Советы по подводной фотосъёмке

Параметры камеры

Начнем с выбора камеры для съемки под водой. При выборе камеры следует учесть, что она может выдержать погружение в воду как минимум 10 метров

Обратите внимание на наличие у камеры LCD дисплея, с ним вы можете просматривать снятые вами фото под водой и производить нужные вам настройки

Управляйте своими ожиданиями

Делая свои первые шаги по фотосъемке под водой, вы можете заметить разницу между вашими фото и снимками опытных фотографов, помните, что эти люди потратили кучу времени и денег, чтобы у них получились великолепные фотографии. Вода может оказаться мутной, а рыбки быстрее вас эти и многие факторы влияют на качество фото.

Практикуйтесь дома

Пока вы заряжаете камеру, прочитайте внимательно инструкцию и изучите основные настройки, также не забудьте прочитать как ухаживать за уплотнительными кольцами для камеры, они служат для того чтобы камера не пропускала воду. Для тестирования камеры используйте бокс или чехол для съемки под водой. Очень хорошо если вы сходите с камерой в бассейн, это отличный способ привыкнуть к камере и хорошо провести время.

Используйте подводные настройки

После того как вы изучили стандартные настройки, следует перейти к специальным настройкам вашей камеры. Большинство мыльниц обладают таким режимом как «сюжет» («scene»), он служит для съемки под водой, этот режим приспособлен к цвету подводного пространства. Вода не такая прозрачная как кажется с поверхности, она рассеивает свет, также она может содержать различные минералы и соли, такие представители животного мира как планктон тоже влияют на окрас воды.

Производители камер добавили в режим «сюжет» конпенсацию цвета, который видим под водой. Если сделать фотографию на поверхности в этом режиме, то мы увидим, что цвета обрели желтый оттенок.

Если вы используете камеру DSLR или другую, рекомендуется снимать в RAW, с одной настройкой под названием баланс белого «sunlight», данная настрой сделает более быструю обработку фото на компьютере. Под водой давление выше чем на поверхности это может сказаться на снимке, поэтому лучше как можно ближе подобраться к объекту съемки, чем меньше глубина воды тем лучше будут фотографии. Хороший способ выровнять оттенки использование вспышки, под водой рассевание света от вспышки меньше чем на поверхности земли.

Просушите и почистите

После того как вы сняли нужные вам фотографии. Желательно промыть бокс чистой водой, прежде чем доставать камеру или карту памяти. Не забудьте вытереть камеру чистой, сухой салфеткой и просушить, а затем просушите ее. Проверьте уплотнения на боксе и на камере, прежде чем положить ее на хранение. Проверьте, нет ли на камере трещин и отслоений, рекомендуется смазать уплотнительные кольца силиконовой смазкой.

Теперь осталось только похвастаться вашим фотографиями с другими людьми.

Выбор типа подводного бокса

При выборе водозащитного чехла или бокса следует помнить о затратах. Если мягкие водозащитные чехлы для компактных цифровых фотоаппаратов в розничной торговле стоят от 500 до 1500 рублей, то для цифровых зеркальных фотоаппаратов цена мягкого защитного чехла в розничной торговле составит уже от 70 до 120 % стоимости самого аппарата. Розничная цена жёстких подводных боксов для компактных цифровых фотоаппаратов обычно составляет от 1/2 до 2/3 стоимости самого компактного цифрового фотоаппарата, а для зеркальных цифровых фотоаппаратов от 1500 до 7000 долларов США в зависимости от материала (поликарбонат или металл), страны и фирмы производителя.

Ещё недавно на рынке доступного любительского оборудования для подводной фотосъемки лидировала фирма . Однако с распространением цифровой фотографии ряд других крупных производителей, такие как , и стали активно расширять линейку жёстких подводных боксов из поликарбоната для компактных цифровых фотоаппаратов.

Наибольшего размаха этот процесс получил у фирмы , у которой, с небольшими исключениями, для каждого компактной цифровой камеры есть соответствующий ему жёсткий бокс для подводной съёмки. При этом следует помнить, что жёсткие боксы для компактных камер создаются для каждой конкретной модели и не взаимозаменяемы с другими, пусть внешне очень похожими на них моделями аппаратов.

Некоторые разновидности

Сплит — одновременно над и под водой

Сплит — съёмка одновременно в двух средах, с использованием поверхности воды как части сюжета.

  1. Преломление света создаёт совершенно различное представление о глубине пространства и смещает изображения подводных частей предметов относительно надводных.
  2. Сложность выбора экспозиции. Освещённость воздушной и водной частей отличается на несколько ступеней экспозиции, причём разница зависит от времени суток, чистоты воды.
  3. Разница в дистанции фокусировки.

Для компенсации второй и третьей проблем выпускаются специальные насадки, состоящие из полулинзы, создающей разницу в фокусном расстоянии и светофильтра, затеняющего верхнюю часть кадра.

  • Съёмка аквариума — наиболее простая разновидность, требующая, однако, избавления от паразитных отражений в стекле (обычно применяется , а ось съемки отклоняется на 13 градусов от перпендикуляра к поверхности стекла)
  • Съемка в специально оборудованных подводных студиях.

История

Первый снимок человека под водой. Луи Ботан (Louis Boutan), 1899

  •  — Вильям Томпсон (William Thompson) делает первые подводные снимки, используя фотокамеру, помещенную в герметичный короб, спускаемый под воду на шесте.
  •  — создал водонепроницаемую камеру для морских съёмок.
  •  — Луи Ботан (Louis Boutan) сделал подводные фотографии в процессе погружения в стандартном c жёстким шлемом.
  •  — Джон Эрнст Вильямсон (John Ernest Williamson) снял первый в истории подводный кинофильм.
  •  — В. Лонгли (W.H. Longley) и Чарльз Мартин (Charles Martin) сделали первые цветные снимки под водой и впервые применили под водой магниевую вспышку.
  •  — в Ф. А. Леонтович создал кинокамеру для подводной съёмки
  •  — изобретение ( и Э. Ганьян, ) способствовало развитию подводной съёмки.
  •  — камера «Calypso Phot» была разработана Жаном Де Вутэ. Впервые выпущена в Австралии в 1963 году. Минимальная выдержка 1/1000 секунды. Аналогичная камера с минимальной выдержкой 1/500 секунды была позже выпущена фирмой и стала одной из самой продаваемых подводных камер.

Подготовка

1. Выбираем пасмурный день

Солнце не самым лучшим образом сказывается на фотосъёмке воды. Из-за яркого освещения придётся снимать на короткой выдержке, а для съёмки движущейся воды это неприемлемо. Также в солнечную погоду контрастность сильно повышается. На снимке будут чёрные провалы в тенях и пересветы на бликах и освещённых местах.

2. Съёмка после дождя

После ливней потоки воды чаще всего усиливаются. Бурлящая вода приобретает новый характер. В засушливую погоду ручьи и реки пересыхают, поэтому лучшим временем для съёмки воды является осень, хотя всё зависит от региона.

3. Низкая светочувствительность

Чтобы сделать поток воды похожим на молочную пену, нужно снимать на большой выдержке. Высокая светочувствительность будет мешать. Следует установить самую маленькую светочувствительность (100, 200 или  L1.0)

4. Снимаем в RAW, забываем про JPEG

Погрешности с экспозицией, балансом белого или просто цветопередачей могут возникнуть на любом этапе. Перестраховаться стоит. Для этого нужно фотографировать в формате RAW, который легко отредактировать в графическом редакторе.

5. Вам нужен штатив

Для фотографирования на длинной выдержке необходим штатив. Особенно будут удобны штативы без ограничения на раздвижение ног.

В дополнение к штативу будет полезен пульт дистанционного управления.

6. Степень длительности выдержки

В режиме приоритета диафрагмы можно установить максимальное значение, к примеру 22 и нажать кнопку спуска затвора до середины. Фотоаппарат проведёт замер экспозиции и предложит оптимальное значение выдержки. От этих данных можно опираться в выборе настроек для съёмки в других режимах. Практика показала, что для фотографирования бурного потока подойдёт выдержка 1/4 секунды, а для тихого течения воды будет оптимально значение 20 секунд.

7. Увеличение выдержки при помощи нейтрального (ND) фильтра

Иногда выдержки может быть недостаточно для достижения оптимального результата, а её удлинение приведёт к пересветам. В таком случае нейтральные фильтры будут палочкой-выручалочкой.

ND8 фильтр поглощает 87,5% светового потока. ND64 — 98% света. Также очень удобен в использовании поляризационные фильтры (PL). Они поглощают до 75% света.

8. Не пересвечиваем кадр

Перед съёмкой чистовых вариантов следует сделать несколько пробных фотографий и проанализировать их. Кадр нужно изучить визуально и просмотреть показания гистограммы. В случае необходимости выровнять экспозицию.

Первые снимки на глубине

В 1893 г. Бутан при помощи скафандра впервые выполнил подводные снимки средиземноморского краба.

Через год ученый провел испытание новой фотокамеры. Оборудование было тяжеловесным, поэтому он присоединил его к небольшим бочонкам, выступавшим в роли поплавков. Оно фотографировало неплохо, но нужной четкости изображение не имело. Это было связано с тем, что движение заслонки вызывало колебания воды, а оптическая система линз была ориентирована на фотосъемки на воздухе.

 

Первый подводный фотограф (Луи Бутан, 1899 год)

Следующим ученым, который оценил возможности автоматической съемки на глубине, стал Г. Хартман живший в Монако. В начале ХХ века он создал автоматизированную установку, весом 1700 кг. На ней были установлены интенсивные источники освещения и стабилизирующие двигатели. За одно погружение устройство могло отснять до 6000 изображений.

В двадцатых годах прошлого столетия National Geographic впервые опубликовал подводные фотоснимки. Их выполнили в Карибском море фотограф Чарльз Мартин и специалист в области ихтиологии Вильямом Лонгли. Для работы они использовали специально созданную лодку, а в качестве подсветки применяли магниевые вспышки.

Дальнейшее развитие подводной фотографии

В конце 40-х гг. для данного вида фотографии применялись уже малогабаритные аппараты. Сложность процесса заключалась в использовании ламп-вспышек, которые нужно было постоянно менять.

Значимым событием для последующего формирования подводной фотографии стало использование электронно-импульсной газоразрядной лампы-вспышки, изобретенной Харольдом Эдгертоном. Это небольшое устройство с сильным потоком света было первый раз применено в подводной фотосъемке инженером Дмитрием Ребиковым.

Небольшие размеры, возможность скорой зарядки, небольшой световой импульс – основные преимущества электронно-импульсной вспышки, которая стала незаменимой для фотосъемок на глубине, в непрозрачной воде и для освещения быстро передвигающихся предметов. Импульсный фотоосветитель — стал регулярно использоваться фотографами, применявшими цветную пленку.

В середине 50-х гг. прошлого века Институтом Океанологии АН СССР был разработан аппарат, который позволял делать фотоснимки на глубине до 4000 метров. Следующим шагом стало изобретение ученым Н Л. Зенкевичем устройства, которое могло снимать на любой глубине океана.

 

1938 год, первые фотографии на дне озера. Фотограф: Мозерт

Вы участвуете в этих фотоконкурсах?

Начало: 08-10-2019
Фотографии принимаются до: 23-10-2019
Голосование до: 28-10-2019

Тема: лица детей

Жанр: портрет, жанровая фотография

Начало: 23-08-2019
Фотографии принимаются до: 23-10-2019
Голосование до: 28-10-2019

Тема: люди за работой

Жанр: жанровая фотография

Интересные публикации на сайте

Корпоративная фотография – это фото коллектива какой-либо компании, обычно сделанное на дружеской вечеринке коллег (или корпоративе) или другом событии. Каждая организация хотя бы раз в год пров…

Блик на фотоснимке представляет собой световое пятно, находящееся на сильно освещённой глянцевой поверхности (которая может быть как выпуклой, так и плоской). Он появляется из-за зеркального, а также…

Новые фотоконкурсы на сайте

Начало: 11-10-2019
Фотографии принимаются до: 26-10-2019
Голосование до: 30-10-2019

Тема: жизнь на фотографии

Жанр: жанровая фотография, все жанры

Начало: 10-10-2019
Фотографии принимаются до: 22-10-2019
Голосование до: 26-10-2019

Тема: мое животное

Жанр: фотография животных (анималистика)

Создание первой подводной фотокамеры

Основателем фотосъемки под водой был французский ученый Луи Бутан. В конце XIX века он в своей лаборатории создал первую фотокамеру для съемок под водой. В качестве основы устройства был использован популярный аппарат «Детектив». Ученый положил его в объемный водонепроницаемый медный чехол, в котором были проделаны 3 застекленных отверстия: 2 для видоискателя и 1 для объектива.

Чтобы конструкция могла противостоять подводному давлению Бутан к кожуху фотокамеры присоединил резиновый баллон, подававший воздух к камере при повышении давления. Это способствовало нормализации давления в фотокамере.

Снаружи на футляре был установлен небольшой рычаг, необходимый для заводки заслонки и смены пластинок. При повороте рычага в одном направлении заслонка открывалась, в другом – закрывалась.

В это же время выпадала экспонированная пластина и освобождала место для другой. Так, фотограф, работавший под водой, мог получить до 6 фотографий на пластинки размером 9х12, при этом ему не нужно выходить на поверхность для перезарядки. Этот рычаг был единственным инструментом управления.

Особенности

Показатель преломления среды

воздуха приблизительно равен 1. Показатель преломления воды равен 1,3.

В связи с этим объектив съёмочного аппарата должен быть отделён от водной среды воздушной прослойкой. Кроме того, переход световых лучей из более плотной среды в менее плотную сопровождается их преломлением, и их отклонение таково, что находящийся в воде предмет кажется ближе, чем на самом деле. Это приходится учитывать при фокусировке съёмочного объектива по шкале расстояний.

Соответственно уменьшается угловое поле объектива и меняется масштаб создаваемого на фотоматериале изображения. Как правило, для подводной съёмки применяют более короткофокусные объективы, нежели на воздухе.

Рассеяние света в воде

Вода рассеивает лучи света в значительно большей степени, нежели воздух. Особенно существенно влияют на изображение взвешенные в ней частицы песка, ила, планктона. Это обуславливает понижение и изображения.

Исходя из этого, для подводной съёмки следует применять контрастные фотоматериалы.

Спектральные особенности

Вода значительно лучше пропускает коротковолновую часть спектра, голубые и зелёные лучи. В результате при съёмке в естественном освещении цвет подводных объектов изменяется с погружением в глубину. Начиная с глубины 3-5 метров, практически полностью теряется красная и ослабляется жёлтая часть спектра.

Для глубин более 5 метров компенсация нарушений цветопередачи практически не применяется из-за сложности подбора. Как правило, применяется искусственное освещение.

Подводная съёмка на чёрно-белые материалы часто осуществляется с жёлтым светофильтром, задерживающим наиболее рассеиваемые водой синие лучи. Это существенно улучшает контраст получаемого изображения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *