал наш земляк популярным сатирическим поэтом.

Вид со стороны улицы.

Одессу он покинул рано, печатался с 1904 года, со временем начал сотрудничать в лучших сатирических журналах “Зритель”, “Леший”, “Маски” “Молот”, “Сигнал”, “Скоморох”, многих других. После конфискации цензурой его первого сборника стихов “Разные мотивы” в 1906 году Саша Черный во избежание ареста уехал за границу, где, раз уже так случилось, прослушал курс лекций в Гейдельбергском университете. Вернувшись в Россию, выпустил “Сатиры и лирика”, стихотворный цикл “Война”, книги для детей “Тук-Тук” и “Живая азбука”, печатал сатирические стихи в знаменитом журнале “Сатирикон”, потом при содействии М. Горького перешел в журнал “Современник”.

Портрет Саши Черного работы В.Д. Далилеева. Капри, 1912 г.

Саша Черный был санитаром на Первой Мировой войне, а в 1920 году, когда уже все окончательно стало ясно, вторично, теперь уже навсегда, уехал за границу, где еще много чего хорошего написал и напечатал: книгу стихов “Жажда”, поэму “Кому в эмиграции жить хорошо”, книги рассказов “Сон профессора Патрашкина”, “Дневник фокса Микки”, “Солдатские сказки”, “Несерьезные рассказы”, повесть “Чудесное лето”, пьесу для детей “Возвращение Робинзона”.

5 августа 1932 года Саша Черный умер в Ла Фавьер, близ местечка Лаванду во Франции. Когда загорелся дом соседа, он, не раздумывая, бросился на помощь, сделал все, что хотел и на что способен был, после чего последствием морального и физического перенапряжения случился смертельный сердечный приступ.

Литераторов-эмигрантов, даже самых талантливых, прежняя власть вычеркивала из памяти читателей, и новые поколения произведения Саши Черного уже практически не знали. Но времена меняются, и теперь о нем пишут статьи и книги, печатают его сочинения, которые когда-то были необыкновенно популярны, в том числе повесть в стихах “Любовь не картошка” – историю любви студента Эпштейна, “совратителя невиннейшей девушки, чистой как мак”.

И воспоминаниями одесского детства остался опубликованный в 1933 году для русских ребят – детей эмигрантов – рассказ “Голубиные башмаки”, где могучие биндюжники, портовые люмпены, Греческая улица, незабываемого вкуса вареники с вишнями и словечко “шмаровоз”, по которому безошибочно можно узнать одессита, где бы он ни жил и во что бы ни рядился, – в кимоно ли, пончо или юбочку из пальмовых листьев…

Ростислав Александров,краевед, журналист

2 сентября 2015 года, в рамках празднования Дня города, на Аллее Звезд Одессы была открыта новая звезда – в честь Саши Черного.

Кинта дель Сордо Дом Глухого

В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем, известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого).

Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Рисунок выполнен Сейнт-Элмой Гаутьер в 1877 году. Дом Гойи – небольшое строение слева. Правое крыло было возведено после смерти художника.

К этому времени художник пережил череду личных трагедий: смерть жены и нескольких детей, разлуку с близкими друзьями, тяжёлую болезнь, которая стала причиной его глухоты. Поселившись за городом, в тихом месте за рекой Мансанарес, Гойя надеется обрести душевный покой и избежать сплетен вокруг его отношений с Леокадией Вайс, молодой красивой женщиной, которая на тот момент была замужем за богатым купцом Исидоро Вайсом.

Но непростая ситуация в стране, которую художник остро переживает, и тяжёлый сердечный приступ, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье и психику. У Гойи начинается депрессия. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника.

Существует множество объяснений тому, какой философский и символический смысл имеют росписи из «Дома глухого». Некоторые исследователи творчества Гойи считают, что «Чёрные картины» вообще не поддаются пониманию. Что такое эти фрески? Проекции кошмарных снов, запечатленные галлюцинации больного рассудка или зашифрованные пророчества грядущих бед, ожидающих, как самого Гойю, так и всё человечество? Однозначного ответа не существует.

Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов  выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который  можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю

Поэтому, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *