Режимы измерения экспозиции и как они работают

Матричный оценочный, многозонный замер экспозиции

Оценочный или матричный замер ( Matrix Metering, Evaluative Metering, Multi-pattern Metering в зависимости от производителя) основан на разделении кадра на несколько сегментов, яркость которых измеряется одновременно, а полученные результаты обрабатываются микропроцессором камеры, определяя оптимальную экспозицию на основе данных. Как правило, такие данные получены производителем оборудования на основе сопоставления результатов измерения и конечного изображения многочисленных тестовых съёмок часто встречающихся сюжетов.

Впервые такой режим полноценно реализован в 1983 году в фотоаппарате . Площадь кадра была поделена на 5 сегментов: центральный круг и 4 угловые зоны. Полученные результаты замера по 5 зонам обрабатывались микрокомпьютером для получения корректного значения экспозиции. В дальнейшем значительно усовершенствованный режим стал стандартным для зеркальных фотоаппаратов, и в настоящее время используется во всех типах цифровых камер. Участков измерения стало значительно больше, а с появлением с несколькими точками фокусировки, дополнены приоритетом сегментов, совпадающих с выбранной точкой наводки.

Современные фотоаппараты и оснащаются двухслойным 63-зонным датчиком матричного замера, согласованным с многоточечным автофокусом. Два слоя сенсора обладают различной спектральной чувствительностью, повышая точность экспозамера. В профессиональной камере , число зон измерения которой доведено до 360 000, использована наиболее сложная разновидность матричного измерения, учитывающая цвет и дистанцию до объекта съёмки.

Впервые такая технология, названная 3D Color Matrix Metering была реализована в 1996 году в профессиональной камере , оснащённой датчиком с 1005 зонами, раздельно измеряющими яркость красного, зелёного и синего цветов. Технология позволяет учитывать не только цвет, но и объём снимаемой сцены за счёт ввода в экспонометр значения дистанции фокусировки объектива. Новейшие алгоритмы статистического расчёта экспозиции дополнены в снимаемом кадре, и получили торговое название «система распознавания сцены».

Матричный режим измерения экспозиции является наиболее совершенным при , однако мало пригоден в , поскольку привносит непредсказуемые поправки в результаты замера.
В плёночной фотографии реализация матричного режима измерения возможна только в с TTL-экспонометром и требует многозонного , измеряющего уменьшенное изображение снимаемого кадра.

В плёночных и цифровых зеркальных камерах такое изображение строится при помощи микро, располагающегося за гранью пентапризмы вместе с многозонным сенсором или измерительной . Точечный и все остальные режимы измерения в этом случае осуществляется коммутацией отдельных элементов того же датчика. других типов, использующие для измерения светочувствительную , реализуют все режимы выбором необходимых участков измерения непосредственно на матрице, регистрирующей изображение.

В TTL-экспонометрах нашли применение все режимы измерения, кроме матричного, который непригоден для оценки экспозиции движущегося изображения.

Режим частичного измерения

Частичный замер ( Partial Metering) является разновидностью точечного, охватывая более широкую «точку» размером 10—15% общей площади кадра. В отличие от центровзвешенного, учитывающего яркость всего кадра в разных пропорциях, частичный измеряет только ограниченную зону, как и точечный. Зона измерения может иметь форму круга или прямоугольника. Как отдельный режим наиболее распространён в фотоаппаратах , впервые реализованный в модели , где измерялся центральный прямоугольник, занимающий 12% площади кадра. В камерах большинства других производителей достигается регулировкой ширины зоны измерения точечного режима.

Частичный экспозамер может быть реализован не только в зеркальных фото- и кинокамерах. Такое измерение возможно и в дальномерных фотоаппаратах, как это было сделано в камере , в которой измеряется свет, отражённый от белого пятна, нанесённого на первую шторку . В предыдущей модели «» аналогичный способ измерения реализован с помощью фоторезистора, расположенного в фокальной плоскости на откидном рычаге.

Центровзвешенный замер экспозиции

В аппаратуре различных производителей названия этого режима могут незначительно отличаться: например, «центровзвешенный» ( Center-weighted Metering) у и «центровзвешенный усреднённый» ( Center-weighted Average Metering) у . Независимо от торгового названия, принцип такого измерения всегда одинаков: чувствительность сенсора распределена по всему полю кадра неравномерно, плавно спадая от центральной зоны к краям. Область максимальной чувствительности расположена в пределах центрального круга или овала, где обычно находится основной объект съёмки или производится предварительный замер.

Впервые такой способ измерения реализован в TTL-экспонометре съёмной Photomic Tn фотоаппарата . Центральная часть , ограниченная окружностью диаметром 12 миллиметров, занимала 60% общей чувствительности экспонометра. Доля остальных частей кадра составляла 40%, позволяя более точно измерять большинство сцен. Например, при съёмке портрета на ярком фоне размер круга достаточен для измерения локальной яркости лица. В отличие от точечного режима, чутко реагирующего на малейшие изменения положения зоны замера и требующего постоянного внимания, центровзвешенный замер более усреднён и пригоден для репортажной съёмки.

До появления матричного измерения центровзвешенный был повсеместным стандартом для TTL-экспонометров зеркальных фотоаппаратов, варьируясь лишь в соотношении чувствительности по центру и по полю, а также по диаметру центральной части. Наиболее совершенные профессиональные камеры позволяют регулировать эти параметры в достаточно широких пределах. Практически такой замер осуществляется при помощи одного или двух фоторезисторов, расположенных за окулярной гранью пентапризмы или в оптическом тракте сопряжённого визира с .
При этом область максимальной чувствительности направляется в центральный круг при помощи микролинз, устанавливаемых перед сенсорами.
В цифровых фотоаппаратах, использующих для измерения экспозиции светочувствительную матрицу, центровзвешенный замер осуществляется выбором активной области измерения при оценке данных с матрицы.

Усреднённый замер

При усреднённом измерении ( Average metering) яркость всех частей кадра учитывается в равной степени. Таким способом измерения, иногда называемым «интегральным», обладают как внешние экспонометры, так и большая часть встроенных. Первые TTL-экспонометры обладали только таким режимом измерения, который пригоден для малоконтрастных сюжетов, но выдаёт ошибки в случае большой разницы в яркостях объекта съёмки и фона. Некоторые производители предусматривали преобладание чувствительности замера в нижней части кадра с плавным убыванием к верху (« RTS», «»). Впервые такой тип замера, названный «автоматической компенсацией контраста», реализован в 1966 году в японском фотоаппарате «». Такое соотношение компенсировало частые ошибки при съёмке сюжетов, в которых верхнюю часть кадра занимает светлое небо. В современных фотоаппаратах такой режим не используется, уступив место более совершенным.

Точечный замер экспозиции

При точечном замере экспозиции ( Spot metering) измеряется яркость небольшого участка кадра, размером от 1 до 5 % его общей площади. При этом перепад чувствительности выражен более явно, чем при центровзвешенном замере: яркость остальной часть кадра не измеряется вообще. Обычно «точка» в виде круга или прямоугольника расположена в центре кадра, хотя многие камеры позволяют задать её в других местах. Первым серийным фотоаппаратом с точечным измерением TTL-экспонометра в 1964 году стал .

До этого существовали только внешние экспонометры, способные измерять яркость в пределах небольшого угла, получившие название «яркомеров» (спотметр, англ. спот – пятно, точка). Точечное измерение является самым точным из всех режимов, поскольку позволяет корректно определить яркость любых участков контрастных сцен, не подходя вплотную к объекту съёмки. При этом возможно как локальное измерение яркости сюжетно важных объектов, так и расчёт экспозиции контрастной сцены по результатам нескольких замеров в её света́х и тенях. Именно точечное измерение положено в основу , применимой в любых областях современной фотографии.

Например, при съёмке ярко освещённого объекта на очень тёмном фоне (например, актёр на тёмной сцене), использование точечного замера по сюжетно важной части позволяет проэкспонировать объект съёмки корректно, проигнорировав общую тёмную тональность. И хотя при этом фон будет снят с недодержкой, нужный объект получит правильную экспозицию

Режим используется аналогично при измерении тёмных объектов на ярком фоне (например, лыжники на снегу), при контровом освещении и в других подобных ситуациях. Точечное измерение позволяет оценивать яркость не только ключевых объектов съёмки, но и второстепенных, определяя экспозицию «по светам» или «по теням», а также измерять общий сюжета.

Современные профессиональные фотоаппараты поддерживают точечный замер по нескольким точкам с усреднением, позволяющий с большой точностью вычислять диапазон яркостей всего кадра. Результаты нескольких замеров разных частей кадра сохраняются в памяти , вычисляющего на их основе корректную экспозицию. Одним из первых фотоаппаратов с многоточечным измерением стал

Современные камеры семейства позволяют последовательно осуществлять до 8 точечных замеров разных частей кадра с последующим автоматическим усреднением и вычислением корректной экспозиции.
При точечном измерении требуется повышенное внимание к расположению точки замера, поэтому для репортажной съёмки центровзвешенный режим считается более предпочтительным.

