Для зарегистрированных пользователей

Методика разработки и внедрения комплексной бизнес-модели банка

Этапы разработки и внедрения комплексной бизнес-модели банка соответствуют классике организационного проектирования и бизнес-инжиниринга. Перечислим эти этапы и их подробное описание (см. Рис. 3.2).

Рис. 3.2. Этапы разработки и внедрения комплексной бизнес-модели банка

  1. Организационная диагностика и бизнес-анализ

Выполняется изучение имеющихся в банке бизнес-моделей и документов, их актуальности, согласованности и правильности построения. Выявляются проблемы и недостатки.

  1. Формирование и обучение рабочей группы по проекту

Для проведения работ по бизнес-моделированию в банке следует создать рабочую группу, обладающую необходимыми компетенциями и полномочиями.

  1. Внедрение системы бизнес-моделирования

Профессиональная система бизнес-моделирования позволит значительно повысить эффективность проекта и сократить время его реализации.

  1. Планирование проекта разработки комплексной бизнес-модели банка

На основе данного типового плана, а также методик по разработке всех необходимых бизнес-моделей следует разработать план проекта. В плане проекта указывается состав и длительность этапов, ответственные за их реализацию, необходимые ресурсы (прежде всего, финансовые), контрольные точки.

  1. Разработка моделей и построение комплексной бизнес-модели

Методики и пошаговые правила разработки всех видов моделей, упоминаемых в данной статье, приведены в источниках , .

Согласно структуре комплексной бизнес-модели банка, мы имеем 10 групп моделей. Последовательность их разработки показана на Рис. 3.3.

5.1. Сначала разрабатываются модели системы стратегического управления. Это диктуется главными правилами менеджмента и развития банка. Прежде чем приступать к реализации проектов, необходимо четко сформулировать стратегические цели банка.

5.2. Затем разрабатываются модели системы управления персоналом и организационной структурой. Для того чтобы описывать бизнес-процессы и назначать владельцев (ответственных), необходимо иметь действующую схему организационной структуры банка. Когда будут описаны бизнес-процессы в формате «как есть» и «как надо» можно будет перейти к изменению (оптимизации) организационной структуры и подстройке её под новые улучшенные бизнес-процессы.

С точки зрения бизнеса организационная структура является вторичной, а бизнес-процессы первичными. Т.е. организационная структура всегда должна подстраиваться под бизнес-процессы. Но при первоначальном описании бизнес-процессов необходимо уже иметь готовые модели организационной структуры в формате «как есть».

5.3. Затем разрабатываются вспомогательные модели для описания бизнес-процессов. Для того чтобы описывать бизнес-процессы, необходимо иметь модели информационных систем, библиотеки документов, ресурсов и других объектов, которые циркулируют в бизнес-процессах.

5.4. Параллельно разрабатываются модели бизнес-процессов. Это обусловлено тем, что по мере описания бизнес-процессов дополняются и изменяются модели ресурсов, документов и других объектов.

После того как описана большая часть бизнес-процессов и выполнены все предыдущие этапы можно переходить к построению моделей системы менеджмента качества, системы управления операционными рисками и др.

Рис. 3.3. Последовательность разработки моделей

  1. Разработка регламентов и нормативных документов по моделям

Наличия моделей недостаточно для эффективной формализации деятельности банка. Более того, некоторые модели могут быть непонятны сотрудникам банка. В связи с этим необходимо разработать подробные регламенты на основе моделей, включающие текстовое описание и характеристики моделей. В системах бизнес-моделирования данная задача выполняется автоматизированно (по нажатию одной кнопки) без больших трудозатрат. Т.е. в течение нескольких секунд на основе разработанных моделей формируются (генерируются) регламенты бизнес-процессов, положения о подразделениях, должностные инструкции и другие важные документы. Более подробная информация представлена в книге .

  1. Публикация моделей и регламентов, доведение до сотрудников банка

Для того чтобы модели и регламенты «работали» (исполнялись сотрудниками банка на практике), их необходимо поместить в открытый доступ, обеспечить удобные механизмы навигации и работы с ними. Рекомендуется провести обучение сотрудников банка новым правилам работы и изменениям.

В заключении отметим, что данная методика применима для разработки моделей в формате «как есть», т.е. в текущем состоянии банка. Для формата «как надо» (будущее состояние банка после оптимизации) методика и последовательность этапов будут другими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *