Разнообразие режимов работы современных фотокамер иногда способно обескуражить фотолюбителя. Настраивая свою фотокамеру, многие владельцы DSLR камер обычно выбирают режим либо приоритета диафрагмы или апертуры, либо приоритета скорости затвора или выдержки. Оба этих режима хороши, но только в той или иной конкретной ситуации. Давайте же разберемся, когда именно следует использовать эти режимы.

Во-первых, что такое диафрагма или апертура и скорость срабатывания затвора или выдержка? Если говорить коротко, то апертура — это размер отверстия диафрагмы объектива. Изменение размера этого отверстия регулирует количество света, попадающего на фотоэлементы камеры. Это можно сравнить с глазом человека, который тоже имеет встроенную апертуру известную под названием «зрачок». Когда внешнее окружение имеет слишком яркое освещение, наш зрачок сужается, пропуская на сетчатку гораздо меньше света. Так как окружающее пространство освещено достаточно ярко, наш глаз как бы фильтрует избыток света, позволяя нам четко видеть мир. С другой стороны когда освещения мало, то зрачок расширяется, пропуская как можно больше света. Наш глаз делает это автоматически, фотокамера этого не умеет (пока вы не переключитесь в автоматический режим, а это скучно).

В фотокамере задача апертуры значительно шире, чем простое регулирование количества света, попадающего на фотосенсоры. Апертура также контролирует глубину поля или то, каким образом фотоизображение будет в фокусе. Чем шире (сильнее открыта) апертура, тем будет меньше глубина поля. Маленькая глубина поля будет оставлять меньше объектов в фокусе, однако иногда именно это является желаемым спецэффектом.

shutter-speed-short-exposure
Скорость срабатывания затвора – это количество времени, которое в действительности уходит на то, чтобы сделать фотоснимок. Это другой способ контролировать количество света, попадающего на сенсоры фотокамеры. Большая скорость срабатывания затвора пропустит меньше света, маленькая больше. Очень быстрая скорость затвора используется для «выхватывания» объектов в некий момент времени. Очень медленное срабатывание затвора позволяет «протащить» объект по изображению. Благодаря долгой выдержке (очень очень маленькой скорости срабатывания затвора) можно делать поистине фантастические эффекты.

Апертура совместно со скоростью срабатывания затвора будут определять общее количество света, попадающего на сенсоры фотокамеры, и должны быть настроены в соответствии с освещением таким образом, чтобы создать корректную выдержку фотоизображения. На «передержанном» изображении будут присутствовать засвеченные белые участки, на которых ничего не будет видно. Наоборот, на «недодержанном» изображении будут присутствовать темные, практически черные участки, на которых также ничего не будет видно.

Одновременно контролировать скорость затвора и апертуру в ручном режиме (не беря во внимание ISO и другие режимы) для начинающего фотолюбителя бывает весьма проблематично. Даже опытные фотографы могут пропустить интересный момент, нащупывая нужные настройки в ручном режиме. И очень просто передержать или недодержать изображение не имея нужных знаний или достаточно времени при подготовке фотосъемки.

Режим приоритета диафрагмы (апертуры) можно найти выставив на переключателе режима «A» или «Av». Апертура измеряется в так называемых «F-числах». Большинство фотокамер отмеряют F-числа в виде дробей: 1/3 или 1/2. Чем меньше F-число, тем больше открыта диафрагма. Режим приоритета диафрагмы позволяет вам контролировать апертуру, в результате скорость затвора будет установлена автоматически в соответствии с количеством света, поступающем на сенсоры фотокамеры. В этом режиме вы все равно можете изменять другие настройки (например, ISO), но не скорость срабатывания затвора.

Режим приоритета скорости затвора можно найти выставив на переключателе режима «S» или «Tv». Скорость срабатывания затвора измеряется в секундах. В большинстве случаев эти значения укладываются в интервал до одной секунды. Таким образом они будут указываться в долях (например, 1/25, 1/4000). Здесь чем меньше число (или чем больше делитель дроби), тем быстрее скорость затвора. Как и в случае с приоритетом диафрагмы, приоритет скорости затвора позволяет контролировать один из двух световых фильтров вашей фотокамеры, предоставляя автоматике право выбирать настройки другого, основываясь на получаемом количестве света.

Теперь, когда мы знаем, что такое апертура, скорость срабатывания затвора, приоритет диафрагмы и приоритет скорости затвора, осталось ответить на один вопрос, когда следует использовать те или иные настройки?

Ответ на этот вопрос довольно прост. Все зависит от личных предпочтений. Так некоторые фотолюбители большинство своих фотографий делают в режиме приоритета диафрагмы. Почему? Потому что объекты их фотосъемки в основном неподвижны, и при обеспечении достаточной устойчивости фотокамеры (например, использование штатива в ситуациях слабой освещенности) им не приходится опасаться возникновения смазанных очертаний. Кроме этого режим приоритета диафрагмы позволяет контролировать глубину поля. Так, при фотографировании пейзажей важно чтобы весь пейзаж был в фокусе, а не только передний или задний фон. Если же фотографируется некий объект или человек при хорошем освещении, устанавливая низкое F-число можно, размыв задний фон, добиться объемного выделения центрального персонажа фотографии.

Бывают случаи, когда использование режима приоритета скорости затвора просто необходимо. И первое, что приходит в голову, — это фотографирование движущихся объектов! Спортивные мероприятия, лев, преследующий антилопу в африканской саванне. Все, что быстро движется. В этих случаях вам, как правило, нужно запечатлеть объект в момент времени и избежать его смазывания (размытый фон с быстро движущимся объектом можно получить при помощи специальных приемов). Добиться нужного результата в этом случае можно установив очень быструю скорость срабатывания затвора. Также режим приоритета скорости затвора помогает при фотосъемке людей при слабом освещении (но все же хорошая вспышка лучше).

А почему бы не использовать полностью автоматический режим?
Ну, тогда у вас не будет полного творческого контроля над процессом фотографирования. Апертура и скорость затворы будут устанавливаться на самые безопасные и скучные значения, а изображения будут получаться плоскими и усредненными. Если же вы все же решите использовать полностью автоматический режим, то убедитесь, что у вас работает вспышка.

А почему бы тогда не перейти в ручной режим и не контролировать абсолютно все?
Что ж, ручной режим действительно отличная вещь, и иногда стоит его использовать. Но обычно ручной режим применим в ситуациях, когда можно не спеша выставить экспозиционное число и сделать один-два пробных снимка. Но даже при съемке пейзажей подобный подход может оказаться проблематичным, особенно когда вы пытаетесь получить чистые снимки в «золотые часы». В ручном режиме вы рискуете получить слишком мало или слишком много света. И хотя вы постоянно контролируете на встроенном дисплее по пробным снимкам экспозицию, нет ничего хуже упустить великолепные моменты из-за передержанной/недодержанной экспозиции, либо из-за того, что вы замешкались с управлением камерой.

Итак, теперь ясно, что режимы приоритета диафрагмы и приоритета скорости затвора имеют свои плюсы и минусы и должны использоваться в зависимости от ситуации. Пейзажная HDR фотография и фотографирование статических сцен вообще — ситуация для режима приоритета диафрагмы (при фотографировании HDR изображений очень важно, чтобы глубина поля везде оставалась одинаковой). Для фотосъемки же движущихся объектов, сцен в движении, а также иногда и некоторых людей лучше подходит режим приоритета скорости затвора. Вам же следует попробовать оба эти режима в различных жизненных ситуациях, уже опираясь на новые знания.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here