Источники

  1. ↑ , с. 18.
  2.  (англ.). Cameramanuals. Дата обращения 15 сентября 2013. (недоступная ссылка)
  3. ↑ , с. 42.
  4. Борис Бакст. . Фотомастерские РСУ (21 февраля 2011). Дата обращения 27 сентября 2013.
  5.  (англ.). Modern Classic SLRs Series. Photography in Malaysia. Дата обращения 16 марта 2013.
  6. ↑  (англ.). Nikon F5 Series SLR models. Photography in Malaysia. Дата обращения 10 июня 2013.
  7. , с. 39.
  8. , с. 8.
  9. , с. 90.
  10. ↑ , с. 84.
  11. MURAMATSU Masaru.  (англ.) (недоступная ссылка). History & Technology. . Дата обращения 4 июня 2013.
  12. . Статьи. PHOTOESCAPE. Дата обращения 10 июня 2013.
  13. , с. 40.
  14.  (англ.). Modern Classic SLRs Series. Photography in Malaysia. Дата обращения 4 июня 2013.
  15. , с. 19.
  16.  (англ.). Technical. CPN Canon Europe (May 2013). Дата обращения 10 ноября 2013.
  17.  (англ.). Technical. CPN Canon Europe (December 2012). Дата обращения 10 ноября 2013.
  18. Ken Rockwell.  (англ.). Персональный сайт (4 February 2016). Дата обращения 5 февраля 2016.
  19.  (англ.). Modern Classic SLRs Series. Photography in Malaysia. Дата обращения 10 июня 2013.
  20. . Цифровые технологии. фотограф Александр Горбатов. Дата обращения 10 июня 2013.
  21.  (англ.). Canon EOS-1N Series AF SLR camera. Photography in Malaysia. Дата обращения 10 июня 2013.
  22. , с. 51.

Архив записей

  • 2015 (10)

  • 2014 (4)

  • 2013 (8)

  • 2012 (41)

  • 2011 (8)

  • 2010 (3)

  • Как подготовиться к фотосессии
  • Фотосъемка в студии. Советы начинающим
  • Как фотографировать свадьбу
  • Как показать драматизм на фотографии?
  • Как сфотографировать воду
  • Как подготовить цифровые фотографии к печати
  • Как выбрать штатив для фотокамеры
  • Сокращения в фотоаппаратах и фототермины
  • Как выбрать антипарковочный барьер

Cветофильтры в современной фотографии

Памятка начинающему фотографу

10 ошибок при съемке портрета

Учимся снимать Таймлапс (Time-Lapse)

Нужен ли вам полный кадр?

  • Видеокурсы по фотографии
  • Бесплатный видеокурс по Lightroom 4
  • Запись конференции \»Как фотографировать летом?\»
  • Основы обрезки фотографий
  • Типичные ошибки фотолюбителей
  • Бокэ — творческий подход к фотографии

Нарушаем правила фотографии

  • Оптические дефекты изображения
  • Фотосъемка на морозе
  • Как правильно составить договор с моделью
  • Где искать модель
  • 21 поза для фотосъёмки девушек
  • Куда уходит резкость?
  • Фотографируем краски осени

Фотосъемка в экстремальных условиях

Что означают цифры на объективах фотоаппаратов

Как избежать стандартных ошибок

  • Основные авторские права фотографа
  • Как фотографировать «от бедра»
  • Техника фотографирования летнего пейзажа
  • Фотосъемка при естественном освещении
  • Контровой свет в пейзажной фотографии
  • Как фотографировать радугу
  • Снимаем звездное небо
  • Режимы замера экспозиции
  • Уход за оптикой фотокамер
  • Фотостоки: максимальный доход
  • Как фотографировать фейерверки
  • Как фотографировать луну?
  • Основные типы объективов
  • Что необходимо знать фотолюбителю?
  • Фотошоп или Lightroom?
  • Чистка матрицы от А до Я
  • Съемка в «режиме» и ночью
  • Средства передачи глубины пространства
  • Как фотографировать встроенной вспышкой
  • Виртуальный фотоаппарат
  • Размер фото для печати
  • Шумы цифровых камер
  • Цитаты известных деятелей искусства
  • Настройка баланса белого
  • Съемка портрета
  • Как фотографировать зимой (снег, иней, туман)
  • Фотографируйте детей, играючи!
  • Сюжетные программы съемки
  • Советы по композиции в фотографии
  • Большой словарь фототерминов (эксклюзив)
  • История фотографии. Как все начиналось…
  • Макросъемка
  • В поисках нейтрали
  • Алгоритм выбора нового фотоаппарата
  • Как правильно держать фотоаппарат?
  • Жанры и виды фотографии
  • Терминология цифрового фото
  • Создадим свою планету
  • Десять советов начинающему фотографу
  • Правила съема. Где это можно делать…
  • Ликбез: как работает цифровая камера
  • Как снимать на улице
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *