Как создать ощущение глубины на ваших фотографиях

Глубина озера

Глубина Ладожского озера в среднем составляет 51 метр. Однако если говорить о наибольшей, то цифра вырастает уже до 230 метров. О внушительных показателях позволяет судить и карта глубин Ладожского озера. На ней обычно отмечают участки, которые считаются самыми глубокими.

Рельеф дна неоднороден. Поэтому неудивительно, что глубина Ладожского озера различна на всей его акватории. К примеру, в южной части дно отличается ровностью и плавностью. Это способствует уменьшению глубины. Понижение наблюдается с севера на юг. В северной части глубина достигает 10-100 метров, а в южном это значение на порядок ниже и варьируется в диапазоне от 3 до 7 метров. Отличают дно каменистые косы и мели, можно встретить даже скопления валунов.

Особенности цифровой фотографии код

Увеличение глубины резкости программным способом. Слева — два из шести исходных снимков, снятых с брекетингом фокуса; справа — готовый снимок, полученный в приложении «CombineZM»

Шкалы глубины резкости, нанесённые на оправы большинства сменных фотообъективов, рассчитаны для фотоплёнки, эмульсия которой обладает светорассеянием, снижающим резкость изображения. Фотоматрицы влияют на разрешение в значительно меньшей степени, позволяя полнее использовать возможности этой же оптики, используемой с современными цифровыми зеркальными фотоаппаратами. Стандарты новейших объективов для DSLR в 1,5 раза строже, и исходят из размера кружка нерезкости, составляющего 1/1500 диагонали полнокадровой матрицы, то есть 28 микрометров. Глубина резкости, определяемая по таким шкалам, вполне соответствует наиболее массовому формату фотоотпечатка 10×15 см. Для более крупных снимков и изображения на мониторе компьютера она оказывается завышенной, поскольку современные сенсоры обеспечивают более высокую разрешающую способность, чем плёнка. В ещё большей степени несоответствие таких шкал проявляется при использовании фотоматриц уменьшенных размеров APS-C и Nikon DX. Для учёта современных технических возможностей могут использоваться альтернативные калькуляторы глубины резкости, рассчитанные исходя из размера пикселя матрицы.

Существующие технологии цифровой фотографии также позволяют значительно увеличить глубину резкости за счёт объединения нескольких фотографий, снятых с различными дистанциями фокусировки объектива (брекетинг фокуса). В настоящий момент доступны специальные компьютерные приложения, позволяющие склеивать снимки с переменной фокусировкой. Такая техника, получившая название англ. Focus Stacking, получила распространение в прикладной научной фотографии, главным образом в макро- и микрофотографии, поскольку пригодна только для съёмки неподвижных объектов.
Новейшая технология камеры светового поля позволяет регулировать дистанцию фокусировки и глубину резкости изображения уже после съёмки программными методами.

Последние модели смартфонов Nokia с 2013 года оснащаются встроенной камерой с возможностью управления глубиной резкости, получившей торговое название «Refocus». При этом фокусировка может быть изменена после съёмки, что особенно эффективно для сцен, протяжённых в глубину.

ГРИП DF DN

Где f – фокусное расстояние объектива,

d – диафрагма,

s – расстояние до объекта,

c – кружок нерезкости,

DF и DN – расстояние до крайних точек, которые будут в фокусе.

Итого, глубина резкости зависит от:

1. расстояния до объекта

2. фокусного расстояния объектива

3. значения диафрагмы

4. размера кружка нерезкости

Во многих калькуляторах предлагают выбрать модель камеры или формат сенсора, и это влияет на глубину резкости. Это неправильно, не надо пользоваться такими калькуляторами. На самом деле, понятно, откуда это взялось – от камеры зависит кружок нерезкости, ведь формула ГРИП не учитывает ни камеру, ни размер сенсора. Всё равно так делать нельзя, в таких калькуляторах модели объединяют по непонятному признаку и неясно, как считают диаметр этого кружка нерезкости.

Чтобы не было недоразумений, пользоваться надо только калькуляторами, где можно явно задать диаметр кружка нерезкости. Я приведу несколько хороших калькуляторов.

Для настольного компьютера в интернете есть неплохой калькулятор Владимира Родионова: http://www.rwpbb.ru/test/rezkost19/rezk21f1.html

Калькулятор удобно иметь под рукой, поэтому если у вас есть современный смартфон, то вот ещё варианты:

— правильные бесплатные калькуляторы для Андроида http://android.lospopadosos.com/dof

— правильный платный калькулятор для iPhone http://www.neuwert-media.com/dof.html

iPhone меня разочаровал больше всего, потому что я смог найти единственный правильно работающий калькулятор, и то за деньги. Хотя, фанаты Apple, как известно, денег не считают и с них берут за каждый чих. Пиком идиотизма были калькуляторы, где ГРИП зависит от кроп-фактора, да ещё и платить за это надо! Здрасте, приехали…

На самом деле, я понимаю, откуда берутся эти заблуждения. Предполагается, что если у вас меняется кроп-фактор, то меняется и угол обзора, а следовательно, и композиция кадра. Люди, которые пытаются сохранить композицию кадра, наивно полагают, что ГРИП, которая при этой процедуре меняется, зависит от кроп-фактора. На самом деле, меняется расстояние до объекта s или фокусное расстояние f. Говорить, что от кроп-фактора зависит глубина резкости некорректно, потому что это означало бы, что при всех прочих равных, меняя кроп-фактор, должна меняться и ГРИП, а у нас нет прочих равных. Аферисты и жулики, которые это утверждают, меняют вместе с кроп-фактором либо расстояние до объекта, либо фокусное расстояние, либо и то, и другое. Корректно можно провести эксперимент только со штатива, используя одну FX-камеру, переключая режимы FX и DX, но это равносильно обрезанию фотографии по краям. Очевидно, что глубина резкости меняться не будет.

Внимательные читатели уже обратили внимание на ключевое слово “слегка размыты” чуть выше и насторожились. Действительно, при просмотре фотографий резкость вещь субъективная

Каждый воспринимает её по-своему. Не имеет никакого смысла измерять глубину с точностью до миллиметра, если речь не идёт о макро, конечно. Не пытайтесь в погоне за глубиной резкости углубляться в технические характеристики, так как вас просто засосёт во фрактал подробностей и вы ещё сильнее запутаетесь.

Решение о том, достаточная глубина резкости или нет, надо принимать быстро и эмоционально, иначе получится как в известном случае с пациентом, который перенёс операцию в районе лобных долей: http://olegart.ru/wordpress/2011/07/05/3413/ Это, кстати, относится и к выбору фототехники вообще, выбор которой оказался самым сложным для человеческого мозга: http://olegart.ru/wordpress/2011/07/05/3407/

Пользуйтесь калькулятором только для приблизительной оценки, чтобы понять, а сфотографируете ли вы вообще то, что хотите. Пользуйтесь кружком нерезкости 0,03мм, не зря же инженеры Никона исправно посещали лекции в университете. Кстати, у вашей камеры может быть кружок гораздо меньше, но, во-первых, вы можете эту разницу не почувствовать, а во-вторых, у вашего объектива может не хватить силёнок обеспечить такую резкость. Так что, не терзайте себя техническими характеристиками и ненужными подробностями, вы же искусством занимаетесь, а не научными измерениями.

Да пребудет с вами резкость!

Преобразованияцветовых режимов

Это в чем-то даже
плохо — то, что фирма Adobe сделала столь легким
процесс преобразования изображений из одного
цветового режима в другой. Вы спросите, почему? Да
потому, что такая операция может привести к
безвозвратной утрате качества картинки. Ведь
каждый раз, когда вы переходите от одного
цветового режима к другому, теряется часть
информации, содержащейся в каждом из пик селей
изображения. Выполните смену режимов несколько
раз — и значительная часть информации
будет утрачена. К тому же только один режим, RGB,
обеспечивает доступ ко всем командам программы
Photoshop (за исключением, конечно, тех команд,
которые предназначены для других, строго
определенных режимов, таких как Bitmap — (Битовый).

А теперь, когда
предостережение высказано, поясним:
единственное, что требуется для перехода к
новому режиму представления изображения, —
это выбрать команду меню ImageModeMode name (ИзображениеРежимНазвание режима), где
вместо слов Mode name (Название режима) должна
стоять одна из команд подменю Mode (Режим).
Впрочем, для перехода от одного из
многокрасочных режимов к Bitmap
(Битовый) или Duotone (Дуплекс) следует вначале
преобразовать изображение к модели
Grayscale (Градации серого).

В заключение еще один
важный момент, который следует иметь в виду перед
выполнением преобразования цветовых режимов:
при таком преобразовании утрачиваются все
корректирующие слои изображения. Вот это да! Что
же делать, если вы уже применили к изображению
корректирующие слои, придав ему именно тот вид и
ту цветовую тональность, которой так долго
добивались? Выход очень прост: выполните
сведение слоев изображения, чтобы корректировки
приобрели постоянный характер. После этого можно
смело менять цветовой режим.

Животный мир

В такой стране, как Россия, Ладожское озеро играет огромную роль. Его называют поставщиком питьевой воды для Северной столицы государства – Санкт-Петербурга. Однако помимо этого в Ладоге обитает огромное количество самых разнообразных животных. Основное место среди них, разумеется, занимают рыбы.

На сегодняшний день известно о существовании в волнах Ладожского озера более 58 разновидностей и видов рыб. Интересно, что есть и такие, которые являются «гостями» в Ладоге. К таким можно отнести морского угря, балтийского лосося и осетра. Они лишь изредка заплывают в воды озера. Постоянным местом их обитания является Финский залив и Балтика.

К сожалению, из-за массового отлова рыбы сегодня в Ладоге остались жить далеко не все ее прежние обитатели. Иногда представители рыбьего царства исчезают без видимых на то причин. К примеру, стерлядь. В ладожских водах она больше не встречается, а причины этому исследователи так и не обнаружили.

Приток Свирь

Ладожское озеро находится в России, а самым полноводным его потоком именуют Свирь. Эта река вытекает из Свирской губы Онежского озера, а в Ладогу впадает с юго-востока.

Длина её составляет около 224 километров. Река включает в себя два больших притока, которые получили название Паша и Оять. Интересно, что происхождение данного объекта и сейчас покрыто тайнами и загадками.

Сама река Свирь и ее берега не отличаются живописностью, присущей Ладоге. Описание Ладожского озера рассказывает об удивительной красоте его берегов, чем Свирь похвастаться не может. Её побережье покрыто ольховыми кустарниками и заболоченными растениями, встречаются хвойные леса. В основном берега реки Свирь представляют собой скопления камней и валунов.

В древности Свирь славилась многочисленными порогами. Их нельзя было назвать высокими, однако нагромождения валунов представляли серьезную помеху для судоходства. Местные жители очень часто выручали моряков, помогая им справляться с переправами. Очень часто жители прибрежных сел и городов и сами служили моряками, лоцманами и даже капитанами. Близость к полноводной реке наложила свой отпечаток на характер и образ жизни людей.

А вот если говорить о животном мире, то он достаточно велик. Именно в водах этой реки зачастую наблюдается нерест лосося. Весной можно встретить стаи этих рыб, которые направляются в устье Свири. Основное значение в нересте играют притоки Оять и Паша. Ихтиологи считают, что именно эти реки могут поспособствовать возрождению лосося в Ладожском озере.

Глубина — рисунок

Глубокая гравюра на органическом стекле ( вид сбоку и общий вид.

Глубина рисунка примерно в 5 раз превышает диаметр резца.

Глубину рисунка протектора обычно принимают постоянной во избежание растрескивания подканавочного слоя по углу протектора.

Крупность и глубина рисунка беговой дорожки шины определяют ее сцепные качества, проходимость и применяемость для разных условий работ и движения.

Увеличенная площадь выступов ( при данной глубине рисунка протектора) обеспечивает увеличение объема резины протектора, истирающейся во время эксплуатации шины, и снижение удельного давления в площади контакта шины с дорогой. Однако следует учитывать, что увеличение площади выступов рисунка приводит к ухудшению сцепления шины с мокрой, скользкой или грунтовой дорогой.

Влияние глубины рисунка протектора на прочность шины при продавли-вании ( шина 260 — 20, внутреннее давление.| Влияние глубины рисунка протектора на нагрев шины и сопротивление качению ( шина 260 — 20.

Проведенное сравнение шин, отличающихся глубиной рисунка протектора11, доказывает оправданность увеличения высоты выступов для шины 260 — 20 до 20 мм. Указывается, что при увеличении глубины рисунка повышается температура нагрева ( рис. 3.13), однако в допустимых пределах. При этом сопротивление качению также повышается, причем в примерно одинаковом темпе, в то время как интенсивность роста температуры несколько снижается при большей высоте выступов. Следует отметить выявленное увеличение потерь на качение примерно в 1 5 раза при повышении глубины рисунка протектора с 7 до 20 мм, что свидетельствует о существенном влиянии этого фактора на динамические качества и топливную экономичность автомобиля.

Площадь контакта шин с дорогой зависит от типа рисунка протектора.

Если износ протектора велик, а глубина рисунка осталась незначительной ( несколько больше 1 мм), то даже самый опытный водитель рискует попасть в занос, из которого трудно будет выйти. При изношенных шинах единственное средство безопасного движения — ехать медленно, не тормозя и не меняя скорости.

Износ рисунка протектора пределен, если остаточная глубина рисунка по середине беговой дорожки составляет для грузовых автомобилей — 1 мм, для легковых автомоб.

Износ рисунка протектора пределен, если остаточная глубина рисунка посередине беговой дорожки составляет для грузовых автомобилей — 1 мм, для легковых автомобилей — 1 6 мм.

Когда индикатора изно: са нет, глубина рисунка измеряется по центру беговой дорожки протектора специальным предельным калибром. Остаточная глубина рисунка не должна быть меньше: для грузового автомобиля — 1 мм, для легкового — 1 6 мм и для автобуса — — 2 мм.

Влияние скорости на уровень шума радиальных и диагональных грузовых шин.

Так, для наилучших характеристик аквапланирования, глубина рисунка протектора должна быть максимальной и отношение эффективной площади следа к общей должно быть минимизировано. Поскольку возникновение аквапланирования более вероятно на высоких скоростях и при крутых поворотах, шины для работы в тяжелых условиях обычно конструируют с низкими соотношениями эффективной поверхности к общей.

Большое значение для безопасности движения автомобиля имеет глубина рисунка протектора шины.

Источники

  1. ↑ , с. 64.
  2. , с. 23.
  3. ↑ , с. 24.
  4. ↑ . Объективы. Zenit Camera. Дата обращения 7 июля 2014.
  5. , с. 65.
  6. , с. 37.
  7. ↑ , с. 156.
  8. , с. 16.
  9. . Cambridge in colour. Дата обращения 15 апреля 2013.
  10. Д. Корн. . Статьи о фототехнике. Фотомастерские РСУ. Дата обращения 1 мая 2014.
  11. . Статьи. Fotorox. Дата обращения 24 апреля 2014.
  12. Владимир Медведев.  (недоступная ссылка). Статьи. Персональный блог. Дата обращения 26 января 2014.
  13.  (недоступная ссылка). Medvedev. Дата обращения 4 июля 2014.
  14.  (англ.) (недоступная ссылка). CMOS Cameras. Голландские микроскопы «Euromex». Дата обращения 5 июля 2014.
  15.  (англ.). Demos. Biomedical Imaging Group. Дата обращения 5 июля 2014.
  16.  (англ.). Deep Focus Module. Promicra. Дата обращения 5 июля 2014.
  17. ANNE STREHLOW.  (англ.). Stanford News (3 November 2005). Дата обращения 5 июля 2014.
  18. Brad Molen.  (англ.). Nokia Lumia 1520 review. Engadget. Дата обращения 5 июля 2014.
  19. , с. 63.
  20. ↑ , с. 157.
  21. ↑ , с. 67.
  22. , с. 39.
  23. , с. 158.
  24. . «Про Фото». Дата обращения 6 марта 2012.
  25. Joe Demers.  (англ.). NVIDIA Developer Zone. Дата обращения 6 марта 2012.
  26. , с. 18.
  27. . LiveJournal (30 декабря 2009). Дата обращения 6 июля 2014.

Гиперфокальное расстояние

Расстояние, на которое сфокусирован объектив, когда задняя граница резко изображаемого пространства лежит в «бесконечности» для данного геометрического относительного отверстия, называется «гиперфокальным»

Понятие гиперфокального расстояния важно в практической фотографии и киносъёмке потому, что обеспечивает максимально возможную глубину резкости, расположенную от бесконечности до половины расстояния фокусировки

При ландшафтной съёмке короткофокусной оптикой наилучшая резкость достигается при фокусировке объектива не на «бесконечность», а на гиперфокальное расстояние. Упрощённо это достигается совмещением символа «бесконечности» шкалы фокусировки с делением шкалы глубины резкости, соответствующим текущей диафрагме. Тогда передняя граница резко изображаемого пространства будет находиться на расстоянии, равном половине дистанции наводки. При расположении объектов съёмки не ближе этого расстояния всё изображаемое пространство на фотографии будет практически резким с учётом размеров кружка рассеяния. Большинство широкоугольных объективов для малоформатных фотоаппаратов и 35-мм кинокамер при фокусировке на гиперфокальное расстояние отображают резкими предметы практически на любых дистанциях. До появления эффективных систем автофокуса этим явлением пользовались при репортажной и спортивной съёмке, когда времени на точную фокусировку недостаточно.

Компактные устройства с небольшим размером кадра и короткофокусным объективом, такие как веб-камеры, экшн-камеры, камерафоны и камеры видеонаблюдения, зачастую не требуют фокусировки за счёт неподвижной установки объектива типа фикс-фокус на гиперфокальное расстояние. То же относится к простейшим фотоаппаратам и кинокамерам.
Гиперфокальное расстояние для каждого объектива индивидуально и зависит от текущего диафрагменного числа. Вычисляется по формуле:

H=f2Kz+f{\displaystyle H={\frac {f^{2}}{Kz}}+f}, где

f{\displaystyle f} — фокусное расстояние;

K{\displaystyle K} — знаменатель относительного отверстия;

z{\displaystyle z} — диаметр кружка рассеяния;

H{\displaystyle H} — гиперфокальное расстояние.

Для практических расчётов можно воспользоваться упрощённой формулой:

H=f2Kz{\displaystyle H={\frac {f^{2}}{Kz}}}

При фотографировании бесконечности использование гиперфокального расстояния упрощает формулы расчета границ резко изображаемого пространства:

R1=HRH+R{\displaystyle R_{1}={\frac {HR}{H+R}}};
R2=HRH−R{\displaystyle R_{2}={\frac {HR}{H-R}}}, где

R1{\displaystyle R_{1}} — передняя граница резко изображаемого пространства;

R{\displaystyle R} — расстояние, на которое производится наводка на резкость;

R2{\displaystyle R_{2}} — задняя граница резко изображаемого пространства;

H{\displaystyle H} — гиперфокальное расстояние при данном относительном отверстии.

Из формул следует, что зона резкости по протяженности больше от плоскости наводки до задней границы резкости, чем от плоскости наводки до передней границы резкости.

Для определения плоскости наводки R{\displaystyle R} при заданных передней и задней границах резкости пользуются формулой:

R=2R1R2R1+R2{\displaystyle R={\frac {2R_{1}R_{2}}{R_{1}+R_{2}}}}

Глубина цвета

Понятие глубины цвета
позволяет определить, сколько цветов может быть
реализовано в изображении в том или ином
цветовом режиме, указывая на число битов,
применяемых для представления цвета каждого
пикселя. Глубина цвета обычно характеризуется
одним из следующих трех способов:

  • По числу битов на пиксель. Двадцать
    четыре бита на пиксель заключают в себе
    максимальное число цветовых оттенков, какое
    можно видеть на экране компьютера, — 16,8
    миллиона. Шестнадцать бит на пиксель позволяют
    передавать более 64 000 цветов, что несколько
    меньше, чем может различать человеческий глаз,
    однако ровно столько, сколько может быть
    показано на типовом экране (800×600 пикселей)
    при наличии графической платы с 1 Мбайтом
    видеопамяти. Восемь бит на пиксель описывают
    всего 256 различных цветов.

совет 

Некоторые сканеры и устройства
регистрации изображений на прозрачную пленку
используют глубину представления цвета до
36 бит на пиксель, при этом дополнительные биты
используются для хранения информации о яркости
видимых на изображении бликов или участков тени.
Преимуществом такого избыточного способа
представления информации является возможность
гибкой цветокоррекции и включения в изображение
большего числа различимых глазом деталей.

По максимальному числу реализуемых
цветов
. Типовой ряд определений в порядке
возрастания выглядит так: 16-цветный режим,
256-цветный, режим тысяч цветов и режим миллионов
цветов. Последние определения являются
достаточно вольными и в ряде случаев
используются для описания изображений,
фактически содержащих меньшее число оттенков
цвета.

По названию. Большинство из нас проще
запоминает сведения о каком-то предмете, если для
него подобрано подходящее название. Такими
названиями для режимов представления цвета с
различной глубиной являются:

  •  монохромный (всего два
    цвета, например белый и черный; один бит на
    пиксель);

  •   полутоновый (256 цветов —
    и все из них являются оттенками серого; это
    максимально различимое глазом число оттенков
    серого цвета);

  •  индексный (любое число
    цветов, не превышающее 256);

  •  режим High Color
    (тысячи, от 16 000 до более чем 64 000 цветов, 15–16 бит на
    пиксель);

  •  режим True Color (миллионы, 16,8
    миллиона цветов, 24 бита на пиксель).

Зачем вам
следует знать все эти сведения? Вот по крайней
мере две причины: чтобы представлять себе
размеры файлов изображений и чтобы обеспечивать
доступ к нужным командам программы Photoshop.

Чем меньше
цветовых оттенков содержит изображение, тем
меньше размер файла, так как цвет каждого из
пикселей описывается меньшим числом бит. Если вы
стеснены в количестве свободного пространства
на жестком диске, объеме оперативной памяти или
размерах файла подкачки, то уменьшение размеров
файла за счет перехода в режим индексированных
цветов или градаций серого цвета может служить
выходом из критической ситуации, если удается
сохранить требуемое качество изображения. В
графических проектах, ориентированных на
просмотр через Web-узлы, должны приниматься
специальные меры по ограничению размера файлов,
так как чем меньше файл, тем быстрее он
подгружается по сети (читайте следующий далее
раздел «Приемы уменьшения числа оттенков на
изображениях формата GIF»).

Однако в
большинстве случаев, как вы сможете убедиться,
самым удобным и производительным является режим
работы True Color, так как в этом режиме имеется
возможность видеть на экране максимальный объем
информации, заключенной в файле изображения.
Кроме того, один из режимов с глубиной цвета типа
True Color, режим RGB, обеспечивает вам доступ ко всей
совокупности команд программы Photoshop 4.0. Так что
до тех пор, пока вы с упоением трудитесь над
грудой слоев изображения, нанесенных перед вами
на экран, делайте это в режиме RGB, переходя в режим
CMYK лишь в качестве заключительного шага. Стоит
иметь в виду и то, что такие важные удобства
программы Photoshop, как слои и каналы, недоступны в
режиме индексированных цветов и битовом
(черно-белом) режиме. Закончив все основные
работы по редактированию изображения, вы всегда
имеете возможность сменить цветовой режим перед
завершением и сохранением проекта.

Глубина — пространство

В атмосферу Зо:: и из глубин миримого пространства непрерывно по.

Другими словами: сначала достигается представление о глубине пространства, для чего отдельные части объекта отделяются друг от друга различным освещением или убывающей резкостью изображения. При этом большое значение имеет так называемая воздушная перспектива. Вспомним, насколько отчетливо отделяется передний план от заднего, когда, например, рассматривают туманный пейзаж в контровом свете, и как сильный туман отделяет предметы переднего плана от заднего.

Как известно, стереоскопичность зрения, позволяющая воспринимать глубину пространства, происходит, во-первых, от того, что изображения одного и того же предмета на ретине обоих глав не тождественны; во-вторых, при изменении расстояния г ( фиг.

Схема записи голограммы точечного источника.| Схема восстановления поля световой волны, точечного объекта.

Обычный фотоснимок не дает представления об объемности, глубине пространства, параллаксе объекта. В отличие от этого голографический способ позволяет записать и восстановить световое поле объекта во всех подробностях.

Как при бинокулярном наблюдении, так и при монокулярном глубина пространства ощущается по некоторым косвенным признакам удаленности предметов. Например, из двух одинаково освещенных предметов тот кажется ближе, освещенность которого больше.

Передача глубины пространства.

В приведенных примерах указаны только самые простые приемы передачи глубины пространства. Для того чтобы подчеркнуть эту глубину при помощи линейной перспективы, необязательно стремиться показать линии, уходящие вдаль.

Затем уточняют построение интерьера, прорисовывают детали и передают глубину пространства помещения при помощи тона.

Кроме уменьшения светосилы в зависимости от масштаба изображения сильно уменьшается глубина резкоизобра-жаемого пространства

Умение распределять резкость в натюрморте является немаловажной заслугой фотографа.
 . При рисовании интерьера перед учащимися ставится задача передачи в рисунке глубины пространства помещения

Для этого пользуются средствами линейной перспективы и светотени. Величина изображаемого пространства выявляется путем сравнения его с расположенными в нем предметами. Предметы, находящиеся на ближнем плане, отличаются от дальних не только по своим размерам, но и по окраске и светотени.

При рисовании интерьера перед учащимися ставится задача передачи в рисунке глубины пространства помещения. Для этого пользуются средствами линейной перспективы и светотени. Величина изображаемого пространства выявляется путем сравнения его с расположенными в нем предметами. Предметы, находящиеся на ближнем плане, отличаются от дальних не только по своим размерам, но и по окраске и светотени.

Ограничение световых пучков оказывает, решающее влияние не только на глубину пространства, резко изображаемого на плоскости, но и на характер передаваемой этим изображением перспективы. В общем случае перспектива определяется положением входного зрачка системы, ибо именно он служит центром проекции предмета на плоскость наводки.

Специфика моделей и обрабатывающих программ в трехмерной машинной графике обусловлена необходимостью передавать ощущение глубины пространства, пространственной формы и структуры объектов. Весьма существенное влияние на построение математической модели оказывает требуемый уровень соответствия ( подобия) синтезируемого изображения визуально наблюдаемой картине или изображению, которое формируется съемочной системой. В дальнейшем изображение, которому ставится в соответствие синтезирование, будем называть оригиналом. При оценке степени соответствия синтезированного изображения оригиналу целесообразно использовать, как в кинематографии и телевидении, три уровня подобия: физическое, психофизическое ( физиологическое) и психологическое.

Причиной этого является то, что при частых ребрах значительно сокращается скорость воздуха в глубине межреберного пространства и главная масса воздуха проходит у кромки ребер и вне их пределов. Более редкие ребра дают больший доступ воздуха к внутренним частям поверхности и создают условия для более равномерного смывания воздухом всей поверхности ребер и трубок, что, естественно, приводит к возрастанию коэффициента теплоотдачи от воздуха к стенке.

Роль диафрагмы, ограничивающей световой поток, существенна в формировании изображения не только в отношении глубины пространства, отображаемого с заданной резкостью.

Как использовать ГРИП

Научиться управлять глубиной резкости — это полдела

Самое важное — знать, когда глубина резкости нужна большая, а когда маленькая. В одних видах фотосъемки глубина резкости должна составлять считанные сантиметры, в других — наоборот, быть как можно больше

Когда нужна большая глубина резкости?

В первую очередь тогда, когда объекты съемки расположены на разном удалении от фотографа и нужно обеспечить, чтобы на фотографии они были четкими. Чаще всего это — пейзажная фотография. Посмотрите на этот пример:

Заметно, что на этой фотографии резко все — от травы под ногами до листвы деревьев на заднем плане. Чтобы понять, как это сделать, посмотрим, при каких условиях была сделан этот фотоснимок.

Фокусное расстояние — 24 мм

Диафрагма — 8

Фокусировка производилась на второй столбик изгороди.

Как мы знаем, сочетание небольшого фокусного расстояния и прикрытой диафрагмы способствуют увеличению ГРИП, что и видно из данного примера.

Второй, не менее распространенный пример, когда нужна большая глубина резкости — это съемка на фоне чего-то. Такие фотографии обычно делаются во время туристических поездок, когда мы фотографируемся на фоне достопримечательностей. Это направление фотографии часто называют «тревел-фото».

Принцип тот же самый — уменьшаем фокусное расстояние, прикрываем диафрагму. При уменьшении фокусного расстояния сразу убиваем двух зайцев — получаем большой угол обзора (то есть, возможность уместить в кадр крупные объекты — дворцы, соборы, памятники, не отходя от них на расстояние пушечного выстрела) и увеличиваем глубину резкости (таким образом в зоне ГРИП получается и передний и задний планы).

Когда нужна малая глубина резкости?

Разумеется, основной жанр фотографии, в котором используется малая ГРИП — это портрет

Характерная особенность одиночного портрета — всего один объект съемки, на котором должно быть сконцентрировано все внимание. Логично, что глубина резкости при портретной съемке должна вмещать лицо человека, а все то что находится на заднем плане — размыть, и чем сильнее, тем лучше, чтобы не мешало и не отвлекало внимания зрителей

Смотрим пример портретной фотографии (фото из семейного альбома, да простят меня читатели — я больше пейзажист, поэтому с портретами в моей коллекции негусто).

Фокусное расстояние — 58 мм

Диафрагма — 2

Фокусировка на глаза

Данная фотография иллюстрирует, что такое размытие заднего плана и благодаря чему оно достигается — увеличенное фокусное расстояние и открытая диафрагма. В данном случае использовался объектив Гелиос-44М, имеющий фокусное расстояние 58 мм (то есть это что-то между «нормальным» объективом и «портретником») и светосилу f/2. При максимально открытой диафрагме ГРИП составила всего несколько сантиметров.

Однако, не стоит бездумно «щелкать» все портреты с полностью открытой диафрагмой. Во-первых, возможен вариант, когда ГРИП будет слишком мала, чтобы полностью вместить в себя все что нужно. Вот пример неудачной фотографии:

Несмотря на забавный сюжет, у фотографии есть серьезный недостаток

Обратите внимание, что морда кота находится вне зоны резкости, что вызывает некий визуальный дискомфорт, в итоге изначально интересный сюжет загублен неграмотным исполнением. Но и это не самое страшное!

Действительно страшное начинается, когда мы фотографируем групповой портрет, где люди стоят в несколько рядов, и пытаемся сделать это на открытой диафрагме. Результат предсказуем — один ряд получается резким, а остальные размытыми. Ниже приведен пример неудачной с точки зрения ГРИП групповой фотографии. Благодарю Светлану Чепурную за предоставленный пример.

Программа расчета глубины резко изображаемого пространства (ГРИП)

Для любительских зеркалок с матрицей APS-C выбирайте размер сенсора 22.5 * 17 мм (чтобы задать этот параметр нажмите «знак вопроса» в верхнем правом углу).

Вопросы для самоконтроля

1. Попробуйте сфотографировать кого-нибудь или что-нибудь с одинаковым масштабом, но разными фокусными расстояниями (зафиксировав при этом диафрагму). Для этого вам придется менять и точку съемки. Как при этом меняется ГРИП?

2. Повторите эксперимент, зафиксировав фокусное расстояние и меняя лишь диафрагму. Проследите за глубиной резкости. Как при этом меняется ГРИП?

3. Вопрос повышенной сложности. Зеркалка и мыльница при одинаковом угле охвата объектива имеют разную глубину резкости при одинаковой диафрагме — у зеркалки ГРИП меньше, у мыльницы — больше. Попробуйте объяснить, почему? Подсказка — используйте программу для расчета ГРИП и попытайтесь «сфотографировать» девушку в одинаковом масштабе с матрицей 6.2*4.5 мм (мыльница) и 36*24 мм (полнокадровая зеркалка). Если вопрос вызывает затруднения, воспользуйтесь Гуглом 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *