Выбор штатива для фотоаппарата

Какие бывают штативы для фотоаппаратов

У многих ассоциация с фотографом очень интересная – обычно это человек, «колдующий» около фотоаппарата установленного на треноге.

Действительно, основной тип штатива имеет вид треноги (трипода). Тренога устойчива и компактна. Для повышения компактности ноги штатива делают секционными. Компактные штативы могут иметь конструкцию ног, состоящих из 4-5 секций.

Более устойчивые штативы имеют ноги, состоящие из 3 секций. Однако габариты подобных штативов несколько больше.

Важными характеристиками штатива являются его габариты в сложенном и в рабочем состоянии, его вес и максимальный вес нагрузки т.е. вес камеры с объективом, который данный штатив может выдержать. При перегрузке штатив может потерять устойчивость, а его соединения не обеспечат неподвижность фотокамеры.

Бюджетные модели штативов изготавливаются из лёгких сплавов и пластика. Профессиональные модели изготавливаются из сплавов и карбона. Карбоновые штативы обычно легче металлических штативов при том же максимальном весе нагрузки.

Штативы весьма износоустойчивы и служат достаточно долго. Скорее всего, купив достойный штатив, фотограф будет менять его в последнюю очередь. Некоторым фотографам приходится использовать в работе несколько штативов (полевой и студийный) и монопод. Удобно, когда все эти штативы имеют одинаковые быстросъемные площадки. В этом случае быстросъемные площадки можно не снимать с фотоаппаратуры.

На Рис.1. показан классический фотографический штатив в виде треноги. Такой штатив не имеет центральной штанги. Обычно подобные конструкции применяются при фотографировании пейзажей, когда высота точки съёмки не имеет принципиального значения и легко может быть отрегулирована при помощи изменения длины ног штатива. Бюджетные варианты подобных штативов имеют несъёмную щаровую головку.

Примером подобных штативов могут быть выпускавшиеся ранее в СССР фотографические штативы ФШУ-3 и ФШУ-5. Такие, проверенные временем, штативы легки, достаточно удобны в использовании, а также сравнительно недороги. Стандартным материалом для изготовления подобных штативов является алюминий и его сплавы.

На Рис.2. показан несколько усовершенствованный фотографический штатив, имеющий в основе своей конструкции треногу и дополненный центральной штангой. Центральная штанга позволяет фотографу оперативно изменять высоту расположения фотоаппарата, не изменяя при этом высоту ног у штатива. Помимо повышения оперативности при фотографировании, такая конструкция штатива позволяет получить предельно низкую точку съёмки. Достигается это чрезвычайно просто. Центральная штанга вынимается и переворачивается штативной головкой вниз. Фотокамера оказывается внизу, что может быть полезно при макросъёмке и репродуцировании. Существует разновидность подобной конструкции, позволяющая установить штангу со штативной головкой горизонтально. Материалом для изготовления подобных штативов служит либо легкий сплав, либо карбон. Для повышения устойчивости лёгких штативов некоторые фирмы в конструкции центральной штанги предусматривают специальный крюк, на который можно повесить тяжёлую сумку или мешочек с камнями (иногда такой мешочек идёт в комплекте штатива, правда без камней 😉 ).

На Рис.3. показан так называемый студийный вариант фотографического штатива с центральной штангой. Хорошо видны специальные распорки между центральной штангой и ножками штатива. Чаще всего подобный штатив устанавливается на полную длину ног, а высота центральной штанги регулируется при помощи специального механизма с рукояткой См. Рис.3. Эта рукоятка (на рисунке слева вверху)  позволяет фотографу оперативно изменять высоту расположения фотокамеры. При этом особый фрикционный механизм, предусмотренный в конструкции, не позволяет фотокамере произвольно опускаться вниз под действием силы тяжести («ползти»). Материалом для изготовления подобных штативов служит либо легкий сплав, либо карбон.

На Рис.4. Показана интересная разновидность фотографического штатива – монопод. В отличие от треноги монопод имеет всего одну ногу. Это позволяет фотографу с одной стороны оперативно следить за подвижными объектами. Например, при фотографировании спортивных состязаний. А с другой стороны предоставляет опору, необходимую при работе с длиннофокусной оптикой, часто применяемой при съёмке спорта. Некоторые разновидности штативов на основе треноги позволяют соорудить из центральной штанги и одной из ног вполне приличный монопод. Материалом для изготовления моноподов также служит либо легкий сплав, либо карбон.

Зачем нужны штативы для телефона

Штативы обычно выпускаются с тремя складными ножками, предназначенными для размещения фотоаппарата. Они крепятся вокруг центральной стойки для максимальной устойчивости и оснащены креплением для смартфона или камеры сверху, а также несколькими соединениями, позволяющими поворачивать и наклонять устройство. Самое большое отличие штативов для смартфонов от DSLR состоит в том, что последние обычно больше и прочнее, так как вес камеры и дополнительных объективов обычно намного выше, чем у смартфонов, однако основные функции штативов остаются неизменными: стабилизация устройства и возможность делать снимки под разными углами обзора.

Наиболее распространенным является традиционный штатив с креплением для смартфона. Он имеет складные ножки и может быть изготовлен из различных материалов, включая дерево, пластик, углеродное волокно или алюминий. Такой штатив для смартфона также является самым универсальным, но часто самым дорогим и тяжелым из всех подобных устройств.

Второй тип — штативы для смартфонов с гибкими/складывающимися ножками. Они компактнее, легче и удобнее в транспортировке.

Наконец, настольные штативы. Это самые маленькие штативы для смартфонов — у них часто даже нет ножек, потому что они предназначены для установки на ровную поверхность.

Длительная экспозиция со штатива

Все мы видели потрясающие фотографии, на которых огни проезжающих машин трансформируются в потоки света, стекающие по улице. Это достигается с помощью длительной экспозиции. Снимать можно вручную или в профессиональном режиме на смартфоне, но для получения действительно хороших результатов, вам понадобится штатив для смартфона. Почему?

Большинство фотографий делается с выдержкой от 1/600 до 1/4000 секунды, хотя в условиях низкой освещенности они могут уменьшиться примерно до 1/200. При съемке с длинной экспозицией затвор должен быть открыт не менее чем на пару секунд, а телефон должен быть полностью устойчив. Обычно это невозможно сделать, если держать смартфон просто в руке.

Даже самые устойчивые руки будут немного дрожать, что может привести к размытому снимку. А со штативом и небольшой практикой, вы сможете удивить ваших друзей красивыми фотографиями с длинной экспозицией.

Ночные снимки или снимки при слабом освещении

Как и при съемке с большой экспозицией, одним из лучших способов получения великолепных снимков в условиях низкой освещенности или ночью является использование более низкой выдержки.

Даже если вы не используете ручной режим для ночных снимков, а применяете ночной режим, который есть в приложении производителя камеры на большинстве устройств, он отнюдь не идеален. Вот почему, штатив для смартфона — лучшее решение, если вы хотите сделать захватывающие ночные фотографии за пределами ярких огней города. Это поможет уменьшить шум и размытость. Даже Pixel 3 или 3 XL с его удивительным ночным прицелом, который использует мощное встроенное программное обеспечение и смешанную экспозицию, может выиграть больше при использования подставки.

Перемещение объектов — это одна из немногих вещей (если не единственная), с которой трудно справиться, но с помощью штатива телефона вы можете поднять ваши ночные фотографии Pixel с отличных на великолепные.

Увеличение масштаба фотографий или видеозаписей

Если и есть какая-то область, которая значительно улучшилась в смартфоне за последние пару лет, то это масштабирование. Теперь у нас есть удивительные технологии, такие как 10-кратный гибридный зум OPPO и захватывающий 50-кратный цифровой зум Huawei P30 Pro. Однако в видеозаписях, демонстрирующих потрясающие возможности таких технологий, ясно видно, что не все мельчайшие элементы можно рассмотреть. Если вы хотите четко заснять каждую горгулью на готическом соборе, то потребуется штатив с вращающейся шаровой головкой.

Кадрирование и панорамное изображение

Панорамы также значительно выигрывают от съемки со смартфона, установленного на штативе — ваши снимки будут намного устойчивее с меньшим количеством обрезанных областей. С его помощью можно делать снимки под разными углами, что было бы невозможно или нецелесообразно при использовании устройства в руке. Некоторые из них позволяют делать снимки на уровне земли, давая возможность запечатлеть нужное вам настроение и атмосферу.

Видео

Вероятно, одним из лучших вариантов использования штативов является съемка видео. Нет ничего хуже, чем шаткие кадры, которые мешают сконцентрироваться на том, что показывают и говорят в видеофильме. Если вы выбрали более легкий штатив для телефона, его можно использовать не только для съемки видеороликов с замедленной съемкой, но и для влогинга в дороге и многого другого.

Виды штативов для фотоаппаратов

В фотосъёмке используются три основных типа штативов для фотоаппаратов:

  1. Настольный фиксатор;
  2. Монопод;
  3. Тренога (трипод).

Настольный фиксатор для фотоаппарата представляет собой компактный фото-штатив, который можно установить на любой ровной поверхности. Он используется при макросъёмке. Монопод или телескопическая штанга, благодаря компактным размерам и простоте установки удобно применять для динамичного процесса с быстрой сменой сюжетов и точек съёмки. Это небольшой отрезок металлической или пластиковой трубки, который можно быстро раздвинуть на несколько секций. Штатив занимает мало места и часто применяется для «селфи».

Треноги профессионального уровня выполнены в виде модульной конструкции. Это позволяет устанавливать головки для крепления фотоаппарата различных типов, а так же менять вышедшие из строя элементы. В недорогих конструкциях это не предусмотрено и в случае поломки придётся приобретать новый штатив.

Параметры фотографических штативов

Тренога для фотоаппарата обладает следующим рядом параметров:

  • Вес нагрузки;
  • Материал;
  • Число секций;
  • Количество опор;
  • Диаметр;
  • Наконечники;
  • Замок крестовины;
  • Центральная штанга.

Для каждой модели треноги в паспорте указан максимально допустимый вес, который конструкция может выдержать. Материал, из которого изготовлен штатив, является важным параметром. От него зависит вес и надёжность конструкции. Чаще всего используются алюминиевые сплавы и углеродный композит (карбон). Металлический фото-штатив для фотоаппарата устойчивый и надёжный, но весит больше чем тренога из углеволокна. Углеродный композит более упругий и лучше гасит вибрацию, особенно при использовании суперзума.

Число секций может быть различным. Здесь следует ориентироваться на необходимую высоту треноги и его компактность. Большинство штативов для фотокамер имеют три телескопические опоры. Конструкции с большим количеством ног встречаются редко и в любительской практике не используются. От диаметра опор зависит надёжность и устойчивость конструкции.

Для надёжной установки фото-штатива на опорах, в нижней части, находятся резиновые или полиуретановые накладки. Некоторые модели оборудованы выдвижными шипами. Это позволяет установить треногу с фотоаппаратом на скользкой поверхности.

Для фиксации опор в раскрытом виде на крестовине могут устанавливаться замки различной конструкции:

  • Фиксатор-защёлка;
  • Кольцевой замок;
  • Резьбовые барашки.

Защёлка позволяет оперативно подготовить треногу к съёмке. Это удобно, но фиксация с помощью защёлки не обеспечивает хорошую надёжность. Кольцевой замок надёжнее, но требует больше времени на закрепление опор. Барашки на резьбе считаются самым надёжным способом крепления. Центральная штанга позволяет увеличить высоту установки фотоаппарата.

Тренога штатив для фотоаппарата

Цифровая фототехника допускает съёмку в самых сложных условиях и при любом освещении. Современные матрицы позволяют выполнять съёмку при неблагоприятных погодных условиях, но для этого приходится использовать продолжительную выдержку. В этом случае держать фотокамеру неподвижной не удаётся, и кадр будет смазанным. То же самое происходит при съёмке длиннофокусным объективом типа суперзум.

Чем больше расстояние до объекта съёмки, тем больше шансов, что снимок получится неудачным. В таких случаях помочь может штатив для фотоаппарата. Эта конструкция предназначена для устойчивого крепления фотокамеры. Тренога позволяет обеспечить устойчивость фотографического оборудования и устранить эффект смазанного изображения.

Штатив с тремя раздвижными опорами подходит для любых условий съёмки. Он состоит из следующих частей:

  • Раздвижные опоры;
  • Центральная штанга;
  • Крестовина;
  • Головка для установки фотокамеры.

Опоры сделаны в виде телескопической конструкции из нескольких секций. Их количество варьируется от 2 до 5. Каждую секцию можно закрепить в любом положении, используя резьбовой фиксатор. Центральная штанга треноги предназначена для перемещения головки в вертикальной плоскости. На нижней части штанги может находиться крючок для сумки с фотографическим оборудованием. Обычно штатив имеет три опоры, но бывают конструкции с четырьмя или пятью «ногами».

Крестовина это узел, к которому крепятся опоры и головка для установки фотоаппарата. От её качества зависит, насколько прочно будут держаться опоры. Поэтому крестовина должна быть изготовлена из металла.

Головка фото-штатива представляет собой устройство, позволяющее изменять положение фотоаппарата в пространстве, не перемещая треногу. Головки бывают следующего конструктивного исполнения:

  • Двухпозиционные;
  • Трёхпозиционные;
  • С шаровым фиксатором;
  • Панорамного типа.

Первый тип обеспечивает перемещение фотоаппарата по двум осям – горизонтали и вертикали. Трёхпозиционная головка или 3D позволяет поворачивать фотокамеру в трёх плоскостях. На такой головке находится большее число ручек и фиксаторов. Профессиональные модели треног могут быть оборудованы червячным приводом, что позволяет с большой точностью позиционировать фотоаппарат. Недостатком головки 3D является низкая оперативность при съёмке. Шаровая штативная головка представляет собой шарнир, позволяющий свободно перемещать фотокамеру по всем направлениям. Устройство имеет всего одну ручку для фиксации шарика.

С помощью такого крепления можно быстро менять положение головки, что повышает оперативность съёмки. Недостатком является частое загрязнение поворотного механизма. Головка штатива для панорамной фотосъёмки позволяет плавно поворачивать фотоаппарат на 3600. Большинство треног для фотокамер оборудовано уровнем, который позволяет установить конструкцию ровно на любую поверхность или под определённым углом к горизонту.

В каких случаях нужен штатив

Хорошая съемка без штатива просто немыслима — это вам скажет каждый фотограф, который называет себя профессионалом.

Современный штатив по-прежнему актуален, т.к. позволяет сделать более качественные снимки. А в ряде случаев без него съемка просто не выполнима. Как, например, при макросъемке мелких предметов. Также используется штатив для съемки сверху.

Самый распространенный вид использования штатива это съемка при большой выдержке — иногда до нескольких часов. Это может быть, например, ночная съемка. Но и на коротких выдержках штатив иногда необходим, стабилизируя положение аппарата, помогая сделать более качественный снимок.

Одним словом, штатив как дополнительное оборудование нужен всем фотографам. Они могут быть разными. При этом любой штатив должен отвечать следующим требованиям:

  1. обеспечивать неподвижность аппаратуры;
  2. быть удобным в использовании;
  3. иметь надежное соединение с аппаратом;
  4. быть максимально компактным.

Всем этим требованиям в определенной степени удовлетворяли самые первые штативы, которые изготавливались из дерева. Что же предлагает современная техника?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *