Простые хитрости в портретной фотографии
Портретная фотография – один из самых интересных, но и сложных жанров этого искусства. Желательно не браться за него сразу, хотя попрактиковаться в фотографировании большого количества людей очень полезно. Это и есть один из небольших секретов: сделайте пару сотен снимков и потом проанализируйте.
И сравните с фотографиями признанных мастеров и с теми работами, например, на фотовыставках, которые потрясли или понравились больше всего. Значительный опыт фотографирования сразу подскажет, где были сделаны раньше банальные и незаметные ошибки с выражением лица фотографируемого, со светом и распределением теней и т.д.
Есть очень много поточных моментов, которые для фотографа, который о них не задумывался, могут показаться настоящим откровением, как например то, что желательно, чтобы на лицо фотографируемого персонажа во время съемки не падала заметная тень. Действительно, в качестве специального художественного эффекта можно нарушать любые каноны и правила, но многие зрители отмечают, что резкая и четкая “летняя” тень – это то, что мешает воспринимать портретное фото.
Накопление большого собственного материала позволяет, с одной стороны, рассортировать работы, выбрав лучшие и четко определив для себя, что в работе получается хорошо, а где есть очевидные огрехи или над чем нужно специально поработать, чтобы выработать свой стиль съемки. А сравнение дает возможность очень рельефно почувствовать, что мастерство еще очень далеко от совершенства, и даже если повезет, можно понять, почему же у мастера все выглядит лучше?
Для портретной фотографии очень важно правильно выбрать объект. Тот, кого фотографируют, становиться центральной частью произведения, на нем фокусируется внимание, поэтому очень важно выбрать именно личность, выражение, черту характера, нечто в человеке, что хочется запечатлеть. Ни в коем случае на первых порах нельзя просто “делать снимки”, даже на заказ — лучше находить тех, кого хочется сфотографировать, и работать с ними. Второй шаг в этом искусстве – уметь вытянуть из человека его внутреннюю сущность, заставить проявить себя и показать ее на фотографии. Фото, как и рисунок художника – потрясающе раскрывающий вид искусства.
Центральной технической частью фотографии лица является работа со светом. Без него самое жанровое фото будет слабым по определению. Есть смысл добиваться равномерного рассеянного освещения на самом лице портретируемого и избегать выделения ярких бликов или пятен света и тени. Даже, например, при фотографировании в зарослях, когда резкие контрасты света и тени необходимы и естественны, их можно размыть с помощью частичного близкого затенения, подсветки самого лица и т.п. классических приемов.
Как ни странно, ничто для портрета не является настолько важным, как фон съемки, даже если он далекий и размытый. В любом случае, он есть, и он определяет восприятие персонажа зрителем. Для эксперимента можно поиграть “Фотошопом”, переместив одно и то же лицо в разное обрамление — восприятие его уникальным образом изменяется.