Понятие фризлайта. Как делать фризлайт — Как рисовать светом О фризлайте понятие, техника, обучение
Содержание
Видео урок Почему многие сложные предметы состоят из простых, конспект
1. Форму некоторых предметов, которые на первый взгляд кажутся сложными, можно легко понять, если заметить, что их форма на самом деле складывается из простых геометрических форм: шара, цилиндра, конуса, пирамиды, куба, параллепипеда (кирпич), тора (бублик).
2. Понимая это, легко понять почему освещение на предмете именно такое, а не другое: по сути, это освещение на отдельных простых формах и переходах между ними.
3. Рассуждая о том, под каким углом находится к источнику света данный участок поверхности предмета, можно понять, почему на нём именно такое освещение, и как оно будет, если переместить источник света, или сместить предмет.
4. Поэтому, набив руку на изображении базовых форм, вы получаете мощный навык для правильного изображения освещения. Например, в свое время, мой учитель дал нам задание нарисовать 10-20 раз спичечных коробков и кубиков в разных положениях, штуки 3-4 шарика и остальных фигур штуки по две. Освещение на плоской поверхности хорошо тренируется на сложенной гармошкой бумаге и кухонных досках (по разному повернутых к источнику света), а также простых фигурках оригами.
5. НО! Надо понимать, что не все предметы можно легко свести к базовым формам. Яркий пример — человеческое тело, тут голым взглядом и наскоком сложно чего-то добиться. Есть риск либо чрезмерно упростить форму, либо, просто перерисовывая тени, «поломать» её.
Дополнительная информация
2* Вы уже знаете, как освещаются простые предметы (из части 2). Благодаря этому становится легко изобразить освещение не только на простом предмете, но даже на сложном, даже не глядя на него (по воображению), или нарисовать такое освещение, как будто свет светит на предмет с другой, нужной вам, стороны. Более того, если вы понимаете конструкцию предмета, становится возможно представить у себя в голове, как он будет выглядеть, если его повернуть другим боком («с другого ракурса»), и нарисовать его в другом, нужном вам положении.
3* Поскольку освещение базовых форм тоже можно объяснить при помощи набора плоских поверхностей, то использование разбиения сложных предметов на базовые формы является всего лишь приемом, упрощающим задачу, до той, на которую вы уже знаете ответ. Но можно было бы рассуждать, начиная с поверхности и не используя никаких базовых форм.
Плюс, конечно, надо не забывать, что в жизни источников освещения может быть несколько, об это подробнее в следующих видео, но суть в том, что их освещение «складывается». Также окружающие предметы могут перекрывать путь свету, или отражать его.
4* Задание с досками не такое простое, если у них есть ручка с дыркой. Цель в том, что доска это один из первых реальных объектов, которые получится рисовать осознанно. Там и перспективу надо учитывать, и понимание того, что даже плоские объекты имеют толщину, и то, что поворачивая ее под разными углами к свету она освещена по разному. Но зато оно интереснее, чем рисовать абстрактные вещи.
5* Тут уже приходится от наблюдения поверхности предмета переходить к изучению его конструкции в буквальном смысле: надо понять как устроен предмет внутри, из каких частей он состоит, чтобы суметь по-настоящему убедительно передать его внешний вид. Это значит, что можно попытаться изобразить его, просто пытаясь скопировать тени и свет, но, во-первых, из-за отсутствия осмысленности в действиях, свет и тень будут переданы не идеально точно, а, во-вторых, художником не будут подчеркнуты или сглажены некоторые моменты, что из-за ограничений материала приведет к тому, что для натренированного взгляда картина будет выглядеть «не живой», «фальшивкой», «не убедительной». К тому же, будет сложно нарисовать предмет так, чтобы он соответствовал замыслу, идее картины, так как придется довольстоваться освещением и ракурсом, которые есть в природе.
Дополнительные материалы
*пробная версия, надо будет раздобыть гипсовые фигуры и снять получше, но идею можно уловить уже сейчас, хотя фигуры немного просвечивают (отсюда светлая область в нижнем углу темной стороны на первом фото), и это плохо
Куб
Перемещаем лампу над кубом:
Рисующий свет
Рисующий свет определяет основной световой рисунок и световой эффект. Примером источников рисующего света в повседневной жизни могут служить обычные лампы накаливания. При создании рисующего света надо учитывать, что, если нужны мягкие тени, следует пользоваться источниками рассеянного света, а если нужны четкие тени, следует пользоваться приборами направленного света. Рисующий свет может освещать предметы равномерно, создавая единый световой рисунок объекта съемки и фона; но он может освещать только отдельные детали, создавая этим определенный эффект освещения.
Схема светотеневого освещения при портретной съемке. / — объект съемки. 2 — фотоаппарат. 3 — источник моделирующего, или заполняющего, света. 4 — источник рисующего света. 5 — источник фонового света. 6 — источник контурного света. 7 — фон. |
Рисующий свет — это источник света, создающий в портрете задуманный эффект освещения. Иногда он может находиться на месте контурного или задне-бокового источника света. Такое освещение часто применяется для силуэтного или полусилуэтного решения портрета на темном фоне.
Если рисующий свет создает прибор направленного света, то он устанавливается как можно ближе к объективу. Но так как осветительный прибор, даже если он находится рядом с аппаратом, все же освещает объект съемки под углом, тени все равно образуются. Правда, тени образуются не сильные, но порой они бывают контрастными. Чтобы избежать контрастных теней, моделирующий, или общий, свет устанавливается так, чтобы смягчить в нужной мере тени, образованные рисующим источником света.
Схема светотеневого освещения при портретной съемке. / — объект съемки. 2 — фотоаппарат. 3 — источник моделирующего, или заполняющего, света. 4 — источник рисующего света. 5 — источник фонового света. 6 — источник контурного света. 7 — фон. |
Если источник рисующего света опускается ниже уровня глаз снимаемого, то нарушается привычная раскладка светотени, и черты лица на снимке деформируются. Поэтому нижний рисующий свет применяется главным образом тогда, когда такое освещение на снимке оправдано. Например, когда показывается лицо сталевара, освещенное светом низко расположенного пода мартеновской печи.
В качестве рисующего света используется свет солнца, свет отражательных экранов и электрических приборов.
Когда источником рисующего света является солнце, подсветка устанавливается от аппарата и моделирует тени. Подсветку не следует устанавливать ниже уровня глаз — таким светом легко деформировать лицо.
В рассматриваемом примере рисующий свет направлен на модель также несколько сверху. Это не случайность: верхний свет привычен для нас в жизни; таковы и солнечный свет, и рассеянный свет неба, и свет интерьерных светильников
Такое освещение при съемке помогает нам передать лицо человека в привычных свето-теневых очертаниях, а следовательно, делает его на фотографии похожим, узнаваемым, что немаловажно в профессиональном портрете.
Применяя несколько приборов рисующего света, надо стремиться к получению такого светового рисунка, как если бы он был создан одним источником света. Направление источников света должно быть логически оправданным.
От положения источника рисующего света зависит не только лепка лица, но и портретное сходство. Освещение в портрете может быть светотеневым и тональным. Светотеневое решение предполагает наличие теней, выявляющих объем, цвет и форму.
Если в качестве рисующего света использовать не направленный, а рассеянный свет, то необходимость в моделировке теней отпадает. При таком способе освещения изображение решается как плоскость, слабо передаются объем и фактура предметов, но достаточно хорошо выявляется их форма. Цвет передается правильно, но минимальным количеством оттенков. Изображение строится на сочетании тона и цвета.
При тональном решении изображения рисующий свет устанавливается так, чтобы объект освещался без теней.
В схеме а источник рисующего света расположен сбоку, правая плоскость призмы не освещена совсем, следовательно, в области недодержек правильная цветопередача невозможна.
Солнце является основным источником рисующего света, а небо служит источником общего рассеянного освещения, которое освещает тени предметов и снижает общий контраст изображения.
Как это сделать
Предлагаю обучаться фризлайту на конкретных этапах, которые будут включать в себя описанные принципы. Итак:
- Выбор режима. Для специалистов рекомендую ручной, для менее опытных – приоритет выдержки (S или Tv). Ставим данный параметр на значение от 2 секунд. Если вы только практикуетесь, то поставьте около 5 сек – оптимальное время, чтобы успеть сделать симпатичный узор. Чем сложнее рисунок, тем больше времени потребуется.
- Диафрагма. Режим S самостоятельно определит f, но если вы рискнули снимать в ручном режиме, то подойдет диафрагма от 8 и выше. Закрытая диафрагма увеличит ГРИП и включит все объекты в зону видимости.
- ISO. Светочувствительность делайте минимальной 100-200, чтобы не было шумов.
- Баланс белого. Наверняка вы будете использовать определенный свет, а может, и несколько видов с разным цветом. Чтобы они адекватно отображались на фото, цветопередачу нельзя оставлять на авто. Лучше выставите сами значения по Кельвинам или хотя бы выберите “лампы накаливания” и прочие подходящие варианты.
- Место съемки. До процесса фотографирования и рисования вы должны четко определить точку, где будет находиться камера, выстроить композицию.
- Штатив. Определившись с настройками, установите камеру на трипод. Зафиксируйте. Если имеется, используете пульт дистанционного управления (ДУ).
- Фокусировка – важный и одновременно сложный параметр. Чтобы нужные элементы были четкими, они должны быть в фокусе. В темноте настроить фокус чрезвычайно трудно, автофокусировка вам мало поможет. Поэтому лучше использовать ручную фокусировку.
Если вы планируете снимать в студии или закрытом помещении, то просто выключите свет, на улице же дождитесь наступление вечера. Вы решили, будут ли присутствовать люди в кадре?
Если да, то нужно продумать их позицию, общий внешний вид, если нет – то оденьте их в черное, чтобы исключить с фото.
Я описал суть техники, остальное в ваших руках. Несмотря на кажущуюся простую теорию, в реальности требуется выработать навык светового рисования. Скорей всего, в первый раз результат будет далек от желаемого, но принцип легче познается на практике. Так что еще пару раз попробуете – и все получится!
Хотите больше знать о своем фотоаппарате и возможностях съемки? Хотите научиться лучше фотографировать со своей зеркальной камерой? Тогда «Цифровая зеркалка для новичка 2.0» или «Моя первая ЗЕРКАЛКА» будет вам просто необходим. Эти видео курсы дадут ответы на многие интересующие вас вопросы и помогут вам в развитии в качестве фотографа.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обожателей зеркального фотоаппарата CANON.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обожателей зеркального фотоаппарата NIKON.
Пока, читатели! До новых встреч!
Всех вам благ, Тимур Мустаев.
Фризлайт в фотографии
Начнем наш разговор. Главная тема на сегодня: Фризлайт как рисовать светом. Из названия, как можно догадаться, freezelight – это техника светографики, используемая в фотографии. Дословно переводится как “остановка света”.
Мы можем не только создавать рисунок просто в воздухе, но и делать надписи, очерчивать и подсвечивать разные объекты, людей. Благодаря световой подсветки тени распределяются необычным образом и создается характерная атмосфера.
Условно можно фризлайт можно разделить на виды:
- Моно- и мультикомпозиция. Первый вариант заключается в прорисовывании выбранного объекта с различных сторон. Во втором, аналогично, присутствует какой-то персонаж, но он еще и перемещается. То есть в одном случае рисунок находится в определенной части кадра, а в другом создается эффект его множественности или движения. Статичные методы.
- Размытие. Создается некая абстракция, нечеткое изображение с использованием направленного света.
- Световые мечи. Посредством постоянного света можно изображать надписи, орнаменты.
Принципы фризлайт-фото
Выше мы дали лишь определение новому понятию. Но согласитесь, тем, кто впервые его слышит, все же сложно представить, что это. Поэтому я решил – неплохо бы систематизировать всю информацию и описать главные правила (или принципы) работы с ним.
- Темное время суток, если фотосъемка идет на улице, или помещение с тусклым светом. Так как мы используем свет, то, естественно, чтобы рисунок был виден, фон должен быть контрастный – темным, в нашем случае.
- Источники света. Здесь можно использовать экран телефона, любые фонарики, гирлянды, лампы накаливания, мерцающие предметы, свечи и пр. Некоторые применяют лазеры и лазерные указки, но я был бы с ними поосторожнее: световой пучок очень яркий и узконаправленный, отчего может негативно сказаться не только на зрении, но и на состоянии оптики. Поэтому не направляйте прямо в камеру. Красиво смотрятся огни разных оттенков.
- Средство стабилизации. Без штатива никак не обойтись. В силу того, что вы выставляете на фотоаппарате длинную выдержку, техника должна быть хорошо закреплена, иметь устойчивую опору. Иначе кадр смажется. Полезно иметь пульт дистанционного управления, чтобы исключить влияние даже самого нажатия на кнопку спуска.
- Накамерные настройки. Только в ручном режиме вы сможете выставить те параметры, при которых можно осуществить съемку в стиле фризлайт. О том, какой должна быть диафрагма, выдержка и др. чуть ниже.
- Продуманный сюжет. Помимо того, что нужно представлять сам световой узор, композиция в кадре также должна быть выстроена. Не должно быть посторонних объектов или людей на фотографии, мусора и т.д. Оцените общую освещенность, не будет ли она мешать восприятию вашего рисунка.