Выбираем штатив
Содержание
Типы штативных головок и опции
Начнём с того, что крепление штативных голов к треноге осуществляется посредством винтового соединения. Есть два стандарта таких соединений — 1/4 и 3/8 дюйма. Обычно, если головка крепится посредством соединения на 1/4, то производитель дополнительно вкладывает в комплект специальный переходник (штативную гайку) на 3/8.
Важный критерий, на который стоит обратить внимание — это максимальная допустимая нагрузка (обычно указывается производителем). Она указывает на то, какой вес оборудования можно закрепить на головке, чтобы вся конструкция, при этом, оставалась сбалансированной: если «нагрузить» больше допустимой нормы, система будет «заваливаться» и сильно увеличится риск опрокинуть штатив при манипуляциях с камерой
Основные типы фотографических штативных голов: шаровые (в том числе — пистолетные) и панорамно-наклонные (в том числе — 3D и карданные). Кроме того, могут встречаться многофункциональные комбинации вышеуказанных головок, или наоборот очень узконаправленные специализированные решения, которые сложно отнести к первому или второму типу
Их особенности рассмотрим ниже, но есть ещё один момент на который стоит обратить внимание при выборе штативной головы: как крепится к ней камера?
Существует два основных типа крепежа — непосредственное крепление на штативную голову и крепление посредством быстросъёмной штативной площадки. Быстросъёмная площадка (в англ. — Quick Release) — один из важнейших элементов крепёжной системы, который позволяет моментально снять камеру со штатива и также быстро вернуть её обратно
В некоторых ситуациях бывает критично важно быстро снять камеру и продолжить съёмку «с рук», так что настоятельно рекомендую использовать головы именно с такой системой крепления
К сожалению, общего стандарта для быстросъёмных площадок не существует по маркетинговым соображениям, производители (кто во что горазд) выдумывают свои собственные системы крепежей, и площадки разных головок зачастую не совместимы. В сегменте любительских штативов — это обычно разного вида прямоугольные или квадратные площадки с трапециевидным расширением от верха к низу, которые вставляются в слотовые крепления и зажимаются кулачковым зажимом.
Примеры быстросъёмных площадок. Слева — слотовое крепление, справа — рельсовая Arca-Style.
Но существуют и стандартизированные решения. Самое распространённое — это рельсовое крепление площадок типа Arca-style, разработанное компанией Arca-Swiss. Его основа — пластина трапециевидной формы шириной 38 мм. Она задвигается в паз на штативной голове и намертво фиксируется по всей длине специальным зажимом. Это открытый профессиональный стандарт, пришедший из видео. Некоторые производители фотографических голов и штативов используют его для совместимости разного оборудования.
Совет: Если вы только начинаете собирать свою систему, то очень рекомендую остановиться именно на нём — все компоненты, впоследствии, можно будет сделать взаимозаменяемыми.
Обратите внимание: кроме обычных площадок (в форме пластины) существует ещё одна разновидность, называемая L-Plate. Это L-образная скоба с двумя штативными креплениями Arca-style, которую можно закрепить на штативной головке как в вертикальном, так и в горизонтальном положении
Преимущество такого решения очевидно: не нужно поворачивать штативную площадку с камерой в вертикальное положение, нарушая центр тяжести и рискуя получить ненадёжную конструкцию (особенно если камера с объективом тяжёлые, а штатив лёгкий). Нужно просто вынуть камеру и закрепить L-Plate в вертикальном положении. В общем, вещь очень удобная, так что рекомендую обзавестись!
Пример крепления камеры на штативной голове в горизонтальном (слева) и вертикальном (справа) положении посредством L-Plate.
И последнее: площадка должна плотно прилегать к корпусу камеры, не проворачиваться и очень жёстко фиксироваться в штативной голове, не требуя для этого каких-то дополнительных сверх усилий. Кроме того, QR-система должна обладать «защитой от дурака» — двойным замком (или другой системой безопасности), которая служит для предотвращения случайного выброса камеры в случае, если вы забыли или недостаточно хорошо зафиксировали площадку на штативной головке.
Красным пунктиром обозначены примеры двойных замков на штативных головках, которые предотвращают случайный сброс камеры.
Штатив
Штатив представляет собой треногу (часто штативом называется сама тренога) и заменяемую штативную головку с площадкой. В более простой конструкции эти элементы соединены воедино и неразборны.
Главное в штативе – это ноги. Это могут быть три ноги или одна, называются они соответственно – тренога или монопод. Как правило, большей популярностью пользуются треноги, так как моноподы используются в основном в репортажной и спортивной съемке.
Штатив состоит из ног, распорок, фиксаторов и центральной штанги. Самое главное в ногах штатива – это количество секций и крепления. Чаще всего треноги состоят из трех секций, реже из четырех, чем больше секций, тем более устойчив штатив.
Распорки делают конструкцию устойчивее, но при этом лишают возможности расставить ноги широко. Как правило, распорки есть у бюджетных моделей.
Центральная штанга двигается вертикально, позволяя точно установить высоту камеры. Это намного удобнее, чем подгонять каждую из трех ног к нужной высоте. Но чем выше штанга, тем больше амплитуда колебаний камеры, поэтому желательно не поднимать до максимума центральную штангу.
Под центральной штангой бывает небольшой крюк. Он позволят прикрепить к штанге груз, который будет тушить колебания штатива и сделает его более устойчивым.
Конструкция
Телескоп, установленный на штативе в экваториальной монтировке
Компактный штатив со струбциной
Штативы для камер состоят из основания и устанавливаемой на него штативной головки. Лёгкие штативы зачастую оснащаются головкой несъёмной конструкции, тогда как большинство штативов, предназначенных для профессиональных целей, имеют сменную головку. Простейшие штативы и штативы для осветительного оборудования вообще не имеют головки.
Основная статья: Штативная головка
Основание чаще всего представляет собой классическую треногу с регулируемой длиной ног или набор нерегулируемых треног. В некоторых случаях используются нерегулируемые треноги для съёмки с очень низких точек («лягушки»). Тренога позволяет регулировать положение камеры по высоте и изменять его наклон. Ноги таких штативов имеют двух- или трёхсекционную телескопическую конструкцию, позволяющую регулировать её длину. Каждая нога состоит из одной или нескольких металлических труб или профилей, скреплённых поперечными кронштейнами. Тяжёлые штативы могут иметь вместо треноги телескопическую колонну с регулируемой высотой. Такие штативы имеют литое металлическое основание с тремя колёсами для передвижения. На время съёмки основание чаще всего фиксируется на трёх встроенных домкратах.
Универсальные штативы, пригодные для лёгких видеокамер и фотоаппаратов, имеют комбинированную конструкцию, состоящую из треножника и выдвижной центральной колонны, чаще всего с червячным механизмом. Такое устройство позволяет изменять высоту не только изменением длины ног, но и более оперативным способом при помощи регулировки вылета колонны. Для повышения жёсткости большинство штативов имеют поперечные растяжки, ограничивающие угол поворота ног. Такие растяжки могут шарнирно соединять ноги с центральной колонной, если она есть, или с центральным шарниром, позволяющим складывать растяжки одновременно с ногами. Некоторые фотоштативы оснащаются независимой фиксацией ног без центральных растяжек, что позволяет отклонять ноги на разный угол, повышая универсальность при фотосъёмке. Центральная колонна таких фотоштативов выполняется съёмной и может занимать любое положение относительно треноги. При перевёрнутом положении центральной колонны камера оказывается между ног штатива
Такая конструкция позволяет располагать камеру в любом положении относительно объекта съёмки, что особенно важно при предметной и макросъёмке.
Особую конструкцию имеют штативы для подводной съёмки. От обычных штативов они отличаются отсутствием резьбовых и пружинящих соединений, на которых при длительном пребывании в морской воде образуются наросты соли, приводящие к заклиниванию. К штативам для осветительного оборудования предъявляются менее жёсткие требования по точности и надёжности фиксации, поскольку незначительные перемещения осветительных приборов не влияют на качество получаемого изображения. Главная характеристика таких штативов заключается в их грузоподъёмности и устойчивости, в связи с чем они обладают упрощённой конструкцией с регулировкой только по высоте.
Для установки на разные типы поверхности ноги штатива могут оснащаться разными наконечниками. В обычных условиях наилучшая устойчивость обеспечивается при установке на заострённые шипы, не подверженные деформации. Однако, в некоторых случаях шипы неприемлемы, поскольку могут повреждать пол или дорогостоящие покрытия, а также скользить. Для предохранения используются обрезиненные наконечники, как правило, входящие в комплектацию, а чаще всего, надеваемые поверх шипов. Ноги некоторых штативов оснащаются плоскими площадками, и могут быть наиболее универсальной опорой.
Назначение
Штативы предназначаются для точной фиксации оптических приборов и съёмочных камер относительно пола или другой поверхности. Некоторые типы штативов предназначены для уменьшения отдачи вооружения или удержания тяжелого оборудования. Так, некоторые типы передвижных кинопроекторов (например, отечественный «КН-20») устанавливались на штатив в виде треноги. Треножник позволяет обеспечить наилучшую жёсткость при раскладной конструкции, удобной для транспортировки. Несмотря на многообразие конструкций, подавляющее большинство штативов обладают тремя опорами, обеспечивающими наилучшую устойчивость, однозначно определяя положение относительно плоскости. При этом опорами могут быть три отдельные «ноги» или три колеса стационарного штатива с плоским основанием типа пьедестал. При фотографировании использование штатива для установки камеры, прежде всего, позволяет осуществлять длительные выдержки, недоступные при съёмке с рук. Кроме того, при использовании длиннофокусной оптики, особенно чувствительной к тряске, применение штатива позволяет повысить резкость снимков без дополнительной стабилизации, предотвращая последствия тремора в виде «шевеленки». Современные цифровые технологии панорамной фотографии в большинстве случаев требуют съёмки со штатива с точным перемещением фотоаппарата, обеспечивающим перекрытие соседних снимков по горизонтали и вертикали. Для этого существуют специальные конструкции панорамных штативных головок, поворачивающих камеру вокруг нодальной точки объектива. Это устраняет сдвиг оптической оси, неизбежный при обычном панорамировании. Некоторые киносъёмочные штативные головки также обеспечивают поворот камеры вокруг центра масс.
При съёмке движущегося изображения кроме фиксации точки съёмки, штатив предотвращает неприемлемую на экране тряску и обеспечивает плавное панорамирование. Некоторые типы профессиональной киносъёмочной аппаратуры или телекамер обладают такой массой, что её использование возможно только на штативе, рассчитанном на тяжелую камеру. Соответствующий класс оборудования так и называется: штативная камера. Длительная съёмка даже аппаратом, пригодным для работы с рук, весьма утомительна и требует установки на штатив, обеспечивающий, кроме всего прочего, точное кадрирование.
Специальные конструкции штативов используются для вакуумного крепления камер к гладким поверхностям, таким как капот и крыша автомобиля, стекло, кафель и т. д. Для тех же целей может использоваться штатив типа струбцина, пригодный только для лёгких камер. Ещё одна разновидность штатива — «гориллапод» — предназначена для закрепления камер на различных трубчатых конструкциях и оснащается ногами, состоящими из шариков, соединённых шаровыми шарнирами. Обрезиненная поверхность элементов, способных изгибаться в любых направлениях, позволяет закреплять штатив на многих опорах: оградах, трубах, рамах и т. п.
Кроме перечисленных технических аспектов штатив может использоваться для съёмки автопортрета или любительских групповых снимков с участием фотографа. В отдельных случаях штатив необходим при макросъёмке.
Штативы также используются для установки осветительного оборудования на съёмочной площадке.
Тренога для фотоаппарата своими руками.
Всем доброго времени суток!!! Давно хотел написать статью, тренога для фотоаппарата своими руками, или иными словами как сделать мини-треногу из подручных средств. Вот наконец то руки и дошли. Тем более это не просто статья с описанием, а целый видео курс из двух серий !!! Суть проста. Для любого блогера да и не только, нужно порой делать фото и видео материал. Держа фотоаппарат в руках, но порой это невозможно. Вот тут то на помощь и приходят изобретения человечества под названием треноги. Конечно проще всего не заморачиваться и купить на Китай-сайтах или просто в магазине покупную треногу, стоит она по сути не дорого, от 500р. Но мне захотелось в свое время сделать свою, потому как, в голове роились идеи да и пригождаться она мне будет редко. Конечно можно было бы ограничится решениями как на фото ниже, но все же хотелось чего то более эстетичного.
Решение номер 1: Вместо штатива используется пластиковая бутылка с песком. В пробку вкручен болт под резьбу в фотоаппарате.
Решение номер 2: Нужно вырезать треугольную заготовку из куска дерева. К которому в виде ножек прикреплены 3 бритвенных станка. В него вкручен все тот же болт под резьбу в фотоаппарате.
Все эти решения имеют ряд недостатков, кроме не эстетичного вида. Например, фотоаппарат нельзя наклонять в стороны, решения довольно громоздки.
Ну а теперь значит можно начинать повествование про мой штатив — треногу. Хотя особенного рассказа что и как делать я не буду, так как все рассказано в видео. Остановлюсь только на том, что понадобится для сборки такой мини-треноги.
Материалы:
Кусок аквариумного шланга (необязательно)
Теперь можно приступать к сборке. Что и как описано в видео. Но надо остановится на некоторых моментах по подробнее.
Фото №1. Тренога в собранном состоянии, видны все основные ее элементы. Начиная от шарнира, заканчивая противовесами в виде гаек на концах ножек.
Фото №2. Показано, как я закрепил ножки из проволоки, которую продел через аквариумный шланг для эстетичного вида. Суть проста, вставляем эти ножки в крышку и заливаем термоклеем.
Фото №3. Изображен механизм шарнира треноги. Шарик от антиперспиранта в который вкручен болт под резьбу в фотоаппарате, вставлен в верхнюю часть горлышка пластиковой бутылки, далее края аккуратно подпалены, так чтоб края обхватили шарик и не дали ему выпасть. При нагревании пластмасса бутылки начинает сужаться. Теперь надежно закреплен, но подвижен. Чтоб ограничить его подвижность, точнее чтоб, эта подвижность была управляема, вставлена пружина, я взял ее от старого велосипедного насоса. Теперь, шарик крутится в любую сторону, только под небольшим усилием. Раз шарнир готов, фотоаппарат можно будет наклонить на любой угол в любую сторону.
Фото №4. Изображены противовесы на концах ножек. Которые выполнены из гаек. Все очень просто, вставляем ножку в отверстие гайки и заливаем термоклеем.
Вообщем и целом идею постарался изложить, более подробно в двух видео ниже. Да и смысла нет точную инструкцию делать. Каждый будет делать так, как может, применять те материалы, которые доступны.
Вторая часть про то, как я делал шарнир для треноги.
Рубрика: Lifehack, Мои видео записи
Крепление штативных головок
Полусферическое крепление головки профессионального штатива
Крепление типа Mitchell
Существует несколько различных стандартов крепления панорамных головок к основанию штатива. Как правило, лёгкие любительские штативы выпускаются неразъёмными и головка выполняется как часть штатива. Более дорогие штативы для фотографии и любительского видео обычно используют стандарт крепления, использующийся и для присоединения камеры: винт с резьбой 1/4 или 3/8 дюйма. Некоторые производители используют обычную метрическую резьбу, но головки таких штативов невзаимозаменяемы с головками, выпускающимися отдельно.
Профессиональные штативы для кино и телевидения используют более прочное соединение, представляющее собой стандартные полусферы диаметрами 75, 100 и 150 мм. Полусферическое крепление головки позволяет в некоторых пределах компенсировать отклонение треноги от вертикали, приводящее к «завалу» горизонта, неприемлемому для киносъёмки. Поэтому крепление головки осуществляется при помощи винтового зажима через отверстие в центре полусферы, позволяющее выставлять головку строго вертикально с помощью кругового уровня. Кроме полусферического используется фланцевое крепление стандарта Mitchell, которое считается устаревшим и применяется в основном в кинематографе для очень тяжёлых штурвальных головок, рассчитанных на камеры массой более 50 кг.