Баланс белого, цветовая температура
Цветная фотография – весьма непростой вид творчества. Нежелательные сочетания и притягивающие взгляд яркие пятна запросто способны отвлечь внимание от смыслового центра. Можно, конечно, выставить все в черно-белом варианте и таким образом спасти удачный кадр.
Но ведь изначально, предполагался шедевр в цвете! Посему, чтобы сохранить возможность заключить заветный снимок (с естественной цветопередачей) в рамку – следует обратить внимание на основные возможности современной техники.
Проще некуда
Исходя из того, что кадр, снятый с автоматическими настройками баланса белого (а равно и с его некорректными установками), возможно «вытянуть» в RAW-редакторе, оптимальный метод для начинающего фотографа – отказаться от автоматического сохранения снимка в JPEG формате.
Возможные потери в качестве, при ручной обработке, обратно пропорциональны опыту работы с «сырым» форматом. Проще некуда. Но, возлагать надежды на коррекцию необработанного камерой файла, целесообразно только при достаточном уровне освещения во время съемки.
Другими словами, качественно исправить чересчур темный или наоборот, переэкспонированный снимок, не способен ни один инструмент фоторедактора. В то время как подкорректировать искаженную цветопередачу поможет смена предустановленных настроек баланса белого или более точная настройка шкалы цветовой температуры
Вот ты какой, баланс белого
О сложности строения человеческого глаза, фиксирующего окружающую действительность, и мозга, обрабатывающего получаемую информацию, спорить не приходится. Нет необходимости и получать узкоспециализированное образование – посмотрите на белый лист писчей бумаги при разных условиях освещения:
• Голубоватый свет галогенки – позволяет отметить, что бумага белая
• Слабое свечение горящей свечи – цвет листа идентифицируется без ошибки
• Яркое полуденное солнце – определяет яркость белого
• Затененный участок – цвет бумаги прежний.
Вроде бы нелогичная ситуация имеет объяснение: зрительная система фиксирует объект, и сопоставив его с «базой данных» памяти, позволяет безошибочно определить свойственные ему характеристики.
В случае же с фототехникой – основываясь на выбранный алгоритм баланса белого, фиксировать картинку будет аппарат. А решать, каким будет отпечаток, все равно фотографу.
Ведь камера (по умолчанию с автоматическим ББ), в предложенных ранее условиях, покажет то, что есть на самом деле (в той или иной мере исказив картинку настройками). Наверняка зная, в каких условиях снят кадр, останется лишь выбрать необходимый вариант в фоторедакторе.
Самостоятельное (AWB) выравнивание соотношения цветов процессором, происходит с учетом присутствия белого либо серого. Эта особенность приводит к тому, что если в кадре нет ни того ни другого, цветопередача однозначно будет искажена. Пусть даже только в рамках допустимого диапазона цветовой температуры.
Цветовая температура
Что касается температуры цвета – предельно точное определение возможного диапазона для каждого из составляющих светового спектра – она требует как минимум поверхностного ознакомления с параметром.
Поэтому, не углубляясь в постулаты физики, необходимо запомнить: цветовая температура – есть основополагающий параметр баланса белого. Ознакомившись в прилагаемом списке с показаниями ЦТ источника, освещающего объект съемки, фотолюбитель выставляет заветный параметр в настройках камеры.
Тем самым экономит себе уйму времени на последующей обработке шедевра. Причем, это он сделает с полной уверенностью в том, что объект в окуляре видоискателя будет записан в файл и представлен на обозрение, исключительно в тех тонах, которые присутствовали на момент съемки.
Вычислять или снимать?
Это в теории, а на практике – подобные замеры-настройки оправданы лишь для документальной съемки и в условиях студии, куда реже на пленере, ну а репортаж и вовсе не приемлет подобной «раскачки».
Актуальны предшествующие съемке измерения освещения и для тех энтузиастов, кто сегодня использует пленочную технику. Хотя, справедливости ради – многие из минилабов позволяют корректировать баланс белого и цветовую температуру, доступными средствами.