FotaVoka.orgСканирование негативов. Взгляд фотографа

Оцифровка кино- и видео документов

В ходе экспертизы кино-и видеодокументов специалисты ЭЛАР подбирают соответствующие технологии оцифровки и алгоритм работы в зависимости от характеристик массива: типов носителей информации, формата и скорости записи, материала основы пленок, их физического состояния.

По итогам экспертизы и составления описи кинодокументов, направляемых на оцифровку, утверждается перечень необходимых подготовительных и реставрационных работ и качество выходного формата цифрового ресурса.

На следующем этапе рулоны с пленками подготавливаются к сканированию. Пленки очищаются ультразвуком и специальными средствами, а затем проверяется сохранность склеек и состояние ракордов (нерабочих, защитных участков кинопленки). Переклеиваются разрывы пленок с использованием прозрачных заплаток и приклеиваются новые ракорды на профессиональных склеечных прессах кадр в кадр.

Для перевода в цифровой формат пленок используются высокоскоростные покадровые киносканеры. Быстрота оцифровки (8–25 кадров в секунду с заявленным высоким разрешением HD или UltraHD) обеспечивается сканирующими сенсорами, а скорость перемотки автоматически снижается при выявлении явных отличий между кадрами. Одновременно с кадрами сканируются звуковые дорожки, причем в обязательной привязке к кадрам для последующей синхронизации.

После сканирования отснятый материал проверяется специалистами Отдела контроля качества ЭЛАР. В ходе проверки могут быть выявлены и скорректированы дефекты изображений кадров.

В рамках проекта по оцифровке кино- и видеофондов по желанию заказчика может быть осуществлена консервация кинопленок различных форматов с упаковкой их в новые металлические банки с молекулярными ситами.

Съёмка непосредственно с экрана

Самый простой и малозатратный способ — это прямая пересъёмка проецируемого кинопроектором изображения непосредственно с экрана. Съёмка осуществляется в следующих вариантах:

  • съёмка с абсолютным затемнением с расстояния в пару метров от экрана;
  • проекция кинокадров с незначительного расстояния на белый бумажный лист, используемый в качестве экрана;
  • съёмка камерой с передачей видео непосредственно в компьютер, а можно перегнать в компьютер позже с кассеты видеокамеры.

Способ не потребует особых ухищрений и доработок, при этом позже не надо почти ничего делать — получается практически полноценная копия изображения.

Практическая сторона

Для того чтобы осуществить на практике эти методы, понадобится 8-миллиметровый проектор советских времён, к примеру, «Луч» или «Русь». Скорей всего, такой проектор у владельцев архивов сохранился.

Дорабатывать его для такого способа пересъёмки не потребуется. Разве что надо будет заменить пассики, если они не хранились отдельно, смазанные силиконовой смазкой. Скорей всего, они потрескались за долгие годы и пришли в негодность. Ну и, конечно, смазать и почистить сам аппарат.

В качестве экрана можно применить специальный экран или же белую простыню. Можно и просто побеленную стену. Но более высокое качество получается при использовании листа белой бумаги. Единственный нюанс — бумага не должна быть глянцевой.

Камера при съёмке находится на очень близком расстоянии от экрана, что позволяет добиться хорошего качества резкости. Изображение выходит более ярким, и не требуется абсолютное затемнение. Но при этом могут возникнуть искажения изображения, так как получается большой угол оптических осей.

Многие пытались решить эту проблему, используя молочного цвета стекло, как экран. Оптические оси камеры и проектора совпадали, а съёмка осуществлялась на просвет. Но метод себя не оправдал, так как ровного освещения достичь очень непросто — центральная часть экрана освещается намного сильнее.

Передача изображения на компьютер

Для того чтобы оцифровать киноплёнку, подходят любые типовые видеокамеры стандартного образца. Рассматривать всерьёз видеоресурсы цифровых фотоаппаратов, планшетов и других гаджетов не стоит.

Лучше всего, если это будет цифровая видеокамера, так как при этом изображение уже получится в нужном цифровом формате. Но вполне сгодятся и аналоговые видеокамеры, правда, потом надо будет оцифровывать аналоговое изображение при помощи плат оцифровки телетюнера или специальной платы для видеомонтажа.

Снимать на цифровую камеру гораздо удобнее, так как снимается изображение сразу на носитель камеры и потом сбрасывается на компьютер. При этом в стоящем рядом компьютере нет необходимости.

При съёмке аналоговой камерой в любом случае возникнут помехи во время записи и дальнейшего считывания с неё. Поэтому лучше всего изображение передавать сразу на компьютер.

Минусы метода

ВАЖНО. Независимо от вышеперечисленных вариантов, такой «пиратский» способ переснять старую киноплёнку не даёт необходимого качества полученного изображения. . Обычно человеческий глаз воспринимает перерыв между сменами кадров как мерцание

Чтобы это мерцание было незаметным, пионеры кинематографии придумали обтюратор. При проецировании кадров на экран он своими тремя лопастями перекрывает пучок света, идущий от проекционной лампы. И именно в одно из таких перекрытий света происходит та самая смена кадра. Человеческие глаза при этом видят ровное изображение на своём экране

Обычно человеческий глаз воспринимает перерыв между сменами кадров как мерцание. Чтобы это мерцание было незаметным, пионеры кинематографии придумали обтюратор. При проецировании кадров на экран он своими тремя лопастями перекрывает пучок света, идущий от проекционной лампы. И именно в одно из таких перекрытий света происходит та самая смена кадра. Человеческие глаза при этом видят ровное изображение на своём экране.

Но светочувствительность видеокамеры во много раз выше, чем у человеческого глаза, поэтому в итоге на отснятых кадрах будут видны то нормальные кадры, то чёрные, то перекрытые частично обтюратором. К тому же автоэкспозиция самой камеры зачастую не может нормально настроиться на смену чёрному обычному кадру, поэтому возникают колебания яркости. Дополнительная обработка такого изображения ни к чему не приведёт.

Поэтому энтузиасты методом проб и ошибок, разработали другие способы оцифровки киноплёнки 8 мм в домашних условиях, которые дают очень неплохие результаты.

Пересъёмка по кадрам

Почти идеальный результат получается, если снимать по одному кинокадру в момент их остановки. Один видеокадр на один кинокадр. Здесь возникают технические трудности:

  • захватить кадр именно в момент остановки;
  • перегрев плёнки при длительной остановке либо при медленном движении;

Для того чтобы захваченный кадр, переданный на компьютер, строго соответствовал моменту полной остановки кинокадра, необходима доработка проектора. Чтобы синхронизировать момент захвата, на проекторе устанавливают микродатчик (выключатель). Его приводит в действие выступ, установленный на главный вал проектора. Таким образом, подаётся сигнал захвата одного кадра на компьютер.

Главная цель доработки — отрегулировать фазу срабатывания датчика в момент полной неподвижности кадра. Для этого необходимо удалить с проектора обтюратор. Настройку будет выполнить гораздо легче, так как время для захвата кадра увеличится чуть ли не в 3 раза.

Качественный захват кадра таким путём можно осуществить только на максимально маленькой скорости — до 10 к/с и менее. Поэтому для того, чтобы не допустить перегревания плёнки, энтузиасты используют определённые приёмы. Как выполнить эти пункты доработки в домашних условиях, будет сказано ниже.

Как установить датчик

Простейший датчик представляет собой микровыключатель, который можно приобрести отдельно или взять из старой компьютерной мыши. Сигнал с такого датчика будет поступать на компьютер, который при помощи соответствующей программы даст команду на захват одного кадра. Далее вал проектора делает ещё один оборот, кадр меняется, и датчик снова выдаёт сигнал на захват.

Компьютерные программы для захвата используются стандартные, найти их не составит большого труда. Они позволяют выполнять захват кадра при клике мышью по определённой кнопке программы. Для этого на нужные контакты мыши выводят сигнал от замыкания датчика.

Удаление обтюратора

Как выше было сказано, обтюратор нужно удалить для того, чтобы он своими лопастями не перекрывал свет, идущий на кадровое окно от лампы проектора.

Если проектор планируется использовать и дальше, то процедура разборки и последующей сборки проектора окажется довольно сложной. Гораздо проще будет удалить обтюратор «варварским» способом — просто срезать лопасти обтюратора ножницами по металлу.

Как не допустить перегрева плёнки

В стандартном проекторе учтена вероятность перегревания плёнки при замедленных режимах проекции и длительных остановках. Поэтому для защиты плёнки в нём имеется ещё один тепловой фильтр, который перекрывает свет лампы при падении скорости ниже 5 к/с.

Примерно на такой же скорости ведётся съёмка в настоящих условиях, и тепловой фильтр будет сильно мешать. Поэтому его или блокируют в открытом виде, или просто снимают. Сразу же встаёт вопрос, как защитить плёнку. Для этого могут использоваться три варианта действий, которые можно применить:

  • наблюдать за скоростью и сразу же отключать лампу при незапланированной остановке.
  • ставить дополнительный вентилятор;
  • менять обычную лампу на энергосберегающую, к примеру, светодиодную.

Если же в проекторе останется стандартная лампа, то к задней крышке проектора можно установить вентилятор от старого блока питания компьютера. Такой вентилятор питается током в 12 В, и напряжение можно получить от питания лампы, которое выпрямляется диодным мостиком.

Подобной вентиляции вполне хватит для охлаждения внезапно остановившейся плёнки. Во всяком случае времени для ручного отключения лампы будет достаточно, так как плёнка не пожелтеет в течение пяти секунд.

Выполнив основные доработки, можно приступать к оцифровке киноплёнки 8 мм с обработкой отснятого или захваченного в компьютер видеофайла фильтром GetDups (ГетДапс). В результате получится качественная цифровая копия старого кинофильма.

