Зачем нужны телеобъективы или что такое «телевик»?

Телеобъектив (телевик)  — это оптика, фокусное расстояние которой значительно превышает диагональ полнокадровой матрицы.  Телеобъективы являются самыми сложными в изготовлении. Свойство оптического увеличения было открыто достаточно давно. Оно активно используется в подзорных трубах, телескопах, биноклях и микроскопах. Но конструкция большинства из этих предметов проста. Человек своим глазом сам «фокусируется» на том или ином объекте. В случае с фотокамерой объектив нужно фокусировать собственноручно, иначе снимок получится размазанным. В последнее время эту задачу возлагают на автофокус. Именно из-за фокусировочных моторчиков телеобъективы сложны и дороги в изготовлении.

Сейчас в продаже можно найти оптику с фокусным расстояние 150, 300 и даже 600 мм. Например, телеобъективом считается модель Nikon 70-300 mm f/4.5-5.6G IF-ED VR AF-S Nikkor. Как можно понять по наименованию, эта оптика обладает переменным фокусным расстоянием. Найти телеобъективы с фиксированным фокусным расстоянием очень сложно. Они неудобны в использовании.

Объектив Nikon 70-300 mm f/4.5-5.6G IF-ED VR AF-S Nikkor

Объектив Nikon 70-300 mm f/4.5-5.6G IF-ED VR AF-S Nikkor

Особенности телеобъективов

У телеобъективов крайне малый угол зрения. Чем больше фокусное расстояние — тем этот угол становится меньше. Размер матрицы в камере при этом не изменяется, поэтому и картинка кажется приблизившейся. К сожалению, данный вид оптики подчиняется прежним правилам. Невозможно наделить объектив с переменным фокусным расстоянием широко раскрывающейся диафрагмой. Из-за этого некоторые фотографы всё же предпочитают покупать телеобъективы с постоянным фокусным расстоянием. Например, существуют 200-миллиметровые модели со значением диафрагмы f/2. Такая оптика обладает повышенной светосилой, ею можно снимать даже при плохом освещении. Но и стоит она гораздо дороже обычных телеобъективов. Также у фотографа с такой оптикой регулярно возникают сложности с компоновкой композиции, которые приходится решать только с помощью ног.

Гораздо популярнее телеобъективы с переменным фокусным расстоянием. Обычно именно такой оптикой пользуются фотографы, следящие за спортивными соревнованиями. Проблемы с диафрагмой их не волнуют хотя бы из-за того, что поле подсвечивается сотнями прожекторов. Это позволяет снимать при короткой выдержке даже на значении диафрагмы f/7 или f/10.

Известные недостатки

Недостатком подобных объективов является их чересчур высокая масса и крупные габариты. Даже бинокли с многократным увеличением имеют приличные размеры. Здесь же нужно увеличивать картинку не для маленького человеческого глаза, а для матрицы, диагональ которой равняется примерно 35 мм. При этом под корпусом оптики должны уместиться многочисленные моторчики и корректирующие оптические искажения линзы. Всё это выливается в то, что самые мощные телеобъективы могут быть метровой длины и весить несколько килограммов. Ни один фотограф не мог бы держать неподвижно такого монстра. Поэтому телеобъективы почти всегда снабжаются специальной подставкой. С её помощью можно улечься на землю, весь вес при этом перекладывается на данную ручку-подставку. Также к ней можно прикрутить штатив. Этим пользуются те самые фотографы, следящие за футбольным матчем или легкоатлетическими соревнованиями. Без штатива объектив с килограммовой массой запросто отломил бы крепление к камере, называемое байонетом. Если вы впервые используете телеобъектив — действуйте крайне осторожно. Поломка байонета критична, после этого придется покупать новую фотокамеру.

Объектив Nikon 28-300mm f/3.5-5.6 VR

Объектив Nikon 28-300mm f/3.5-5.6 VR

Существуют и универсальные объективы, которые обладают способностью сильно увеличивать картинку. Они могут иметь диапазон фокусных расстояний 24 — 300 мм. Технически это тоже телеобъективы, хотя универсальными их называют гораздо чаще. Иногда подобная оптика вкладывается в комплект с зеркальным фотоаппаратом. Профессионалами такие объективы используются редко, так как узкое отверстие диафрагмы не позволяет снимать на короткой выдержке. Любители же легко могут опробовать свои силы и с такой оптикой, для этого следует лишь запастись штативом.

Телеобъективы не очень сильно распространены. Этому не следует удивляться. Подобная оптика просто очень редко используется. Такие объективы очень тяжелые, в отпуск их взять с собой невозможно. В первую очередь телеобъективы используются в профессиональных целях. Ими фотографируются спортивные соревнования, их используют папарацци, также такая оптика незаменима при профессиональной съемке концертов. Не обойтись без телеобъектива при фотоохоте за птицами и животными. В свадебной фотографии подобная оптика почти никогда не используется. Обычным фотолюбителям хватает и универсального зум-объектива.

Качественный телеобъектив с большим фокусным расстоянием и отличной светосилой является высокотехнологичным изделием. Стоимость такой оптики может достигать нескольких тысяч долларов. Наибольших успехов в производстве подобных объективов добилась копания Canon. Именно её фотоаппаратами и телеобъективами пользуется около 60% профессиональных журналистов и репортеров.

Широкоугольники обладают оптическим искажением в виде бочкообразной дисторсии. К сожалению, нечто подобное наблюдается и у телеобъективов. Изображение в некоторых случаях кажется вогнутым. Такое оптическое искажение называется подушкообразной дисторсией. Производители современной оптики достаточно успешно борются с этим фактором. Также искажение пытается подавлять и сама зеркальная камера.

Как снимать телеобъективом

Телеобъективы заставляют фотографа снимать на очень короткой выдержке. В противном случае на фотографии будет наблюдаться так называемая шевеленка — смазывание движущихся объектов. Чем больше фокусное расстояние — тем более короткой следует делать выдержку. Как вы понимаете, именно из-за этого не могут существовать телеобъективы с фокусным расстоянием свыше 1000 мм. Воспользовавшись такой оптикой, пришлось бы снимать на ультракороткой выдержке. Но при таких параметрах стандартная матрица просто не успевала бы принимать достаточное количество света, большая его часть терялась бы в стеклах объектива. Впрочем, современные технологии позволяют создавать подобную оптику. Но в ней нет смысла хотя бы из-за гигантских размеров.

Сейчас ни один телеобъектив не обходится без внедренной системы стабилизации изображения. Она позволяет слегка увеличивать выдержку при съемке с рук. Некоторые объективы наделены ультразвуковой технологией фокусировки. Она необходима для видеосъемки. Звук фокусировочных моторчиков при этом становится практически неслышимым на видеозаписи. Это очень важно в тех случаях, когда фотограф не использует внешний микрофон, ограничиваясь встроенным.

Макросъёмка телевиком

Телеобъективы задний план размывают не очень сильно, но особым образом. Из-за этого всё внимание сосредотачивается на основном объекте съемки. Некоторые телеобъективы из-за этого используются даже для макросъемки. При этом даже не нужно особенно сильно приближаться к фотографируемому объекту. Так некоторые фотографы снимают насекомых и цветы. Однако для макросъемки создан отдельный класс объективов.

Использование телеобъективов для съемок такого плана имеет несколько преимуществ по сравнению со специальными макро–объективами, которые имеют большую величину минимального фокусного расстояния. Риск нарушения композиции или самого снимаемого объекта сводится к минимуму благодаря тому, что телеобъективы позволяют фотографировать с рабочего расстояния до объекта в районе 1 метра (для стандартных макро объективов оно составляет 15 — 30 см). Кроме того, благодаря дополнительному расстоянию между камерой и объектом, значительно уменьшается риск затенения объекта фотографирования камерой, а также есть больше возможностей выбора нужного освещения — как естественного, так и вспышкой.

фото сделано на телеобъектив

Фотография сделана телеобъективом Tamron 70-300

Использование телеобъектива для таких высокоточных работ не может обойтись без некоторых трудностей, поэтому ниже мы приводим несколько советов, которые помогут увеличить ваши шансы на получение снимков в макро диапазоне с помощью телеобъектива:

  • В связи с крайне низким фокусным расстоянием, риск снижения резкости из-за вибраций камеры здесь выше. Поэтому крайне важно использовать штатив и дистанционный спуск затвора, чтобы попытаться минимизировать движения камеры/объектива.
  • Иногда даже при использовании штатива самые незначительные движения камеры могут испортить снимок. Попробуйте прикрепить объектив, используя муфту штатива, непосредственно к треножнику, так вы значительно сократите шансы на его колебания. Если же муфты у вас нет, то рекомендуется установить выдержку в 1/фокусное расстояние. Лично я при выборе выдержки для минимизации влияния колебаний всегда использую 1/главное фокусное расстояние (то есть умножаю фокусное расстояние объектива на кроп-фактор сенсора, чтоб скорректировать его до фокусного расстояния в 35 мм).
  • Учитывайте параметр глубины резкости. Использование пограничных фокусных расстояний с такого близкого расстояния, может привести к уменьшению глубины резкости до долей миллиметра. Поэтому, чтобы обеспечить резкость объекта съемки по всему кадру используют достаточно маленькую диафрагму (существуют сайты и приложения, которые помогут вам произвести калькуляцию размеров диафрагмы).
  • Убедитесь, что объект съемки параллелен сенсору. Если вы хотите, чтобы весь ваш объект был в фокусе, обеспечьте параллельность сенсора снимаемому предмету. Учтите, что в этих условиях диапазон глубины резкости будет ограничен несколькими миллиметрами. Выбрав правильную позицию, ракурс, угол съемки вы значительно увеличите свои шансы на получение четкого изображения.
  • Включите объектив в режим ручной фокусировки. Если ваш телеобъектив имеет AF / MF переключатель, переключите его в режим ручной фокусировки и вручную сфокусируйте его на объект. Вы можете обнаружить, что, при ручной фокусировке минимальное расстояние фокусировки уменьшается, что позволит вам подойти ближе к объекту съемки, а значит, сможете иметь большее увеличение.
  • Для увеличения фокусного расстояния используйте телеконвертер с сохранением того же минимального расстояния фокусировки. Это позволит вам значительно увеличить масштаб съемки без необходимости перемещать камеру дальше от объекта съемки. Увеличение фокусного расстояния, таким образом, повлияет на выбор значений выдержки и диафрагмы, но коль скоро оно учитывается, телеконвертер может быть успешно использован для увеличения коэффициента воспроизведения.

Сравнение бюджетных телеобъективов Tamron и Sigma

Обзор одного из самых дорогих телевиков Nikon

Использование телеобъектива в качестве портретника

Телеобъектив — это нужная вещь для любого фотографа. Но не обязательная. Подобная оптика не требуется при работе в студии. Специализированный телеобъектив не пригодится и начинающим фотолюбителям, вместо него лучше использовать универсальный объектив.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *