Справочное руководствоЦифровой фотоаппарат со сменным объективомILCE-6300

Синхронизация M, F, FP

Синхроконтакты в Фотоаппаратах появились задолго до изобретения электронных фотовспышек, и были рассчитаны на работу с одноразовыми фотобаллонами, срабатывавшими с задержкой. Все выпускавшиеся лампы делились на несколько категорий в зависимости от времени свечения и задержки срабатывания. Основными считались категории S (англ. Slow, медленный 0,02 секунды), M (англ. medium, средний 0,015 секунды), MF (англ. Medium Fast средний быстрый), F (англ. fast, быстрый 0,005—0,01 секунды) и FP (англ. flat-peak, focal plane «плоский пик», «фокальный» 0,03—0,05 секунды). Последний тип ламп с самым длинным импульсом выпускался специально для фотоаппаратов с фокальным затвором и позволял вести съёмку на любых выдержках. Продолжительность измерялась между моментами, когда яркость лампы составляла половину пикового значения. Кроме длительности импульса разные типы ламп отличались задержкой срабатывания, измеряемой в миллисекундах от замыкания синхроконтакта до момента достижения половины пикового значения яркости (время до «полпика»). Так, для ламп типа S задержка составляла 25—30 миллисекунд, M — 18—20 миллисекунд, F — 5 миллисекунд, а для баллонов FP упреждение не требовалось. В Германии выпускался ещё один промежуточный тип X с продолжительностью свечения 0,01 секунды и задержкой 10—18 миллисекунд.

Первые фотоаппараты, оснащённые синхроконтактом, как правило имели дополнительный регулятор опережения, размеченный в миллисекундах. Он выполнялся в виде рычажка или отдельного диска, как правило расположенного соосно с диском выдержек и снабжённого шкалой. От правильной установки регулятора зависела эффективность использования света вспышки: её длительность допускала ошибки синхронизации, но пиковое значение яркости могло быть упущено, приводя к неправильной экспозиции. В наибольшей степени это касалось центральных затворов, которые использовали импульс одноразовых вспышек не полностью, особенно на коротких выдержках. Со временем одноразовые баллоны стали уступать место электронным фотовспышкам, и их ассортимент начал уменьшаться. Это отразилось на упрощении регулятора опережения, утратившего шкалу, вместо которой стали наноситься несколько символов. Количество позиций в конце концов сократилось до двух: «X» и «M». Некоторые фотоаппараты вместо регулятора оснащались двумя разъёмами синхроконтакта с фиксированным упреждением: один срабатывал без задержки, а другой поддерживал наиболее массовые фотоколбы серии «M», обеспечивая опережение на 10—15 миллисекунд. В СССР на шкалах корректоров встречалось обозначение «MF». Иногда вместо букв наносились символы молнии и лампы, соответствующие электронной вспышке и одноразовым баллонам.

Синхронизация X и HSS

Электронная фотовспышка «Hanimex» с синхроконтактом

Ксеноновая лампа электронной вспышки не требует никакого упреждения, срабатывая мгновенно при замыкании синхроконтакта. Поэтому, для работы с электронными ИФО используется положение регулятора опережения X (англ. Xenon). В таком режиме контакты вспышки замыкаются точно в момент полного открытия затвора, обеспечивая экспонирование всей площади фотоматериала. Электронные фотовспышки наиболее эффективны в сочетании с центральным затвором, свободным от проблем синхронизации, и допускающим съёмку на любой выдержке, поскольку экспонирование кадра всегда происходит одновременно по всей площади. Кроме того, световой импульс электронной вспышки используется полностью, в отличие от одноразовой, потери которой возрастают на коротких выдержках.

В случае фокального затвора использование электронных вспышек возможно лишь в ограниченном диапазоне выдержек, соответствующих полному открытию кадрового окна. Поскольку выдержка в шторно-щелевых затворах задаётся шириной щели между шторками, её размер при срабатывании вспышки должен быть равен кадру или превосходить его. В противном случае будет экспонирована только часть кадра, соответствующая мгновенному положению щели.
Величина минимальной выдержки, при которой затвор ещё открывается полностью, зависит от его конструкции, и является одной из важнейших характеристик. Эта выдержка зависит от скорости движения щели в момент срабатывания затвора, и от размеров кадрового окна. Она называется выдержкой синхронизации, и обозначается символами «Х-sync» или «flash-sync».

Минимальная выдержка, на которой возможна синхронизация с электронной вспышкой, обусловливает возможность использования «заполняющей вспышки» при ярком дневном свете. Для шторно-щелевых затворов типа Leica с горизонтальным ходом матерчатых шторок типичная выдержка синхронизации составляет 1/30 секунды. Совершенствование затворов и увеличение скоростей шторок позволили к середине 1950-х годов укоротить этот параметр до 1/60 секунды. В 1960 году в Японии был разработан затвор типа Copal Square с вертикальным ходом металлических ламелей вдоль короткой стороны малоформатного кадра. Его конструкция позволила сократить выдержку синхронизации до 1/125 секунды. Для современных цифровых зеркальных камер с ламельными затворами типичные выдержки синхронизации составляют 1/200 — 1/250 с. Профессиональные фотоаппараты могут обеспечивать синхронизацию на выдержках до 1/500 секунды (Canon EOS-1D, Nikon D1), считающейся предельной для центральных затворов.

Съёмка на ещё более коротких выдержках возможна в режиме высокоскоростной синхронизации HSS (англ. High Speed Synchronization), который поддерживается некоторыми моделями фотовспышек. При этом вместо одного импульса излучается серия менее мощных — «растянутый импульс», который позволяет получить полностью экспонированный кадр на очень коротких выдержках вплоть до 1/4000 — 1/8000 с. Технология разработана компанией Olympus и впервые использована в зеркальных фотоаппаратах «OM-3 Ti» и «OM-4 Ti». Процесс очень похож на работу одноразовых вспышек категории «FP», и поэтому часто обозначается этими же символами. Недостатком метода является невысокая эффективность использования энергии вспышки, часть которой не участвует в экспонировании снимка, как и в случае одноразовых баллонов «FP». Из-за распределения энергии вспышки на более продолжительном отрезке времени освещенность, которую она создает, пропорционально уменьшается. При сильном диафрагмировании в солнечную погоду энергии такой вспышки может не хватать для подсветки теней.

Типичные выдержки синхронизации

Выдержки синхронизации у различных фотоаппаратов с фокальным затвором:

  • Nikon D1, D40, D50, D70, Canon EOS-1D — 1/500 c.;
  • Canon EOS-1D Mark IV — 1/300 с.;
  • Pentax Z-5, Nikon FE2, Canon EOS 50D, Nikon D3 — 1/250 с.;
  • Canon EOS 5D Mark II, Nikon D600 — 1/200 с.;
  • Canon EOS 6D, Pentax K10D — 1/180 с.;
  • Pentax *ist D — 1/150 с.;
  • Nikon FM, Pentax K2 — 1/125 с.;
  • Pentax ME, Minolta XK — 1/100 с.;
  • Canon F-1, Canon EOS 300 — 1/90 с.;
  • Nikon F2 — 1/80 с.;
  • Pentax LX — 1/75 с.;
  • Nikon F, Pentax K1000, Друг — 1/60 с.;
  • Leica M7 — 1/50 c.;
  • Зенит-Е, Киев-88, Hasselblad 1600F — 1/30 с.;
  • Старт — 1/25 с.;
  • Leica IIIf — 1/20 с.;

Где найти медленную синхронизацию

В DSLR медленная синхронизация «прячется» в настройках меню камеры. В зависимости от производителя может располагаться и в «пользовательских функциях», поэтому стоит открыть мануал к своей камере и внимательно его прочитать.

Компактные же камеры, как правило, имеют режим медленной синхронизации в «зеленой зоне». Переключить его довольно легко — достаточно просто повернуть колесико. Вы, вероятнее всего, при этом не сможете менять скорость затвора или выбирать способ синхронизации по шторке, но по-прежнему сможете получить фантастические фотографии, а главное — удовольствие от творческого процесса.

Медленная синхронизация вспышки доступна на широком спектре цифровых камер. В чем же особенность такого режима синхронизации. Медленная синхронизация со вспышкой позволяет вам фотографировать с большой выдержкой и снимать со вспышкой. При использовании медленной синхронизации, камера получает больше информации об освещенности окружающей среды, как на фоне, так и на переднем плане. В результате вспышка будет мощной на столько, что сможет сохранить верную температуру окружающего света. Многие цифровые камеры позволяют устанавливать медленную синхронизацию вспышки вручную, на компактных камерах этот режим срабатывает автоматически, и замаскирован он под названиями «ночной режим» или «режим вечеринки». Если вы еще ни разу не экспериментировали с этими режимами, то обязательно попробуйте, результаты вас обязательно порадуют.

Как работает медленная синхронизация вспышки?

Медленная синхронизация вспышки позволяет выбрать скорость синхронизации, мощность и длительность вспышки. При использовании медленной синхронизации, затвор остается открытым намного дольше, чтобы большее количество света попало в кадр. Это означает, что главный объект должен оставаться как можно более неподвижным, если он будет хоть немного подвижным, то его края будут мягкими. Вспышка срабатывает в определенный момент в течение более продолжительной выдержки, а продолжительность вспышки намного короче, чем скорость затвора в «стандартном» режиме вспышки. В данном случае вы можете использовать меньшее отверстие диафрагмы для обеспечения большей резкости в конечном изображении.

Когда использовать медленную синхронизацию вспышки?

Использовать медленную синхронизацию вспышки рекомендуется в условиях недостаточного освещения, тогда, когда вы чувствуете, что обычная вспышка не сможет гарантировать вам красивый результат. Так же вспышка с медленной синхронизацией может использоваться при фотографировании спортивных мероприятий. Из-за низкой скорости затвора, связанной с медленной синхронизацией вспышки, вам необходимо стабилизировать камеру, чтобы избежать дрожания. Вероятно, вам понадобится штатив, а так же рассмотрите вариант приобретения спускового тросика, или пульта дистанционного спуска завтра.

Что такое задняя и передняя шторки?

Когда вы установите камеру в режим медленной синхронизации вспышки вы, скорее всего, сможете выбрать вариант синхронизации, по передней, или задней шторке. В этом случае у вас есть возможность настроить камеру так, что бы вспышка сработала в определенный момент. При синхронизации по передней шторке, вспышка сработает, как только шторка откроется – в начале выдержки. Синхронизация по задней шторке означает, что вспышка сработает в конце выдержки, перед закрытием задней шторки. От выбора синхронизации зависит конечный результат вашего изображения. Синхронизация по задней шторке, как правило, дает слабый смаз от движения, сохраняя четкость главного объекта, в то время, как снимки, сделанные со вспышкой по передней шторке, будут более яркими, не сохранившими естественность окружающего света. Возможность синхронизации по той, или иной шторке дает вам возможность экспериментировать и придумывать все новые и новые оригинальные кадры.

Заключение

Медленная синхронизация вспышки предоставляет вам творческие возможности при съемке ночью или в помещении, это отличный способ, чтобы избежать созданию обыденных и ничем не примечательных фотографий, которые часто возникают при использовании стандартного автоматического режима вспышки. Медленная синхронизация вспышки расширяет границы съемки со вспышкой, позволяя запечатлеть движение (в виде размытия движения), которое обычно отсутствует в традиционной фотографии со вспышкой. Кроме того, вы получаете возможность управлять освещением фона, не жертвуя глубиной резкости.

Вспышка

Высокоскоростная синхронизация

Съёмка на ещё более коротких выдержках возможна в режиме высокоскоростной синхронизации HSS (англ. High Speed Synchronization), который поддерживается некоторыми моделями фотовспышек. При этом вместо одного импульса излучается серия менее мощных — «растянутый импульс», который позволяет получить полностью экспонированный кадр на очень коротких выдержках вплоть до 1/4000 — 1/8000 с. Технология разработана компанией Olympus и впервые использована в зеркальных фотоаппаратах «OM-3 Ti» и «OM-4 Ti». Процесс очень похож на работу одноразовых вспышек категории «FP», и поэтому часто обозначается этими же символами. Недостатком метода является невысокая эффективность использования энергии вспышки, часть которой не участвует в экспонировании снимка, как и в случае одноразовых баллонов «FP». Из-за распределения энергии вспышки на более продолжительном отрезке времени освещенность, которую она создает, пропорционально уменьшается. При сильном диафрагмировании в солнечную погоду энергии такой вспышки может не хватать для подсветки теней.

Где найти медленную синхронизацию

В DSLR медленная синхронизация «прячется» в настройках меню камеры. В зависимости от производителя может располагаться и в «пользовательских функциях», поэтому стоит открыть мануал к своей камере и внимательно его прочитать.

Компактные же камеры, как правило, имеют режим медленной синхронизации в «зеленой зоне». Переключить его довольно легко — достаточно просто повернуть колесико. Вы, вероятнее всего, при этом не сможете менять скорость затвора или выбирать способ синхронизации по шторке, но по-прежнему сможете получить фантастические фотографии, а главное — удовольствие от творческого процесса.

Итак… как же правильнее всего использовать вспышку? Какие особенности съемки со вспышкой существуют на сегодняшний день? В чем заключаются секреты съемки со встроенной или внешней вспышкой?
Нужны ли Вам дополнительный аксессуары для вспышки? Какие ошибки можно совершить – при использовании «блица» (второе название фотовспышки)?

Когда используется вспышка?
Не только в темноте! Бывает, ее использование необходимо при контровом свете (при съемке против солнца) или при необходимости устранить слишком насыщенные, глубокие тени при слишком «жёстком» свете.

Для начала, разберемся с использованием встроенной в фотоаппарат вспышки
. У некоторых фотоаппаратов, вспышку перед использованием надо еще открыть, включить… Это делается либо пальцами, либо же с помощью кнопки, находящейся рядом со вспышкой. Например, на зеркалках Canon для этого используется кнопка рядом с пыхой, у других фотоаппаратов – может быть иначе.

Типичные выдержки синхронизации

Основная статья: Фокальный затвор

Выдержки синхронизации у различных фотоаппаратов с фокальным затвором:

  • Nikon D1, D40, D50, D70, Canon EOS-1D — 1/500 c.;
  • Canon EOS-1D Mark IV — 1/300 с.;
  • Pentax Z-5, Nikon FE2, Canon EOS 50D, Nikon D3 — 1/250 с.;
  • Canon EOS 5D Mark II, Nikon D600 — 1/200 с.;
  • Canon EOS 6D, Pentax K10D — 1/180 с.;
  • Pentax *ist D — 1/150 с.;
  • Nikon FM, Pentax K2 — 1/125 с.;
  • Pentax ME, Minolta XK — 1/100 с.;
  • Canon F-1, Canon EOS 300 — 1/90 с.;
  • Nikon F2 — 1/80 с.;
  • Pentax LX — 1/75 с.;
  • Nikon F, Pentax K1000, Друг — 1/60 с.;
  • Leica M7 — 1/50 c.;
  • Зенит-Е, Киев-88, Hasselblad 1600F — 1/30 с.;
  • Старт — 1/25 с.;
  • Leica IIIf — 1/20 с.;

Режимы автоматического подъема

В режимах i, k, p, n, o, s, w, f, d, e и ‘ встроенная вспышка поднимается автоматически и срабатывает при необходимости.

  1. Выберите режим вспышки.

    Удерживая нажатой кнопку M (Y), поворачивайте главный диск управления до тех пор, пока не появится нужный режим вспышки.

    Кнопка M (Y)

    Главный диск управления

    Live view

    В режиме live view выбранный параметр отобразится на мониторе.

  2. Сделайте снимки.

    Вспышка поднимется при необходимости, когда спусковая кнопка затвора будет нажата наполовину, и сработает во время выполнения съемки. Если вспышка не поднимается автоматически, не пытайтесь поднять ее рукой. Несоблюдение этого правила может повредить вспышку.

Режимы вспышки

Доступны следующие режимы вспышки:

Автоматическая вспышка: при слабом или заднем освещении объекта вспышка поднимается автоматически, когда спусковая кнопка затвора нажимается наполовину, и срабатывает при необходимости. Недоступно в режиме o.
Авто + подавление эффекта красных глаз: используйте для портретов. Вспышка поднимается и срабатывает при необходимости, но перед срабатыванием загорается лампа подавления эффекта красных глаз, чтобы подавить эффект «красных глаз». Недоступно в режиме o.
Автоматическая медленная синхронизация с подавлением эффекта красных глаз: Как для автоматического режима с подавлением эффекта красных глаз, за исключением того, что используются длинные выдержки, чтобы запечатлеть фоновую подсветку. Используется для портретов, снимаемых ночью или при слабом освещении. Доступно в режиме o.
Авто + медленная синхронизация: используются длинные выдержки, чтобы запечатлеть фоновое освещение на снимках, которые делаются ночью или при слабом освещении. Доступно в режиме o.
j
Выкл.: вспышка не срабатывает.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *