Схемы освещения лестницы в доме
Содержание
Окно
Третьей причиной нижнего света может стать обычное окно. Если в окно не светит прямое солнце, то оно является отличным источником мягкого, рассеянного света, который мы все так любим.
Однако мы редко снимаем в помещениях, где высота потолка метра четыре. Обычно наши окна располагаются несколько ниже. Если вы сейчас прерветесь и подойдете к ближайшему окну, то скорей всего обнаружите, что центр окна находится примерно на уровне ваших глаз.
Это означает, что рассеянный свет, поступающий от этого окна, падает на лицо человека плюс, минус горизонтально. И если модель отклонит голову от окна, то свет от него будет освещать ее лицо немного снизу.
Вы может вернутся к началу статьи и увидеть пример такого света на фотографиях девушки в черном. Вот еще один пример.
Лично меня удручает, как такой свет добавляет девушкам щёки, поэтому я всегда стараюсь отретушировать этот момент, перерисовав светотень с помощью техники Dodge and Burn.
Конечно, нижний свет не ограничивается этими тремя ситуациями. Например, я часто вижу нижний свет, когда модель снимают лежа.
Но, пожалуй, нет смысла собирать все возможные варианты получения нижнего света и пытаться их запомнить.
Если вы хотите развить в себе способность использовать свет в фотографии, то вам нужно научиться видеть свет.
Под способностью видеть свет я подразумеваю навык видеть свето-теневой рисунок на модели. Большинство людей свет не видят. Но если вы изучали рисование или занимались какой-нибудь графикой, то вы могли развить в себе эту способность.
Когда вы научитесь видеть свет вы сделаете большой шаг в своем развитии как фотографа. С этого момента будет все просто: увидели некрасивый свет, изменили на красивый
Но как можно исправить то, чего не видишь? Это невозможно! Поэтому нужно учиться видеть свет.
Рассматривайте свето-теневой рисунок на фотографиях. Рассматривайте свето-теневой рисунок когда смотрите фильмы. И наконец рассматривайте свето-теневой рисунок в жизни, когда наблюдаете за чем-либо.
Я замечаю нижний свет прежде всего по пятну света на щеке. Наверное, сказываются долгие часы Dodge&Burn когда я исправлял такое освещение
Так же, вы можете обратить внимание на нижнюю часть носа. Та область, где находятся ноздри обращена вниз и при нормальном, верхнем освещении она будет в тени
Если же эта часть носа освещается значит на лицо падает нижний свет. Я называю это эффектом пятачка
Рассмотрите еще раз примеры нижнего света в этой статье, и вы везде увидите нос, освещенный снизу!
Помните детскую игру «найди все отличия»? Рассмотрите эти два снимка, и вы увидите, что буквально каждая деталь освещается противоположным образом. Подбородок, скулы, веки, нос, губы.
Запомните это освещение.
А теперь откройте Инстаграм или любой другой ресурс с портретами и найдите пять фотографии с нижним освещением. Они там точно будут. Главное их увидеть. Вот что я нашел минут за 15.
Итак, свет должен падать на модель сверху, но ставить единственный источник света слишком высоко тоже не стоит. Следите за тем, чтобы свет освещал глаза иначе, вы получите портрет панды. В котором глаза будут скрываться под двумя темными пятнами.
Дополнительные материалы:
Олег Титяев «Схема света для ростовой фотографии»
Спасибо Алексею Бондарю и Елизавете Гайсиной за помощь в написании статьи.
Софтбокс
Во-первых, такой свет может поставить неграмотный фотограф в студии при съемке портрета в полный рост. Начинающий фотограф в большинстве случаев устанавливает софтбокс вот так.
Наивно полагая, что если он немного наклонил софтбокс вниз, то и свет от него будет направлен вниз. Но это не так. На самом деле, от любого источника рассеянного света лучи распространяются во все стороны. К тому же центр софтбокса светится гораздо ярче нежели его края, поэтому истинное направление света будет таким.
Что и даст на лице пресловутое нижнее освещение.
Правильным будет установить софтбокс гораздо выше. Вот так.
Для того чтобы оценить направление света от источника рассеянного света (софтбокса или окна) вы должны мысленно провести линию от его центра к лицу модели. Эта линия и будет указывать направление света.
Посмотрите насколько высоко устанавливают свет профессионалы.
Фотограф John Gress
Доработка плана комнаты
Вычерчивание стены
Чтобы составить схему расположения электропроводки осветительной сети потребуется создать дополнительный вид стены, на которой расположен выключатель и распределительная коробка. С этой целью создаем новую страницу в документе программы Microsoft Visio и в ней в масштабе 1:10 делаем чертеж стены.
Указываем на ней место расположения выключателя с распределительной коробкой, а также габариты мебели.
Сразу стоит заметить, что электропроводка в квартире старая. Она выполнена по устаревшей схеме заземления TN-C и будет подвергаться реконструкции. Высота расположения выключателя, да и розеток меня не устраивают. Запланирована их переделка по нормативам новых технологий.
Выключатель с распределительной коробкой я не стал показывать стандартными электрическими обозначениями, а вставил их картинками в формате PNG на прозрачном фоне. Для этого использовал функцию Microsoft Visio «Вставка», «Рисунок», «Изображение с компьютера».
Естественно, что картинки выключателя надо подготовить для вставки. Обычно я пользуюсь программой Фотошоп, как наиболее приемлемой. Ее упрощенная версия Photoshop Online тоже позволяет решать подобные задачи. Их осуществление показано в одном из моих старых видеороликов.
Нанесение элементов освещения на план комнаты
Вид сверху на комнату нужно использовать для указания мест размещения люстры и выключателя с распределительной коробкой. Два последних элемента у меня совпадают по вертикали и будут показаны одним устройством. На виде стены их положение разделено.
Для этого в электрических шаблонах программы Визио выбираю инструмент «Лампа 2».
А дальше переношу его на план комнаты и устанавливаю по месту расположения. Пришлось отрегулировать толщину линий и габариты шаблона для нормального отображения. Эти операции подобны тем, которые выполнялись раньше. Поэтому их не объясняю, а показываю готовый результат.
Координаты светильника и выключателя указываю на схеме программы Microsoft Visio. Здесь же для не электриков вставил картинку люстры, чтобы им было понятнее.
Постановка света при помощь двух источников света
Если у фотографа в наличии есть только два осветительных прибора, то можно сохранить рисунок светотени на лице, при этом придется отказаться от световой обработки фона.
Однако фон в любом случае остается важной составляющей портретного снимка и должен быть привязан к общей тональности снимка. Поскольку подсветка фона отсутствует, то необходимо продумать, как подобрать его по тональности или рисунку, а может быть включить в композицию предметы обстановки, которые внесут разнообразие в снимок, но при этом не будут доминировать
Можно использовать крупный план и тем самым оставить в кадре минимум свободного пространства, т. е. вообще максимально убрать фон из композиции портрета.
Как бы ни решал фотограф задачу фона, он должен помнить, что фон является второстепенным элементом композиции и не должен доминировать на снимке. Для решения этой задачи лучше всего подходят мягкие, не контрастные тона для фона, а также потеря резкости на элементах фонового рисунка.
Рассмотрим схему освещения с использованием двух приборов освещения. Постараемся решить задачу освещения лица человека одним источником света, а второй оставим для фона. Как при этом поставить свет при портретной съемке?
Нам известно, что боковой свет дает на объекте светотеневой рисунок. А такая светотень должна обязательно подсвечиваться. Мы же располагаем всего двумя источниками света. Поэтому от бокового расположения источника света нам придется отказаться. В нашем случае остается лишь единственный вариант расстановки приборов освещения – спереди и рядом с фотокамерой.
Рисунок 1. Схема постановки света при портретной съемке с помощью двух источников света
Высота установки приборов освещения тоже имеет большое значение. Если прибор установить слишком высоко, то это приведет к появлению теней под подбородком, под носом, в глазницах. Если установить прибор освещения на уровне лица фотографируемого человека или чуть ниже, то будет мягкое освещение лица без теней.
Второй источник света мы высвободили для подсветки фона. Следует знать, что как бы мы ни старались устанавливать световой прибор у фотокамеры, всегда на противоположной от источника света стороне лица человека будут создаваться тени.
Для смягчения таких теней можно воспользоваться отражательной подсветкой, так как третий прибор у нас отсутствует. Такая подсветка будет отражать свет основного прибора освещения, и направлять его на лицо фотографируемого человека.
Интересный результат получается, когда один источник света устанавливается перед фотокамерой ближе к модели, чем сам фотоаппарат. Описываемая схема освещения представлена на рисунке ниже.
Рисунок 2. Образование теневого контура
Световой поток охватывает модель в пределах точек А и Б. Поскольку угол объектива несколько шире и ограничивается точками В и Г. А так как отрезки АВ и БГ не освещены, то на изображении модели возникает теневой контур, который отделяет ее от фона линией, как бы очерченной карандашом. Этот контур максимально проявляется когда фон и модель примерно одинаковой яркости.