Не исключено, что у кого-нибудь получится сделать интересный художественный снимок, основываясь исключительно на заученных универсальных особенностях построения кадра. Ведь эти композиционные правила, по сути, есть обобщенные закономерности творческого наследия.

Без какой-либо привязки ко времени или направлению. Но вот, парадокс: отказавшись от изучения известных принципов, лежащих в основе т.н. «законов», заинтересованный гражданин будет обречен самостоятельно искать то, что уже описано и изучено.

Почему-то считается, что четкое выделение таких понятий, как:

• принцип третей
• золотое сечение
• перспектива
• симметрия
• игра форм и цвета — обуславливает развитие гармоничного восприятия окружающего мира и как следствие – обострение способности выражать свои чувства посредством фотографии.

Трети или сечение?

Трети, как и золотое сечение, имеют столь сильное влияние на неокрепший взгляд начинающего фотолюбителя, что многие граждане принимают эту надуманную условность за уникальный шаблон шедевра. Существуют еще варианты, но веру фотолюбителя укрепляет даже наличие сетки в видоискателях камер.

6

Собственно, закон третей, как и правило золотого сечения, зиждется на условном делении кадра на три части по горизонтали и на три по вертикали. Для усиления психологического эффекта, точки пересечения линий называют «силовыми» (они же активные, фокальные и прочая…). Предлагая строить кадр таким образом, чтобы расположение всех значимых элементов было привязано к означенным «узлам внимания», обучаемому обещаются легкий старт и беспредельное почитание его развивающегося таланта.

7

Несущественные отличия «третей» от «сечения» выражены лишь пропорционально, но если углубиться в изучение положений этих правил, вполне возможно отыскать и более существенную разницу. Проблема в том, что это будет однозначный уход от непредвзятого изучения классики и практической фотографии.

Перспектива

Осмысленное использование трех направлений для компоновки кадра предполагает куда интереснейший результат, нежели двухмерные «законы». Хотя бы потому, что и объем, и динамика будут очевидны на снимках с очевидной перспективой. Однако, утверждения, что диагональная пространственная линия, расположенная сверху вниз справа налево, способствует правильному восприятию спуска объекта – не имеют ничего общего с действительностью. По крайней мере, в фотографии.

8

Симметрия

Симметрия и несимметричность форм, цвета, направлений – не менее эффективный способ составления композиции, первую очередь определяющий концептуальную позицию фотографа. Вполне можно использовать как идейную базу, но никак не доминирующим образом. Следует помнить, что естественная асимметричность более реальна, чем исключительное зеркальное соответствие.

9

Долой шаблоны

Все прочие композиционные «хитрости» — контрасты и сочетания форм и цветов, расположение объекта и точки съемки – по сути, являются лишь акцентированием на великом множестве индивидуальных (по большому счету, определенных характером автора и широтой его жизненных взглядов) способов подачи изображения. Именно поэтому, осознание значимости простого подхода к жизни и творчеству – можно считать за самое главное правило.

Основные же «законы» построения изображения призваны подтолкнуть фотолюбителя к изучению классики и поиску тех композиционных приемов, которые уравновесят эмоциональные составляющие результата и замысла будущих его работ. Духовность (не религиозная идейность, а человеческое качество) и постоянный поиск нового – вот те законы, на которые стоит опираться. Ибо, как было верно замечено умными людьми, нет необходимости рассматривать композицию, как основу фотографии. В руках Мастера – это всего лишь один из инструментов.

10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here