Оцифровка негативов

Оцифровка негативов на пленке и стекле входит в число востребованных услуг корпорации ЭЛАР уже более 20 лет. Сегодня компания владеет широким парком сканирующего оборудования, штатом квалифицированных специалистов и богатым опытом оцифровки больших массивов фотопленки.

Профессиональное оборудование обеспечивает высокое качество отсканированных изображений: оптическое разрешение сканеров ЭЛАР в несколько раз превосходит разрешение фотоэмульсионного слоя. Как правило, разрешение полученных графических образов составляет от 1200 до 2400 dpi, при этом есть возможность его увеличения при незначительном падении скорости процесса оцифровки. Система подсветки сканирующего оборудования устроена так, что негативы подсвечиваются одновременно сверху и снизу, что является необходимым условием для получения качественной скан-копии. При необходимости возможно улучшение качества электронной копии по сравнению с оригиналом за счет удаления шумов и пыли, а также автоматической цветокоррекции и повышения четкости изображения. Впоследствии такие копии успешно используются в полиграфии.

Функция предварительного сканирования позволяет оценить результат и при необходимости скорректировать его. Сохранение электронных копий возможно в любом формате, необходимом заказчику.

Сканеры ЭЛАР обладают возможностями автоматического распознавания нескольких кадров с пленки одновременно и позволяют получать информацию как с самого негатива, так и с ярлычка, содержащего учетные данные. Согласно этим атрибутам формируется имя файла, что делает поиск изображений простым и привычным для заказчиков.

Корпорация ЭЛАР также поставляет системы хранения пленочных носителей и оказывает услуги их хранения в собственных подготовленных архивохранилищах.

Более подробную информацию об оборудовании вы можете получить на продуктовых сайтах ЭЛАР, либо заполнив форму обращения.

Пересъёмка объектив в объектив

Такой метод пересъёмки потребует пару хитростей в доработке проектора. В первую очередь, замены стандартного объектива на короткофокусный объектив от любой телескопической системы. Качества изображения будет добиться гораздо проще, если фокусное расстояние такого объектива будет близким или даже превышающим фокусное расстояние видеокамеры.

У кинолюбителей довольно популярна оцифровка киноплёнки 8 мм таким способом, так как доработки выполнить немного проще. Здесь так же, как и при покадровой пересъёмке, потребуется замена лампы, но меняется она по другим соображениям. Так как пересъёмка методом «объектив в объектив» ведётся почти с обычной скоростью, перегрев плёнки не страшен. Менее мощная лампа применяется для уменьшения светового потока на фотоприёмник видеокамеры.

При оцифровке чёрно-белой плёнки будет нелишним применить светофильтр, чтобы избежать виньетирования изображения. Он ставится между лампой и плёнкой. Лучше всего использовать интерференционный фильтр, так как у него довольно узкая пропускная полоса. Но можно использовать и обычный красный светофильтр.

Сама конструкция проектор-видеокамера устанавливается на жёсткое основание, но с таким расчётом, чтобы была возможность двигать камеру вверх-вниз и влево вправо. Это нужно для совмещения оптических осей двух объективов. Скорость проекции кадров подбирается такая, чтобы не было мигания, а запись изображения лучше сразу передавать на компьютер.

Следует упомянуть о некоторых технических моментах, которые могут возникнуть в процессе работы:

  • проектор снижает скорость ниже 5 к/с только в прогретом состоянии, в холодном же он этого делать «не хочет».
  • если на холодный проектор сразу установить маленькую скорость, то он может не начать работу. Лучше работу начинать на средних показателях, и понемногу их уменьшать.
  • повышение скорости проектора на слух довольно сложно определить. Но можно записать звук на необходимой скорости и включать эту запись для сравнения.

Собственно это основные методы оцифровки дома. Существует ещё множество ухищрений умельцев, о которых можно прочитать на форумах, поэкспериментировать, но рассказ о них — это отдельная тема. Если у вас есть свой метод оцифровки, поделитесь с нами в комментарии.

Оцифровка аудио

Аудиоматериалы оцифровываются на производственной площадке корпорации ЭЛАР, либо на территории заказчика, где разворачивается студия звукозаписи. Для оцифровки используется профессиональное оборудование для ввода/вывода и обработки звука, которое позволяет достичь максимально качественного и естественного звучания конечного материала. При необходимости может быть восстановлено утерянное качество звучания, исправлены дефекты записи, удалены шумы и «лишние» паузы.

Для наиболее удобного использования оцифрованных аудиодокументов они могут быть разбиты на треки. Дополнительно специалисты ЭЛАР индексируют электронный аудиофонд. Для каждой конкретной записи создается индексная карточка, содержащая заголовок, ФИО автора, ключевые слова и другие параметры, по которым в дальнейшем можно будет найти данный файл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *