Рембрандтовский свет в фотосъемке

Как создать Рембрандт-освещение

Этот вид освещения может быть создан с использованием одного . Его необходимо расположить под углом примерно в 45 градусов в полутора метрах над головой от модели и порядка двух метров спереди со стороны камеры.

Почему примерно? Потому что частично зависит от используемого источника освещения и строения лица человека. Не секрет, что глаза могут быть выпуклыми или глубоко посаженными.

Для создания снимков, используемых в данном уроке фотографии
, была взята студийная вспышка
со стандартным рефлектором
, с помощью которой получились довольно жесткие (резкие) тени. Но вполне можно пробовать воссоздать классическую модель освещения с другим световым модификатором . Также использовался отражатель , размещенный под углом 45 градусов к вспышке, чтобы подсветить тени и не потерять детали изображения в тенях. Кроме этого применялся флаг, чтобы свет от моноблока не попадал напрямую на фон.

Основной ошибкой фотографов-портретистов при освоении рембрандтовской схемы освещения является то, что глаз со стороны рисующего света оказывается полностью освещенным. Это говорит о том, что основной источник света располагался слишком низко над моделью.

Ошибочное Рембрандт-освещение

Поэтому нужно путем проб и ошибок попробовать переместить источник света выше, сохраняя при этом на месте положение студийной стойки
.

Если внести коррективы правильно, получится отличная схема по Рембрандту, когда свет, касается век, образует световой треугольник, но не шире глаза и не длиннее носа
.
Этот треугольник так и называют — треугольник Рембрандта
.

Правильный эффект треугольника Рембрандта

Интенсивность источника света не менялась, подвергалась изменению только высота и угол падения света, но хорошо видно, что изменение всего одного параметра влияет на окончательный результат. Чтобы убедиться в этом, необходимо попробовать установить свет самостоятельно! Больше практики, друзья! Любая теория полезна только, если закреплена практикой.

Посмертная слава

Памятник Рембрандту (1852 год) на площади Рембрандта в Амстердаме

Дом-музей Рембрандта в год 400-летия художника

Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России — передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма.

Ещё сто лет назад самым большим собранием рембрандтовских полотен мог похвастаться Императорский Эрмитаж, однако в XX веке часть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей, авторство других было оспорено. В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину; в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. В центре площади находится памятник Рембрандту. В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты. В 2009 году именем художника был назван кратер на планете Меркурий, являющийся одним из самых больших в Солнечной системе.

Работники Государственного музея в Амстердаме решили принести искусство Рембрандта поближе к людям. В апреле 2013 года они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль, и перенесли его действие на территорию большого торгового центра.

31 октября 2013 года в городе Йошкар-Оле (Республика Марий Эл) был установлен бронзовый памятник Рембрандту (скульптор — Андрей Ковальчук).

Эффект

Хотя для создания Рембрандт-освещения необходим только один источник света (возможно, с отражателем), схема эффективна в своей простоте и действенна. Правильное воссоздание данной схемы гарантирует получения красивого и качественного портрета. Особенно хороша схема для фотографии полных или круглых лиц. Благодаря переходу света в тень и скрытия части лица в тени, лицо визуально становится вытянутым и получается определенный эффект похудения. Именно поэтому свет Рембрандта лучше не использовать для узких лиц, если, конечно, не стоит задача передать сильные отрицательные эмоции, которые «переживает» модель, потому что лицо будет выглядеть изможденным.

Некоторые фотографы считают, что Рембрандт-освещение — это шаблонный свет для мужского портрета, поэтому его не следует использовать в женских портретных съемках. Но каждое правило фотографии должно быть принято с долей скептицизма и обязательно тщательным образом проверено. Освещение Рембрандт не исключение! Ведь даже сам Рембрандт Ван Рейн использовал такой свет для женских портретов.

Попробуйте также увеличить контрастный эффект от светотени, используя дополнительное освещение, чтобы сделать пятно света на фоне — подчеркнуть темную сторону лица, создавая таким образом ощущение мрака и тайны.

В качестве примера нетипичного использования классического освещения, можно привести данную фотографию, где видно, что для работы был взят серый светлый фон, источник света использовался с софтбоксом, заполняющий свет был получен с помощью отражателя. В результате получился замечательный светлый портрет ребенка с правильным классическим освещением Рембрандт.

Следует хорошо разобраться, как получается данный эффект, чтобы начать применять его с легкостью в повседневных портретных съемках, как в примере выше, а также пробовать воспроизводить данное освещение при различных позах модели.

В следующих уроках фотографии мы рассмотрим другие способы освещения при портретировании. Каждому, кто только осваивает навыки студийной портретной фотографии
, нужно будет ознакомиться с ними для совершенствования своего мастерства.

Рембрандтовское освещение

Rembrandt lighting
— освещение которое названо в честь великого живописца, часто использующего его в своих работах — портретах. Суть этого метода заключается в том, что на затененной щеке вашей модели необходимо создать перевернутый треугольник света. Это освещение сильно украшает лицо, и необходимо если у модели высокие скулы. Такой метод часто использовался в создании голливудских портретов. При этом нужно следить, чтобы блики появились в обоих глазах.

Рембрандтовский свет хорошо использовать снимая портреты людей с полным или круглым лицом, но считается неподходящим выбором при съемки узких лиц моделей. Многие фотографы «старой школы» считают, что рембрандтовское освещение подходит только для съемки мужских лиц, заявляя пи этом, что его нельзя применять к личикам женщин. Но известно, что сам Рембрандт рисовал портреты женщин, применяя это освещение, поэтому такие заявления нужно расценивать как рекомендацию, а не правило.

Этот вид света является одним из 5 главных схем освещения, которые используются в студии при портретной фотосъемке. Остальные четыре схемы это: широкий свет, разделенный свет, узкий свет, и «бабочка». Рембрандтовское освещение составляется из двух составных: освещения одной половины лица и создание треугольника света на другой стороне лица модели. Тень создаваемая треугольником должна быть не шире глаза и длиннее носа. От схемы «короткого света», схема «рембрандтовский свет» отличается только наличием этого треугольника. Он так и называется — треугольник Рембрандта.

Порядок установки освещения:

В своей начальной вариации схема будет выглядеть так: один источник света нужно расположить под углом 45 градусов по отношению к модели, чуть выше чем уровень глаз, что бы осветить сторону лица, более удаленную от камеры. Рисующий (основной) свет дополняют либо отражателем, или же вторым источником света. Его тоже размещают под углом 45 градусов, но к стороне лица, что буде в тени. Второй источник устанавливают в половину слабее от основного света. Это нужно, чтобы поднять тень на затемненной стороне лица.

Рембрандтовский свет — эффективная и простая схема освещения. Легкая в применении, эта схема хорошо подходит для съемки многих типов человеческих лица. Чтобы попробовать использовать этот метод необходимо иметь рассеянную вспышку и отражатель, можно самодельный.

Что такое рембрандтовский свет

Рембрандт Харменс ван Рейн — один из величайших художников всех времен. Его работы изображают множество различных субъектов и стилей начиная от портретов и автопортретов, заканчивая пейзажами, миниатюрами, аллегоричными, библейскими, мифологическими и историчными сценами, а также исследованиями животных. В дополнение к профильным работам, Рембрандт также известен в кругах фотографов благодаря очень характерному стилю освещения.

Рембрандтовский квадрат стал популярным задолго до появления фотокамер. Рембрандт не изобрел этот стиль освещения, так как его уже использовали другие. Однако, художник эффективно и успешно смог применить схему при рисовании портретов, за что она и была названа в честь него. Некоторые источники утверждают, что Рембрандт рисовал большинство портретов в одной комнате со специфически расположенным окном и сажал своих моделей в одинаковом месте, создавая постоянный и выраженный стиль освещения.

Литература

  • Верцман И. Рембрандт и реализм // Невежина В. М. Рембрандт. Л., 1935. С. 119—137.
  • Григорьев Р. Рембрандт-Гравер. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2006. — 48 с., ISBN 5-93572-195-3.
  • Григорьев Р. Гравюры Рембрандта из коллекции Д. А. Ровинского в собрании Эрмитажа. СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2012. — 760 с.
  • Даниэль С. М. Рембрандт: . — СПб.: Аврора, (Серия: Великие мастера живописи). — 158, с.: ил., цв. ил. — ISBN 5 7300 0696 9
  • Егорова К. Портрет в творчестве Рембрандта. Москва : Искусство, 1975. — 234 с.
  • Рембрандт Гарменс ван Рейн. Картины художника в музеях Советского Союза: альбом репродукций и каталог. Ленинград : Аврора, 1971 — 177 с.
  • Ротенберг Е. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. М., 1989. 286 с.
  • Benesch O. Rembrandt: Étude biographique et critique. Genève: Skira, 1957 — 156 с.
  • Bikker J., Weber G., Wieseman M., Hinterding E. Late Rembrandt. Published on the occasion of the Exhibition «Rembrandt: the late works» (The National gallery, Londoon). London: National gallery, 2014. — 326 c.
  • Schapelhouman M. Rembrandt and the art of drawing. Amsterdam: Waanders Rijksmuseum, 2006. — 111 с.
  • Slatkes L. Rembrandt and Persia. New York: Abaris books, 1983. — 177 с.
  • Wencelius L. Calvin et Rembrandt : Étude comparative de la philosophie de l’art de Rembrandt et de l’esthétique de Calvin. Paris: Les belles-lettres, 1937. — 239 c.
  • Williams J. Rembrandts’ women. Publication on the occasion of the Exhibition. Edinburgh — London: National gallery of Scotland, 2001. — 272 с.

Широкий свет — полное освещение стороны лица направленного на камеру

Такая схема света позволяет сформировать красивую тени на щеке модели, которая обращена ближе всего к рисующему свету. Ключевой свет должен быть ниже чем при использовании в схеме Paramount и расположен ближе к фону. Заполняющий свет должен быть на уровне с камерой, выше по отношению к рисующему и расположен напротив. Освещение Петля помогает расширить лицо и подходит для работы с узкими лицами с румяной кожей. Петля от области носа не должна коснуться теневой области стороны лица. Это — самая интересная световая схема. Эта световая схема создает интересный трехмерный эффект лица и тела модели.

Проблемы атрибуции

Одной из неразрешимых проблем для исследователя творчества Рембрандта до последнего времени оставалось огромное число копий и реплик с его полотен, которые с незапамятных времён проходили в каталогах под его именем. Так, например, известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику.

В 1968 году в Амстердаме заработал Исследовательский проект Рембрандт, поставивший своей целью составление выверенного реестра произведений Рембрандта с использованием новейших методов атрибуции. За годы его работы число атрибутируемых Рембрандту полотен сократилось до 350 единиц, в то время как на начало XX века считалось, что кисти Рембранта принадлежат около 800 картин. Например, из 12 картин, выставлявшихся в Собрании Уоллеса под именем великого художника, проект подтвердил рембрандтовское авторство только одной. Успех проекта сподвиг учёных на подобные исследования в отношении других художников, в частности, Тициана.

Ученики и годы их ученичества у Рембрандта

 Знаменитый офорт «Мельница» (1641).

  • Геррит Доу (Gerrit Dou) 1628—1632
  • Исаак де Йодервиль (Isaac de Jouderville) 1629—1632
  • Якоб де Вет (Jacob de Wet) 1631—1632
  • Виллем де Поортер (Willem de Poorter) 1631—1632
  • Говарт Флинк (Govaert Flinck) 1633—1637
  • Корнелис Браувер (Cornelis Brouwer) около 1634
  • Гербрандт ван ден Экхаут (Gerbrandt van den Eeckhout) 1635—1641
  • Лендерт ван Бейрен (Leendert van Beyeren) 1636—1642
  • Фердинанд Боль (Ferdinand Bol) 1636—1643
  • Ян Викторс (Jan Victors) 1636—1640
  • Якоб ван Дорстен (Jacob van Dorsten) 1640—1645
  • Самюэл ван Хогстратен (Samuel van Hoogstraeten) 1640—1646
  • Абрам Фернериус (Abraham Furnerius) 1640—1646
  • Рейнер ван Хервен (Reynier van Gherwen) 1640—1646
  • Ламберт Доомер (Lambert Doomer) 1640—1642
  • Карел Фабрициус (Carel Fabritius) 1640—1644
  • Бернхарт Кейл (Bernhard Keil) 1641—1644
  • Кристоф Паудисс (Christoph Paudiss) 1642—1644
  • Иоганн Мейр (Johann Ulrich Mayr) 1642—1649
  • Барент Фабрициус (Barent Fabritius) 1643—1646
  • Карел ван дер Плюйм (Karel van der Pluym) 1643—1646
  • Дирк Сантвоорт (Dirck Santvoort) 1647—1648
  • Николас Мас (Nicolaes Maes) 1647—1651
  • Хендрик Хеершоп (Hendrick Heerschop) 1649—1650
  • Константин ван Ренесс (Constantijn van Renesse) 1649—1653
  • Виллем Дрост (Willem Drost) 1650—1654
  • Иоганн де Йонг Равен (Johannes De Jonge Raven) 1650—1651
  • Абрам ван Дейк (Abraham van Dijck) 1650—1651
  • Питер де Виз (Pieter de With werkz.) 1650—1651
  • Хейман Дюлларт (Heyman Dullaert) 1652—1656
  • Иоганн ван Глаббек (Johannes van Glabbeeck) 1652—1656
  • Якоб Левек (Jacobus Levecq) 1652—1656
  • Титус ван Рейн (Titus van Rijn) 1654—1657
  • Иоганн Лепенюс (Johannes Leupenius) 1660—1661
  • Арт де Гельдер (Aert de Gelder) 1661—1668
  • Готфрид Неллер (Godfried Kneller) 1668—1669
  • Антион ван Борссом (Anthonie van Borssom)

Как создать рембрандтовский свет

В самом простом случае эта схема освещения достигается при помощи одного источника света, включая даже просто окно, как это делал сам Рембрандт.

Базовая схема состоит из источника света, повернутого под углом 45 градусов относительно камеры, направленного на субъект и поднятого выше уровня глаз, чтобы свет падал сверху вниз. Есть несколько причин делать именно так. Во-первых, источник света затеняет одну половину лица и освещает другую. Если не поднять его выше уровня глаз, между половинами лица будет резкая черта. Чем больше угол поворота относительно модели, тем гуще тень и резче переход

Важно не уйти слишком далеко в сторону иначе глаз на теневой стороне лица потеряет блеск. Это сделает его темным и безжизненным, приблизив схему к раздельному или короткому свету

Поворот на 45 градусов — хорошая стартовая точка для традиционного рембрандтовского света.

Высота источника света играет большую роль, так как именно благодаря ей получается знаменитый треугольник на щеке. Если поднять лампу над уровнем глаз, часть света пройдет над носом и осветит кусочек щеки на другой стороне лица. Именно это и формирует стиль, отличающийся от более простого короткого света.

Если у вас есть постоянный или модельный свет, его будет намного проще расположить для получения треугольника в правильном месте. В противном случае метод проб и ошибок еще никто не отменял.

Можно начать, подняв свет на 0,3-0,6 м над уровнем глаз и направив его вниз.

Если вы выполняете коммерческий заказ, лучше попросить кого-то побыть временной моделью (или сделать это самостоятельно), чтобы откорректировать положение света до прибытия клиента. Конечно, у него может быть другой рост или потребуется немного откорректировать схему, но преждевременная подготовка может сэкономить много времени и создать ощущение профессионализма.

А также неплохой идеей будет поставить рефлектор с теневой стороны, чтобы смягчить переход света к тени. Рефлектор (или даже заполняющий свет на минимальной мощности) поможет осветить некоторые тени и добавить детальности. Некоторые говорят, что использование рефлектора — это не «настоящий» рембрандтовский свет. Мой ответ — никому нет дела до того, что они говорят. Делайте то, что выглядит лучше всего. В фотографии нет жестких границ, а все так называемые «правила» созданы, чтобы их нарушать.

Если вместо вспышки вы используете естественный свет из окна, нужно обратить внимание на другие вещи. В пасмурный день или при солнечном свете, отражающемся от здания напротив, модель нужно посадить ближе к окну

Если солнце светит прямо в окно, стоит поставить модель подальше во избежание резких теней. Конечно, как я упоминал выше, правила созданы, чтобы их нарушать, поэтому для получения более драматичного перехода от тени к свету можете сделать наоборот. Нет правильных или неправильных действий

Важно не то что вы делаете, а то, почему вы делаете именно это и с какой целью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *