Фотография на свече
Как фотографировать свечи.
Приличный фотограф всегда находится в поисках кадра. Сегодня я хочу предложить вам хороший и весьма романтический «материал» для фото – экспериментов.
Волшебное мерцание огня свечи завораживает (особенно если это не автомобильная или медицинская свеча). На эту игру пламени можно смотреть долго, а если у вас в руках девушка или фотоаппарат – очень долго. И этого света вполне достаточно для того, чтобы сделать интересные снимки.
Для этого устанавливаем фотоаппарат на штатив и настраиваем его на оптимальный режим для работы без вспышки. Я обычно на высоких ISO делаю тестовые кадры, выбирая точку съемки, а потом уже снимаю со штатива, уменьшая чувствительность матрицы.
Вначале полностью открываем диафрагму (то есть, устанавливаем минимальные значения f). Если в арсенале имеются светосильные объективы (f/1,4 или f/1,8), то есть смысл их использовать. Однако, не забываем, что при этом глубина резкости значительно уменьшается, и нам придется особенно внимательно контролировать точку фокусировки, потому что при максимально открытой диафрагме на таких объективах все, что находится даже на небольшом удалении от плоскости фокусировки будет выглядеть не резким.
Светочувствительность (ISO) сразу высокой не устанавливайте — перспектива получить фотографию, состоящую из мелких цветных зернышек, не привлекает никого (вы же знаете, что чем больше ISO, тем больше шума на снимке и соответственно, тем хуже качество). Итак, для начала — ISO 200.
Наконец, устанавливаем выдержку. Конечно же, чем она короче, тем меньше шансов размыть изображение из-за движения (фотоаппарата или объекта в кадре). Но, так как быстро двигающихся предметов в кадре нет, а фотоаппарат на штативе (со сквозняками лучше покончить до съемки, чтобы пламя свечи не плясало), — выберем выдержку 1/60 и начнем эксперимент.
Если пробный снимок удался, то есть свечка похожа именно на свечку, а не на светлое пятно на черном фоне (кстати чем темнее фон, тем лучше на нем видны светлые объекты, та же свеча). Можно попробовать избавиться от смаза (размазанного кадра, если такой случился), повысив значение ISO и сделав выдержку короче. Также, можно увеличить глубину резкости, закрыв диафрагму на один шаг.
Если же меры, описанные выше, не спасли вас сразу от нерезкого смазанного кадра – не сдавайтесь. Современная техника способна на многое, и несколько минут борьбы с кнопочками, колесиками и самими свечами помогут и вам создать свой шедевр.
Итак, пошагово — увеличиваем выдержку до 1/15. Каждый раз делаем пробный снимок. Также можно установить ISO, 400, а то и все 800. Заодно, повышая ISO, проверите, на каких значениях ваш фотоаппарат начинает уж слишком шуметь. При этом учитывайте, что чем выше требования к пиксельному размеру фотографии тем заметнее шум. Например, если вы печатаете фотографию размером 20х30см, и на ISO 400, у вас будет еще приемлемая картинка, то если вы не планируете печатать фото, а собираетесь его просто выложить в интернет с разрешением 1200 пикселей по большей стороне можно поднимать ISO до 800, а то и 1600
Так же обращаю ваше внимание на то, что чем светлее общий тон фотографии (чем меньше темных участков, чем больше гистограмма сдвинута вправо), тем менее выражены шумы
Если не смотря на манипуляции с кнопками света недостаточно — попробуйте увеличить количество света, расставляя дополнительные свечи за кадром.
Изображение стало лучше, но не достаточно? Попробуйте поднести свечи ближе к объекту съемки (если конечно у вас в кадре есть, что-то кроме свечей). Но не увлекайтесь, пожарных мы сегодня фотографировать не планируем. Хотя… во время пожара тоже можно снять интересные кадры.
Когда все средства перепробованы, а результат все же «не тот», можно применить и тяжелую артиллерию — электричество. Здесь нужно учитывать, что цветовая температура свечи составляет 1500-2000 К, поэтому вспышку нужно использовать с гелем желто-красных оттенков, чтобы она светила в том же спектре, что и свеча. Или можно просто включить светильник и накрыть абажур (не лампу) оранжевой тканью.
Однако, в этом случае из фотографии пропадает глубина и таинственность, фон становится заметным, и его приходится отгораживать черным бархатом.
Экспериментировать со свечами можно бесконечно долго — плавающие свечи, дым от угасающей свечи, отражающийся свет ее пламени в бокале, наполненном вином, портреты при свечах…
Скажем больше — экспериментировать не только можно, но и нужно, так как все вышесказанное — всего лишь рекомендации, нарушая которые вы можете неожиданно получить таки чудесный снимок!
Иногда свечи можно зажечь и в фотошопе:
Но это уже другая история.
04.12.2013
Юлия Мельник, Борис Крупник
P.S. Приходите в нашу фотошколу, чтобы узнать больше.