Коррекция дисторсии объектива в Camera Raw

Каким образом избегать дисторсии

Если вы уже знаете, дисторсия объектива что это, то следующим этапом становится желание узнать, как этого неприятного явления избежать. Необходимо пользоваться при фотосъемке качественными фотообъективами, а также нужно ставить перед фотографированием задачи, чтобы не провоцировать появление искривлений.

Во время проведения съемки необходимо выполнять больше движений, чтобы получить максимально удобный ракурс, и тогда есть шанс уйти от возникновения дисторсии. Даже если появятся небольшие искривления, их можно быстро исправить при редактировании фотографии.

Не всегда фотограф располагает достаточным количеством времени, чтобы долго настраиваться и выбирать расстояние для фотографирования, кроме того, экскурсии обычно проходят быстро и сложно успеть запечатлеть памятник архитектуры правильно.

Но есть отличный вариант – это фотографирование с запасом, и тогда у вас будет возможность удалить в процессе редактирования все ненужные участки, а качественный снимок останется. Нужно компенсировать искажения, и вы всегда сможете добиться положительного результата.

Полностью отразить реальность на фотоаппарате все равно не получится, каким бы современным и инновационным он не был, поэтому погоня за идеальными кадрами все равно ни к чему не приведет.

Еще одним выходом из подобной ситуации может стать объектив fisheye, который после получения кадра не требует дополнительной обработки. Подобные виды оборудования выпускаются известными брендами Canon и Nikon. Отличные кадры с минимальным количеством искажений получаются при использовании tilt-shift объективов.

Архитектурная и техническая фотосъемка может стать быстрой и качественной, если пользоваться данными типами объективов. При помощи таких оптических устройств можно вести постоянный контроль за перспективой.

Но если все-таки искажения получились слишком заметными и они портят кадр, возникает необходимость поработать в таком программном обеспечении, как фотошоп, где имеются различные инструменты, созданные специально для этих целей.

Необходимо овладеть программой и периодически использовать ее для проведения редактирования.

Способы диагностики патологии

В первую очередь специалист проведет опрос и осмотр пациента. Диагностировать болезнь, опираясь только на данные осмотра и симптомы невозможно. При подозрении на дисторсию необходимо использовать инструментальные методы обследования.

В медицинском учреждении для уточнения диагноза будет проведена рентгенодиагностика, при необходимости должна быть сделана компьютерная или магнитно-резонансная томография.

Перед назначением дополнительных методов исследования врач выявляет объем возможных активных и пассивных движений в травмированной конечности для определения тяжести повреждения. Особенно сложно диагностируются повреждения в дугоотросчатых суставах.

Дисторсия. Как откорректировать дисторсию. Про Фото

Я обожаю фотографировать на широкий угол. Если бы мне кто-то сказал выбрать один объектив, который я могу взять с собой в путешествие – это несомненно был бы широкоугольник! Как результат – у меня очень много фоток сделанных широким углом.

Основная проблема всех широкоугольников – это оптическое искривление, которое называется дисторсия (от distorsio лат. – искривление).

Если вы посмотрите на фотографию выше, то заметите что все линии не ровные, это яркий пример оптической дисторсии. Теперь наведите на фотографию мышкой и увидите, как должно быть. Итак, дисторсия это оптическое искажение, которое характерно для вашего объектива.

Дисторсия бывает двух видов – бочкообразная (выпуклая дисторсия) и подушкообразная (вогнутая дисторсия):

Дисторсия характерна для широкого угла. Вы не заметите дисторсию на телевиках или на портретниках. Поэтому чаще всего дисторсию приходится корректировать когда вы фотографируете на широкоугольную линзу. Особенно дисторсия ощутима если на фотографии много прямых линий через весь кадр, например, когда вы фотографируете архитектуру какой-нибудь сверхширокоугольной линзой (к примеру Tokina 12-24mm) вам обязательно придется исправлять дисторсию.

И все-таки дисторсия это не всегда плохо. Если вы когда-либо фотографировали на фишай (рыбий глаз) то вы видели ярко выраженный пример оптической дисторсии, только на рыбьем глазе дисторсия это фишка, которая всем нравится. Выглядит это примерно так (Nikon Fisheye 10.5mm):

Наведите на последний кадр и вы увидите фотографию на которой скорректирована дисторсия.

Как убрать дисторсию.

