DJI Zenmuse X7 для киносъёмки с дронов

Технические параметры

Размер кадра стандарта ANSI S35 с полным шагом составляет 24,9×18,7 мм. Его площадь больше, чем у классического кадра 21,95×16 мм, но в большинстве случаев используется скрытое кашетирование: при съёмке экспонируется вся высота кадра, а при оптической печати фильмокопий или цифровой обработке, часть изображения оригинального негатива сверху и снизу срезается.
Соотношение сторон будущего кадра заранее определяется , в соответствии с чем размечаются киносъёмочных аппаратов, изначально отображающие весь кадр. Формат кадра обычно выбирается из ряда: 1,34:1 для фильмов IMAX, 1,85:1 или 1,66:1 для кашетированных копий (Flat), 2,20:1 для широкоформатной копии, 2,39:1 для анаморфированной широкоэкранной копии (Scope), 16:9 для широкоэкранного или 4:3 для классического видео.
Киносъёмочные аппараты, рассчитанные на формат «Супер-35», имеют объективодержатель, расположенный по центру киноплёнки и модульную конструкцию, позволяя использовать сменные грейферные блоки с различным шагом кадра или оперативно перенастраивать шаг грейфера. Некоторые производители киносъёмочной аппаратуры используют объективодержатель, позволяющий смещать оптическую ось, и в сочетании со сменными кадровыми рамками и грейферами снимать в любых 35-мм форматах.

При скрытом кашетировании широкоэкранное и «полнокадровое» изображения часто имеют общую верхнюю границу, а не центрируются. Таким образом, при использовании полученного кадра для печати широкоэкранного фильма обрезается нижняя часть изображения, в то время, как при печати в других форматах или используется почти вся высота. Такой способ позволяет полноценно использовать снятую сцену во всех вариантах, при сохранении приемлемой . Верхняя граница в большинстве сцен с ограничивает пространство над головами, обрезка которого недопустима, и в случае симметричного расположения обеих зон кашетирования оператору пришлось бы оставлять над головами слишком много «воздуха», чтобы они не обрезались при широкоэкранной печати.

Варианты с разной шириной кадра

С появлением формата «Суперскоп», стандартный размер его кадра соответствовал немому: 18×24 . В годах был стандартизирован новый размер с шириной кадра 24,9 мм для наиболее полного использования площади киноплёнки. В настоящее время в кинопроизводстве используются оба размера — старый S35 и современный S35. Размеры кадра выбираются, исходя из дальнейшего использования отснятого материала и способа его сканирования или печати. Кроме того, современный стандарт не позволяет во время съёмки впечатывать на киноплёнку штриховой , как это возможно в классическом «Супер-35», использующем для этого пространство между изображением и перфорацией.

Варианты с разным шагом кадра

Кроме основного варианта формата с шагом кадра в 4 перфорации, существует современная разновидность с шагом в 3 перфорации. Высота экспонируемого кадра при этом составляет 14 мм. Такой формат предполагает использование специальной киносъёмочной аппаратуры с изменённым и . Однако, экономия киноплёнки при этом составляет 25% и многие типы современных часто выпускаются в двух вариантах — на 4 или 3 перфорации. Получаемый в варианте с тремя перфорациями кадр обладает соотношением сторон 1,78:1 и вписывается в стандарт  — 16:9, делая формат особенно удобным для съёмки .

Полученный после съёмки негатив и дальнейшая работа с изображением производится в цифровом виде. При необходимости получения широкоэкранных фильмокопий, анаморфирование производится цифровым способом с последующим выводом на киноплёнку со стандартным шагом кадра.
Вариант с шагом в 2 перфорации также используется, но пригоден только для получения широкоэкранного изображения с кадром 2,35:1 и иногда называется «Технископ». Такой формат позволяет ещё больше экономить киноплёнку: по сравнению со стандартным «Супер-35» её расход вдвое меньше. Все три разновидности «Супер-35» наиболее удобны для распространённой в настоящее время технологии , не предусматривающей с оригинального негатива. Это позволяет использовать всю ширину плёнки между перфорациями, повышая информационную ёмкость исходного негатива.

Историческая справка

Формат также известен, как «Суперскоп-235» ( Superscope 235), так как ведёт своё происхождение от киносистемы «Суперскоп» ( Superscope), разработанной в Джозефом и Ирвингом Тушинскими для киностудии «». Оригинальный «Суперскоп» представлял собой технологию съёмки сферической оптикой на «» 18×24 мм с последующим при оптической печати широкоэкранных фильмокопий формата «». При этом использовалась только часть исходного изображения с соотношением сторон 2:1, по технологии, аналогичной . На фильмокопии получался анаморфированный квадратный кадр размером 18,67×18,67 , а свободное место между кадром и перфорацией со стороны, противоположной , занимала чёрная полоса, не несущая никакой информации. Кадровое окно проектора имело размеры 18,6×18,6 мм.

Первым фильмом, снятым по такой технологии, стала картина «», премьера которой состоялась в в декабре 1954 года. «Суперскоп-235» стал дальнейшим развитием формата, предусматривая соотношение сторон конечного изображения 2,35:1, стандартное для «Синемаскоп» и аналогичных киносистем, что отражено в названии. При этом с негатива при печати выкопировывалась ещё более узкая часть изображения, чем в первой версии, а фильмокопия полностью соответствовала формату «Синемаскоп». Технология печати была аналогична производственному формату «» ( Techniscope), незначительно превосходя его по площади кадра, но не позволяя экономить киноплёнку. Это и предопределило судьбу формата, забытого через несколько лет: качество изображения уступало анаморфированным киносистемам, использующим на негативе кадр большей площади.

Снова об этой технологии вспомнили в при постановке картины «Танцевальное сумасшествие» ( Dance Craze), а регулярное использование формата началось в съёмками фильма «Грейстоук: Легенда о Тарзане, повелителе обезьян». Возросшее за последние десятилетия фотографическое качество негативных киноплёнок сделало сферический формат более популярным, чем форматы с анаморфированием. Премьера первого фильма «», выпущенного с торговым обозначением формата Super-35, состоялась . Применение сферической оптики, обладающей большей , и лишённой анаморфотных артефактов, предпочтительно при съёмке фильмов с небольшим . Кроме того, форма кадра предполагает большую универсальность формата, так как позволяет с одного негатива печатать фильмы с любым соотношением сторон: широкоэкранные, , и .

Цифровое кино

Большинство современных цифровых кинокамер оснащается светочувствительным формата «Супер-35», идентичным по своим физическим размерам кадру плёночного аналога с шагом в 4 или 3 перфорации. Такой размер сенсора позволяет использовать широчайший ассортимент киносъёмочных , существующих на сегодняшний день для формата «Супер-35». Кроме того, высота сенсора позволяет снимать в любом из стандартных кинематографических при помощи объективов с последующим полученного изображения. Полный размер матрицы, соответствующий шагу в 4 перфорации, даёт возможность съёмки стандартной кинооптикой с коэффициентом анаморфирования 2,0×. При широкоэкранной матрице формата 16:9 такой же кадр 2,39:1 даёт современная оптика с уменьшенным коэффициентом анаморфирования 1,3×.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *