Портретные объективы: какие выбрать и для чего использовать?
Сейчас люди фотографируют в самых разных жанрах. Но в начале прошлого века ситуация была иной. Чаще всего фотографировались портреты, так как людям нужно было оставить потомкам память о себе. О съемке природы, городов и других предметов люди стали задумываться гораздо позже.
Многие производители старались выпускать объективы, идеально подходящие для съемки портретов. Дошло до того, что именно такую оптику люди стали называть нормальной. Многие интернет-магазины даже имеют специальный подраздел «Нормальные объективы». В него входят экземпляры, с помощью которых создаются отличные портреты.
В сумке любого фотографа обязательно должен присутствовать хотя бы один портретный объектив. И не нужно думать, что он пригодится только для съемки людей. На природе подобная оптика тоже используется. Дело в том, что такой объектив передает картинку примерно так, как его видит любой человеческий глаз. Линейная перспектива отображается правильно. Не наблюдаются всяческие оптические искажения, вроде бочкообразной дисторсии. Единственный недостаток подобной оптики — фиксированное фокусное расстояние. Картинку невозможно увеличить, придется использовать для этого собственные ноги.
Портреты получаются красивее всего в случае максимального размытия заднего фона. Именно поэтому нормальные объективы обладают повышенной светосилой. Диафрагма обычно имеет значение f/1,4 или хотя бы f/1,8. Если задействовать такое широкое диафрагменное отверстие, то глубина резкости сильно сокращается, задний фон размывается очень красиво. Начинающие фотолюбители обязаны приобрести такую оптику. Только с ней можно совершенствовать собственные навыки. В комплекте с зеркальными фотокамерами поставляются похожие объективы, но они не способны предоставить столько широко раскрывающуюся диафрагму. Из-за этого и размытие заднего фона при съемке с помощью «китовой» оптики происходит не очень сильно. Запомните, объективы, поставляющиеся в комплекте с зеркалкой, предназначены в первую очередь для съемки сцен с максимальной глубиной резкости. Для съемки портретов с меньшей глубиной существуют отдельные объективы.
Для камер с кропнутой матрицей следует выбирать оптику с 35-миллиметровым фокусным расстоянием. Если же вы обладаете полнокадровым фотоаппаратом, то следует купить 50-миллиметровый объектив. Такую же оптику следует приобретать и тем, кто в ближайшие годы собирается перейти с дешевой зеркалки на профессиональный аппарат. Так сказать, объектив в этом случае покупается «на вырост». Например, весьма неплохим выбором является Nikon 50 mm f/1.8G AF-S Nikkor.
Но не следует считать, что 50-миллиметровая оптика подходит для съемки любых портретов. Отнюдь, в первую очередь она предназначена для создания поясных портретов. Именно такие фотографии получаются наиболее красивыми. Если же вы захотели снять крупным планом лицо человека, то красота будет испорчена. В этом случае на помощь приходит другой портретный объектив, который имеет фокусное расстояние 85 мм. По крайней мере, так считают профессиональные фотографы. На самом деле можно экспериментировать, снимая 50-миллиметровой оптикой с самых разных ракурсов. Запасаться двумя-тремя портретными объективами следует только в том случае, если вы собираетесь заняться фотосъемкой профессионально. Например, широким набором оптики обладают фотографы, работающие в студиях. Им без разных объективов просто не обойтись. Теоретически можно попробовать воспользоваться универсальным объективом с тем или иным диапазоном фокусных расстояний. Но в этом случае не получится раскрыть диафрагму до значения f/1,4, которое привносит в снимок привлекательное боке.
Оптика с фокусным расстоянием 50 мм подходит для поясного портрета и фотографии человека в полный рост. В некоторых случаях можно делать и погрудный портрет, но лучше для этого задействовать 85-миллиметровый объектив. Ну а для фотографирования лица крупным планом или даже части лица следует использовать оптику с фокусным расстоянием 100 или 135 мм. Такой объектив имеет меньший угол обзора, за счет чего картинка приближается. При фиксированном фокусном расстоянии диафрагма раскрывается достаточно широко, поэтому с красивым боке никаких проблем не будет. Однако и стоит такой объектив достаточно дорого, приобрести же его можно только в специализированных интернет-магазинах. Например, за Tokina 100 mm f/2.8 AF просят около пятисот долларов. Но на что только не пойдешь ради великолепных результатов своей работы…
Не следует использовать для съемки портретов широкоугольные объективы. С 14-миллиметровой оптикой для съемки придется подойти к человеку вплотную. Но и после этого результат не порадует. Пропорции модели не сохранятся. Именно поэтому для съемки портрета нужен объектив, фокусное расстояние которого равняется хотя бы 35 мм.
Ещё необходимо помнить, что объективы с разным фокусным расстоянием по-своему размывают задний фон. При 35- или 50-миллиметровом фокусном расстоянии на заднем фоне можно заметить разные светящиеся пятна от фонарей и фар машин. Объективы с фокусным расстоянием от 100 мм размывают картинку, находящуюся вне зоны резкости, интенсивно и плавно, всяческие светящиеся круги не наблюдаются. Нельзя сказать, что тот или иной тип размытия лучше. Это просто свойство работы оптики, его нужно учитывать.
Портретные объективы приходят на помощь и в случае плохого освещения. В темных помещениях без привлечения студийного света зум-объективом пользоваться достаточно сложно, приходится задействовать длительную выдержку. Если вы хотите сфотографировать прыгающую кошку, то без портретной оптики не обойтись. С ней легко можно установить выдержку 1/1000 секунды, «заморозив» полет своего домашнего питомца.
На этом можно закончить рассказ о портретных объективах. Вы должны запомнить, что для съемки портретов такая оптика подходит идеально. Она размоет задний фон гораздо лучше любого зум-объектива. При выборе оптики ориентируйтесь на фокусное расстояние и значение диафрагмы. Портретный объектив в любом случае должен иметь постоянное фокусное расстояние. В противном случае диафрагма будет не столь хорошей, как этого хотелось бы.
Nikon не оснащён полностью внутренней системой фокусировки, так что передний элемент при съёмке на небольших расстояниях фокусировки перемещается к переднему краю объектива, однако, следует отметить, что при автофокусировке резьба под фильтр не вращается.