10 советов по настройке фотоаппарата для портретной фотографии
Содержание
Бликующие фоны для съёмки на белом
Схема расстановки света
Схема тут простая:
- Под незначительным углом на фон следует навести пару импульсных осветительных прибора (они имеют рефлекторы);
- Рисующий свет будет создаваться октабоксом;
- Любой другой источник освещения также можно использовать в качестве рисующего источника света. Для этого подойдёт зонт, нередко применяются портативные тарелки, кто-то предпочитает задействовать софтбокс и не только (всё определяется тем, какой световой рисунок надо получить);
- Чтобы тени были заполнены иногда используется дополнительный источник;
- Оргстекло поверх белого фона укладывается прямо на пол. Благодаря такому подходу поверхность становится высокоотражающей – теперь это почти зеркало;
- Отражение от модели появляется на полу, тени пропадают.
Оргстекло использовать не обязательно – можно взять поликарбонат белого цвета или же панели ДВП, которые окрашены белой глянцевой краской. Мезонитовые панели также прекрасно справятся с задачей. Такой вариант вообще удобен по многим показателям – стоимости, размерам.
Несомненный плюс оргстекла в том, что его можно класть не только на белый фон, но и вообще на любой другой – поверхность будет защищена от обуви. На фото выше хорошо видна схема расстановки осветительных приборов. Этот же кадр показывает и основной принцип получения абсолютно белого фона: пересвеченный настенный фон отражается в бликующем полу. Там где фон не отражается, пол остается темным.
Мощность фонового света рекомендуется выставить так, чтобы освещённость фона была больше, чем освещённость модели – минимум на 2 ступени экспозиции. К примеру, для съёмки модели подойдет диафрагма f/5.6. В этом случае для фона лучше выбрать диафрагму f/11. В двух словах: если на фотоаппарате выставляется диафрагма f/11, фон при неизменной мощности источников будет экспонироваться правильно, но не будет нужного пересвета.
Три важных аспекта, которые необходимо учесть при съёмке по такой схеме.
- Ракурс съемки. В ПОЛУ ДОЛЖНО БЫТЬ ВИДНО ТОЛЬКО ОТРАЖЕНИЕ НАСТЕННОГО ФОНА! Объектив тут подойдет не шире 70mm. В таком случае в кадр не попадет ничего лишнего, и фон будет абсолютно белым БЕЗ ВСЯКОГО «ФОТОШОПА»
- ОБЪЕКТИВ ДОЛЖЕН УМЕТЬ ДЕРЖАТЬ КОНТРОВОЙ СВЕТ. Если объектив не справляется с костровым светом, или ловит блики, то изображение получится не контрастным. Иногда этому может способствовать защитный фильтр на объективе, его придётся снять.
- РАССТОЯНИЕ ОТ ФОНА ДО МОДЕЛИ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ МЕНЬШЕ ДВУХ МЕТРОВ. При меньшем расстоянии «обратные» засветки от фона на модель просто неизбежны. Поэтому чтобы не потерять контуры даже белой одежды, выбирайте расстояние правильно.
Способы съёмок на белом фоне
Многие начинающие стоковые фотографы нередко задаются вопросом – как без последующей длительной обработки в том или ином редакторе легко получить простой белый фон (для редактирования обычно выбирают «Photoshop», но есть и другой софт).
Существует 4 способа, благодаря которым достаточно легко получить снимки человека и предметов на абсолютно белом фоне.
Обо всех способах подробно:
- Можно использовать хромакейный фон (синий, зелёный), который потом легко меняется на требуемый (белый в том числе);
- Некоторые применяют стеклянный подиум, чтобы разделить между собой объект и фон – не лучший выбор для портретной съёмки, подиум слишком громоздкий. Но для предметных съёмок такой подход подходит прекрасно;
- Кто-то использует стеклянно-шариковые специальные фоны. Данный способ является дорогим, требует кольцевой вспышки. Решение для предметной съёмки прекрасно подходит;
- Ряд фотографов в работе задействует бликующие (сильноотражающие) фоны.
Подробнее
Если рассматривать подробно первый способ, он востребован широко при видеосъёмках – как на пленере, так и в условиях студии. Действительно, к чему тратить лишние ресурсы, когда можно справиться в студии и доработать полученный результат на компьютере?
Некоторые минусы всё же есть:
- Могут быть заметны зеленые блики от фона на частях тела, расположенных непосредственно на фоне (например, ступни)
- Подобный эффект также заметен в том случае, если человек сидит на зелёном, лежит на нём (приблизился слишком близко к фону);
- Другой минус – приходится быть избирательным в плане одежды, следить за её цветом. Синие и зелёные предметы гардероба придётся отложить, иначе будут проблемы с отделением человека от фона.
Чем примечательны 2 и 3 способы? Их применяют в основном в предметной съёмке. Для съемки портрета к ним обращаются редко – дорого и неудобно.
Такие варианты также не подойдут тем людям, кто предпочитает создавать самостоятельно тени от объектов при постобработке. Суть в следующем: когда снимают – как при помощи подиума из стекла, так и посредством стеклянно-шариковых фонов, на фоне отсутствуют тени, от предметов не будет и отражений.
Человек (или какой-либо предмет) будто бы располагается в воздухе без всякой опоры. Смотрится подобный результат неестественно. Впрочем, опытный специалист легко сумеет нарисовать нужную тень при необходимости.
Заключительный способ годится как для портретных сессий, так и для предметных съёмок. Но и тут есть минусы: для фотографирования прозрачных изделий метод не очень подходит. И всё равно именно последний способ съемки на белом фоне на данный момент признают самым универсальным, даже с учётом того, что прозрачную ткань качественно снять не получится, как и стекло или ёмкости с жидкостью. О нём стоит рассказать подробнее.
Правила фотосъемки на фоне памятника
- Во-первых, нужно максимально удалить объект от фона на такое расстояние, чтобы всё поместилось в кадр.
- Во-вторых, нужно помнить, что немного неба сверху и полоска земли перед объектом – необходимое условие гармоничного кадра.
- Саму фотосъемку нужно вести со штатного объектива, высота съемки – на уровне глаз фотографа. При использовании короткофокусного объектива фотоаппарат нужно приподнять, чтобы увидеть ракурс таким, какой он получится на фотоснимке; широкоугольные же объективы зрительно уменьшают объекты заднего плана. В общем, если есть возможность сфотографировать длиннофокусным объективом и с достаточно отдаленной точкой съемки, обязательно нужно этим воспользоваться.
- Не нужно забывать и об основных законах перспективы: человек (объект) должен занимать почти половину кадра по высоте в горизонтальных снимках, и примерно треть снимка – в вертикальных.
- Принято выделять два варианта съемки человека на фоне архитектурных ансамблей и памятных мест. В первом варианте человека снимают портретом в полный рост, во втором – крупным планом дается лицо («погрудный» или «поясной» портрет), а в качестве фона выбирается самый значимый архитектурный фрагмент.
- Чаще всего, такая съемка проводится на улице, при естественном освещении, что позволяет воспользоваться большим количество эффектов. Так, при ярком солнечном свете есть смысл уменьшить плотные тени на лице, отказавшись от контрового и заднедиагонального эффекта, или попробовать поменять место съемки на более удобное.
- Основные ошибки на подобного рода кадрах – когда фон и объект имеют разницу в освещении. Так бывает, если фотограф ставит человека, например, под кроной дерева, которое стоит между фоном и снимаемым объектом, тогда интервал яркости между затемненной моделью и освещенным фоном получается неразрешимым. Такой же эффект можно получить в облачный и ветреный день, когда солнце то скрывается, то появляется. Нужно просто дождаться удобного равномерного освещения (обычно несколько секунд), чтобы получился хороший кадр.
- Утреннее и вечернее освещение считаются самым удачным для съемок на натуре. Днем, когда солнце находится высоко, тени на лице искажают портретное сходство, поэтому целесообразно использовать импульсную вспышку в качестве дополнительного света.
Съемка на памятном фоне – это не просто документальный жанр. Композиционное решение кадра (правильная естественная постановка фигуры, свободное положение рук, сюжетный план) значительно увеличат художественность снимка.
Фотограф должен стать не просто художником, но и режиссером кадра. Иначе совмещение величественного здания, или великолепнейшего пейзажа, и совершенно бессмысленного лица, или неестественно стоящей фигуры, приведет фотоснимок в помойку. Чтобы работа радовала, нужно ее эмоционально наполнить при помощи имеющихся изобразительных средств и своих творческих возможностей.
Секреты фотографии