Если у вас есть фотошоп, убрать дисторсию проще простого. Вам нужно зайти в меню Filter, перейти на вкладку Distort и выбрать подменю Lens Correction. Теперь, передвигайте ползунок влево или вправо, до необходимого результата:

Естественно на коррекцию дисторсию у вас уйдет немало времени, поэтому не каждый захочет её корректировать. И в этом случае есть панацея. Называется она DXO Optic Pro. С помощью этой мудрённой программы вы можете корректировать дисторсию (и не только) автоматически. Все что вам нужно, это установить программу и загрузить плагин для вашей камеры и объектива, всё остальное программа сделает автоматически. Последнюю фотографию снятую фишаем я корректировал именно в ней.

Самое главное, вы должны понять, стоит ли вам тратить время на коррекцию дисторсии или вы можете оставить все как есть. Лично я корректирую дисторсию крайне редко, и в том случае если она отчетливо видна невооруженным глазом.

Константин

Дисторсия фотографических объективов код

В наименьшей степени дисторсия проявляется у симметричных объективов за счёт расположения диафрагмы между линзами. Под симметрией объектива подразумевается симметрия формы и расположения линз относительно плоскости апертурной диафрагмы, перпендикулярной оптической оси.

У анастигматов (объективов с исправленным астигматизмом), не обладающих симметрией, исправление дисторсии также возможно благодаря тому, что паразитное отклонение лучей почти не приводит к снижению разрешающей способности и намного менее заметно, чем сопоставимое отклонение лучей при других аберрациях.

В некоторых случаях к исправлению дисторсии предъявляются повышенные требования. Так, в объективах для аэрофотосъёмки не должна превышать ≈0,01 %.

Изображение небосвода, снятое «рыбьим глазом»

Иногда, величина дисторсии не имеет значения. Объективы типа «рыбий глаз» с неисправленной дисторсией называются дисторзирующими и применяются, например, для метеорологических наблюдений. В этом случае привносимыми дисторсией искажениями пренебрегают, поскольку объектив имеет очень большое поле зрения в виде полусферы, охватывающей весь небосвод. Более того, при широких угловых полях из-за косой проекции по краю поля искажения неизбежны даже у ортоскопических сверхширокоугольных объективов с практически полностью исправленной дисторсией.

Дисторсия объективов типа «рыбий глаз» используется в планетариях и в сферорамных кинематографических системах, например IMAX DOME/OMNIMAX. При проекции изображения на полусферический экран дисторсия этого типа в значительной мере компенсируется. Снятое «рыбьим глазом» по системе IMAX DOME изображение проецируется такой же оптикой на купол, расположенный с небольшим наклоном над зрительным залом. В результате на экране получается неискажённое изображение с большим углом обзора.

В художественной фотографии дисторсия рыбьего глаза используется, как выразительное средство, подчёркивающее масштабность снимаемой сцены или создающее необычную искривлённую форму протяжённых объектов. В некоторых случаях таким образом подчёркивается происхождение изображения, созданного современной оптикой.

Хроматические аберрации

Хроматическая аберрация (ХА) выглядит как неприглядная цветная обводка вокруг высококонтрастных краев. В отличие от двух других недостатков, хроматические аберрации обычно заметны только при большом масштабе на компьютере или при крупной печати.

Снимок до коррекции

До и после с масштабом 100%

Вышеприведенная коррекция эффективна, так как ХА в большинстве принадлежала к легко устраняемому латеральному типу.

Типы и причины

Хроматические аберрации — пожалуй, самый разнообразный и сложный дефект. Его распространение во многом зависит от субъекта. К счастью, ХА легко понять, разделив их как минимум на три феномена:

Латеральные (Боковые). ​

Осевые.

Блюминг. ​

Техническое примечание:
Чистые боковые ХА случаются, когда цветовые составляющие изображения сняты с разными относительными размерами (но они все резко сфокусированы). В случае с осевыми ХА, они появляются при одинаковом относительном размере цветовых составляющих, но некоторые из них оказываются вне фокуса. Блюминг же проявляется, когда обе проблемы присутствуют в малом масштабе на микролинзе сенсора вместо проявления по всей ширине снимка на объективе камеры .

Латеральные (Боковые).
Самый простой в коррекции тип. Проявляется как противоположная двухцветная кайма, идущая радиально от центра снимка, увеличиваясь по краям. Самая распространенная комбинация цветов — бирюзовый/пурпурный вместе с потенциальным синим/желтым компонентом.

Осевые.
Не поддаются исправлению или поддаются лишь частично с побочными эффектами. Проявляются как одноцветное сияние вокруг всех краев контрастных деталей, также менее варьируются в зависимости от позиции на снимке. Сияние часто багрянистое, но его цвет и размер может иногда быть скорректирован смещением автофокуса вперед или назад.

Блюминг.
Обычно можно исправить. Это — уникальный феномен цифровых сенсоров , который становится причиной обрезки избыточного света, создавая разнообразную цветовую обводку на уровне сенсора, обычно синего или багрового цвета. Чаще всего проявляется при резкой, обрезанной зеркальной подсветке на компактных камерах с высоким разрешением. Классический пример — края верхушек деревьев и листва на фоне яркого белого неба.

Все снимки имеют определенные комбинации вышеперечисленных типов, хотя их относительная распространенность может очень сильно варьироваться в зависимости от содержимого снимка и объектива. Латеральные и осевые ХА чаще присутствуют в недорогих объективах, в то время как блюминг проявляется в более старых компактных камерах; при этом, все аберрации более заметны в высоком разрешении.

Техническое примечание:
Хотя осевые ХА и блюминг обычно распределяются равномерно вокруг всех краев, они могут не проявляться равномерно во всех направлениях, в зависимости от цвета и яркости конкретного края. Из-за этого их часто можно спутать с латеральными ХА. Латеральные и осевые ХА иногда также называют поперечными и продольными соответственно.

Коррекция

Сокращение хроматических аберраций может создать огромную разницу в резкости и качестве снимка — особенно вокруг краев кадра. Однако, убрать можно только некоторые компоненты ХА. Трюк состоит в том, что нужно распознать и применить правильные инструменты отдельно для каждого компонента, не ухудшив остальные. Например, сокращение осевых ХА в одной области (при ошибочном применении инструментов для латеральных ХА) сделает остальные участки хуже.

Слайдеры коррекции хроматических аберраций в Photoshop

Начните с высококонтрастных краев рядом с углом фотографии, просматривая ее в полном экране с масштабом 100-400%, чтобы оценить эффективность коррекции. Обычно лучше всего начинать с латеральных ХА, используя слайдеры красный/бирюзовый, а затем синий/желтый, поскольку от них легче всего избавиться. Все, что останется после, является комбинацией осевых ХА и блюминга. От их можно почистить при помощи инструмента Убрать кайму (Defringe) в Photoshop

Не важно, с какими настройками вы начинаете, ключ к нужному результату — экспериментирование

Кусочек взят из верхней левой части снимка с закатом, приведенным ранее.

Однако, не ждите чудес; почти всегда некоторая доля блюминга и осевых ХА останется. Это особенно правдиво в случаях с яркими источниками света при ночной съемке, звездами и прямыми отражениями на металле или воде.

Осевое ХА и блюминг

Дефекты сокращены (но все же присутствуют)

Классификация заболевания

В медицине существует две классификации травм связок — в зависимости от степени поражения и по локализации травмы.

Травматологи выделяют следующие три степени патологии в зависимости от выраженности повреждения:

  1. При первой степени происходит частичный отрыв или разрыв отдельных волокон связочного аппарата.
  2. Вторая степень характеризуется частичным разрывом связок.
  3. При третьей степени наблюдается полный разрыв определенной связки или ее отрыв от места прикрепления, зачастую с участком костной ткани. При этом нередко страдают коллатеральные сосуды, что и вызывает развитие внутреннего кровотечения.

В зависимости от локализации выделяют следующие виды повреждений:

  1. Дисторсию голеностопных суставов — в большинстве случаев страдают наружные связки голеностопа, чаще повреждается таранно-малоберцовая связка. Патология развивается при подворачивании стопы с одновременным избыточным подошвенным сгибанием. Травма сопровождается острой болью в области лодыжки.
  2. Коленных — в большинстве случаев встречаются травмы боковых (латеральных или медиальных) связок коленных суставов. Иногда болезнь может сопровождаться отрывом участка кости, подвывихом колена или его смещением.
  3. Тазобедренных — чаще всего встречаются повреждения связок мышц задней группы бедра, а также передней четырехглавой мышцы бедра. Реже страдает группа приводящих мышц. Причиной развития патологии, помимо резкого движения, может стать прямой удар в область прикрепления связочного аппарата, а также попытки выполнить без подготовки сложные гимнастические упражнения (шпагат, ласточка, резкие прыжки).
  4. Лучезапястного сустава — причиной развития в большинстве случаев становится падение с упором на раскрытую ладонь, чрезмерное сгибание или разгибание запястья. Довольно часто такую травму могут получить дети во время активных игр или спортивных занятий. Согласно статистике, одинаково часто страдают правый и левый суставы.
  5. Локтевых — основным повреждающим фактором являются значительные физические нагрузки. К группам риска относятся спортсмены и люди, чья работа связана с подъемом тяжестей и выполнением однотипных монотонных движений руками (массажисты), при которых нагрузка приходится на локоть.
  6. Дугоотросчатых — благодаря этим суставам обеспечивается подвижность различных отделов позвоночника. Чаще дисторсия развивается в шейном отделе. В большинстве случаев страдают спортсмены или профессиональные танцовщики, у которых нагрузка на позвоночник гораздо выше, чем у обычных людей. Также причиной развития патологии может стать резкий поворот шеи по оси позвоночника или падение с ушибом шейного отдела.
  7. При травмах плеча чаще страдает грудинно-ключичная связка.

По МКБ-10 дисторсии имеют код: S 13.0-13.6 (связочный аппарат шеи), S 93.0-93.6 (голеностоп), S43.0-43.6 (плечевой пояс), S 63.0-63.6 (кисть).

Виньетирование

Этот дефект описывается как постепенное уменьшение света вокруг краев фотографии и это, пожалуй, самая заметная и простая в устранении проблема.

Внутреннее виньетирование

Физическое виньетирование

Обратите внимание на то, что внутреннее виньетирование наиболее проблемно лишь в верхнем левом и нижнем правом углах из-за предмета съемки, даже учитывая, что эффект одинаково применяется со всех сторон.

Дефект устранен

Виньетирование можно разбить на две основные категории:

Физическое.
Часто его невозможно исправить кроме как прибегая к обрезке или ручному освещению/клонированию. Выглядит как сильное, резкое затемнение, появляющееся обычно только в самих углах снимка. Причины — нагроможденные/большие фильтры, крышки объектива или другие объекты, физически блокирующие свет вокруг края кадра.

Внутреннее.
Обычно легко корректируется. Выглядит как плавное, часто слабое затемнение от центра изображения. Появляется из-за внутренней работы определенного объектива или камеры. Обычно этот тип становится наиболее заметным с меньшими f-числами, при использовании зума или широкоугольных объективов, а также при фокусировании на отдаленных предметах. Цифровые зеркальные камеры с кропнутым сенсором обычно менее подвержены появлению виньетирования из-за того, что темные грани просто обрезаются (в отличие от полнокадровых моделей).

Техническое примечание:
Внутреннее виньетирование состоит из двух категорий: оптическое и натуральное. Первое можно минимизировать, диафрагмируя объектив (использовать большие f-числа), но второй тип не зависит от настроек объектива. Поэтому натуральное виньетирование неизбежно, если не использовать объектив с меньшим углом обзора или специальный корректирующий фильтр, который отбрасывает свет к центру изображения (редко используется где-то кроме крупноформатных камер).

Коррекция

Виньетирование часто можно исправить при помощи одного только слайдера «количество», хотя иногда может потребоваться изменить центр коррекции, используя слайдер «средняя точка» (он используется редко). Однако, коррекция увеличит количество шума вокруг краев, так как цифровое осветление снимка одинаково усиливает сигнал и шум.

Слайдеры коррекции виньетирования в Photoshop.

Искусственное виньетирование

Некоторые фотографы намеренно добавляют эффект виньетирования своим фотографиям, чтобы привлечь внимание к центральному субъекту и сделать края кадра менее резкими. Однако, вам может потребоваться применить эффект после того, как снимок будет обрезан (иногда это называют «виньетирование после обрезки»)

Теория

Рассмотрим некую оптическую систему. Пусть ось абсцисс (x) совпадает с оптической осью системы. Плоскости α и β перпендикулярны оптической оси. Плоскость α лежит до оптической системы, а плоскость β — после. На плоскости β формируется изображение. Луч света, направленный параллельно оптической оси, при пересечении с плоскостью α образует точку A, проходит через оптическую систему (при этом изменяет направление) и при пересечении с плоскостью β образует точку B. Положение точки A зададим вектором r→{\displaystyle {\vec {r}}}:

r→=(y,z),{\displaystyle {\vec {r}}=(y,z),}

а точки B — аналогичным вектором R→{\displaystyle {\vec {R}}}. Векторы r→{\displaystyle {\vec {r}}} и R→{\displaystyle {\vec {R}}} лежат соответственно в плоскостях α и β, начинаются из точек пересечения своих плоскостей с оптической осью.

Для идеальной оптической системы координаты точки B (y;z) будут определяться через координаты точки A (y;z) по следующей формуле:

R→=br→,{\displaystyle {\vec {R}}=b_{0}\,{\vec {r}},}

где b{\displaystyle b_{0}} — коэффициент линейного увеличения, безразмерная величина.

При наличии дисторсии третьего порядка (а для асимметричных оптических систем дисторсии бывают только нечётных порядков: 3‑го, 5‑го, 7‑го и т. п.) в формулу добавляют дополнительное слагаемое:

R→=br→+F3r2r→,{\displaystyle {\vec {R}}=b_{0}\,{\vec {r}}+F_{3}\,r^{2}{\vec {r}},}

где:

  • r{\displaystyle r} — длина вектора r→{\displaystyle {\vec {r}}}, м;
  • F3{\displaystyle F_{3}} — дисторсия третьего порядка (обычно, вносит наибольший вклад в искажение формы), м-2.

Если F3{\displaystyle F_{3}} имеет тот же знак, что и b{\displaystyle b_{0}}, возникнет «подушка», в противном случае — «бочка».

Для дисторсии высших порядков (Fn{\displaystyle F_{n}} при n>3{\displaystyle n>3}) в формулу добавляют по одному слагаемому на каждую дисторсию нечётного порядка (F3{\displaystyle F_{3}}, F5{\displaystyle F_{5}}, F7{\displaystyle F_{7}} и т. п.):

R→=br→+F3r2r→+F5r4r→+F7r6r→+…{\displaystyle {\vec {R}}=b_{0}\,{\vec {r}}+F_{3}\,r^{2}{\vec {r}}+F_{5}\,r^{4}{\vec {r}}+F_{7}\,r^{6}{\vec {r}}+…}

При наличии дисторсий высших порядков искажения формы могут иметь более сложный вид, но на практике (например, в фотографии) этот случай встречается редко.

Величины Fn{\displaystyle F_{n}} зависят:

  • от расстояния между оптической системой и предметом, изображение которого требуется получить;
  • от длин волн света.

Если требуется учитывать влияние других аберраций, то в выражение для R→{\displaystyle {\vec {R}}} добавляются другие слагаемые, зависящие не только от r→{\displaystyle {\vec {r}}}, но и от координат луча во входном зрачке.

Почему цвета искажаются

Все устройства, даже работающие в одной цветовой модели, отображают цвета по-разному. Основное различие при этом заключается в количестве цветов, которое физически может отобразить то или другое устройство. Под количеством, в данном случае, понимается степень максимальной насыщенности. К примеру, при просмотре фотографии на мониторе старого ноутбука ярко-красный цвет лепестков роз кажется скорее кирпичным, а на новом дорогом профессиональном мониторе тот же самый цвет тех же роз на той же фотографии выглядит ярким, живым и насыщенным.

Чтобы каким-то образом стандартизировать отображение цветов на устройствах вывода, были введены ограничения на максимально возможную насыщенность цвета в изображении (максимально возможное количество отображаемых цветов).

Цветовое пространство — это все множество цветов в рамках того или иного «ограничения». Информацию о том, что цвета изображения находятся в рамках того или иного цветового пространства, и правила интерпретации цифровых значений яркости пикселей в каналах в показываемый устройством итоговый цвет, и содержит цветовой профиль файла изображения.

. Данные определения не являются идеально технически правильными, однако, как я считаю, являются оптимальными для понимания и для формирования общего представления начинающих фотографов о сложных терминах.

Важно! Если записанная в файл информация о цветовом профиле и цветовом пространстве не верна или отсутствует, то считается, что изображение находится в цветовом пространстве sRGB и визуально отображаемые цвета могут искажаться.

Теперь, когда мы разобрались с основными понятиями, можно перейти к рассмотрению особенностей часто используемых цветовых пространств и рекомендациям, когда стоит выбирать тот или иной цветовой профиль. Читать вторую часть цикла

Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:

Фотожурнал / Уроки ретуши и постобработки / Цветовой профиль изображения. Почему искажаются цвета
Тэги к статье: Стив Ласмин, постобработка, урок, Adobe Photoshop, цветокоррекция, начинающим,
Дата: 2015-03-18 | Просмотров: 23952

  • Основы фотографии
  • Уроки фотографии
  • Уроки ретуши и постобработки
  • Мастера фотографии
  • Технические обзоры
  • Как это сделано
  • Интересное
  • Для скачивания
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *