Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в открытом доступе
Содержание
Сергей Михайлович Прокудин-Горский
До прошлого года нам приходилось читать, как редкость, что на той или иной выставке показывались цветные снимки с природы; наконец, на последней филадельфийской выставке показывались цветные диапозитивы, снятые с природы по способу Миете, особым аппаратом, имеющим три объектива, с нужными светофильтрами, за которые помещаются три диапозитива, приготовленных для трёхцветной печати. Все эти три объектива отбрасывают одновременно на экран диапозитивы совмещая их в нужных положениях, что в общем даёт цветное изображение природы. Такие снимки восхвалялись журналами, как нечто выходящее из ряда всех и вся; фотографическая литература о них много писала. Поэтому мы, как русский фотограф-любитель, можем сказать, что в лице С. М. Прокудина-Горского имеем не только подражателя, но и усовершенствователя способа г. Миете. С. М. Прокудин-Горский эту зиму восхищал не только Петербург, но и Москву своим не одним, а десятками таких снимков: Кавказа, Средней России, Финляндии, осенних видов, столь разнообразных по цвету листвы, показав этим, насколько он освоился с трехцветной съемкой и какие возможно получить эффекты, передавая в цветах природу. Мы смело можем сказать, что ученик д-ра Миете по этого рода съемке не уступает теперь своему учителю в работе.
С. М. Прокудин-Горский, разумеется, не новичок и самоучка-любитель, а химик и член V отдела И.Р.Т.О.
Русской публике он известен, как первый основатель в Петербурге фотографических практических курсов, где принимали участие лучшие силы технических знаний современной светописи, читая каждый свою специальность. Однако, несмотря на труды и прекрасную обстановку курсов, они недолго могли существовать в виду малого числа учеников. Тогда С. М. перенес свою деятельность фотомеханические процессы трехцветную светопись в особенности, уезжая ежегодно заграницу для пополнения своих знаний по последним новинкам. Теперь заведение С. М. Прокудина-Горского уже имеет не только мастерскую клише, но и сво печатню. По фотографической литературе С. М. известен своими сочинениями для гг. любителей, некоторые из которых выдержали 2 издания. Мы слышали, что он работает теперь над руководством трехцветной печати и не сомневаемся, что это издание будет одним из практичных из существующих заграницей. Почему и отмечаем С. М. Прокудина-Горского, как деятеля современной светописи.
Примечания от редакции проекта:
В 1906 году С. М. Прокудин-Горский становится главным редактором журнала «Фотограф-Любитель» и пробудет на этом посту до 1909 года;
Адольф Мите (нем. Adolf Miethe) — немецкий учёный, один из пионеров цветной фотографии.
править Ссылки
- с рассказами об отдельных фотографиях. Море интересных подробностей.
- Пропаганда поясняет по неблагодарным светочу цивилизации дикарям.
Прокудин-Горский входит в уроки истории на Уютненьком. Луркмор образовательный. |
||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Галерея фотографий
-
Интерьер православной церкви в Смоленске, 1912 год.
-
Алим-Хан (1880—1944), эмир Бухары, 1907 год.
-
Машинный зал Гиндукушской ГЭС на реке Мургаб, 1911 год.
-
Молодые русские крестьянки недалеко от реки Шексна, 1909 год.
-
Нило-Столобенская пустынь на озере Селигер, 1910 год.
-
На дрезине недалеко от Петрозаводска на Мурманской железной дороге, 1916 год.
-
Автопортрет С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. Полная версия.
-
Австро-венгерские военнопленные у барака, Карелия, 1916 год.
Коллекция фотографий С. М. Прокудина-Горского доступна для свободного просмотра на сайте Библиотеки Конгресса США. Кроме того, реализована возможность поиска в коллекции на русском языке .
Фотографии, разобранные по административному делению Российской империи, доступны на сайте «Российская империя в цвете». Географический каталог фотографий в современном административно-территориальном делении и интерактивная карта путешествий С. М. Прокудина-Горского составляются в рамках проекта «Наследие».
править Предыстория
Каждому, кто хоть что-то знает о фотографии, известно, что цветное фото изобрели где-то к середине XX века. И вдруг, в начале нулевых в интернетах появилось около 2000 цветных фотографий Российской Империи конца XIX/начала XX века. При этом утверждалось, что это не ретушь и не фотошоп, в связи с чем говнофотографы в едином порыве испытали когнитивный диссонанс.
На принципе сложения трёх основных цветов работают и мониторы компьютеров, и экраны айфончиков, и телевизоры, и цифровые проекторы, и цветные принтеры, и печатные станки, но кое-какая разница таки есть.
Там, где изображение непосредственно само светится либо проецируется на какую-либо поверхность — экраны айфончиков, мониторы компьютеров, телевизоры, проекторы, — там используется аддитивный синтез цвета и цветовая модель RGB (red, green, blue — красный, зелёный, синий). Ранние модели видеопроекторов имели по три объектива — по одному на каждый из названных цветов, и совмещались они в итоговое цветное изображение непосредственно на экране — точь-в-точь как у сабжа.
Там же, где изображение наносится на какой-либо материал и само не светится, а лишь отражает или пропускает через себя свет от какого-либо источника, там друг на друга накладываются разного цвета краски, и называется сие субстрактивным синтезом. Откройте любой цветной принтер и увидите ёмкости с голубой (cyan), пурпурной (magenta) и жёлтой (yellow) красками (чернилами, тонерами), и в дополнение к ним — чёрной (black) — это и есть канонiчный полиграфический CMYK. В фотопринтерах и при особо изощрённых способах печати (Hexachrome, например) красок может быть больше, но это, по большому счёту, костыли для преодоления несовершенства реального мира в сравнении с миром теоретическим идеальным.
Итак, Прокудин не был первым, но лишь одним из немногих, доведших свой вариант до ума. И вообще, цветные фотопластинки запатентовали даже братья Люмьер, причём не просто в теории ради теории — существуют цветные снимки Парижа начала XX века, цветные фоторепортажи с фронтов первой мировой, бытовые фото во французских домах начала XX века и много чего ещё.
Однако главный козырь нашего умельца состоял в том, что он додумался показать свои работы императору Николаю II. А тот был похож на Шмеле не только внешне, но и по интересам, поэтому прокудинская вариация на тему айфона пришлась ему весьма по душе. Проще говоря, царь охуел от радости и практически сразу предложил фотографу заснять на цветную камеру всю империю. Этот проект показался Николаю настолько важным, что тот даже выдал Прокудину документ, разрешающий ездить вообще везде, снимать вообще всё, включая секретные объекты, а также предписывал местным чиновникам всячески поддерживать и спонсировать удачливого фотографа. Нашему герою был выделен целый железнодорожный вагон, включавший в себя жилые помещения и фотолабораторию. Фотограф, не будь дураком, воспользовался ситуацией и согласился. В результате появилось несколько тысяч комплектов из трёх стеклянных пластин каждый. Сами по себе пластины были уныло-чёрно-белыми, но при вставке их в соответствующий проектор начиналась магия.
Скорее всего, Прокудин-Горский мог ещё долго фотографировать империю на радость царю и будущим историкам, но начались проблемы. Сначала сорвался проект фотографирования маленькой победоносной войны, которая ВНЕЗАПНО оказалась Первой мировой и ни разу не победоносной. Потом, опять же ВНЕЗАПНО, наступил год, и царя убили, вот незадача-то. Пожив годик с большевиками и поняв, что им не до фотографических экспериментов, Прокудин удрал во Францию, прихватив с собой семью и где-то половину снимков. Вторую половину то ли большевики зажилили, ибо секретная информация, то ли сам автор где-то спрятал втайне ото всех. А в этой половине, помимо прочего, были и фото августейшего семейства. Где они ныне — не знает никто. Во Франции, однако, его коллекция тоже оказалось не особо нужна, и в результате благодарные потомки, нуждавшиеся в деньгах, продали её в 1948 с молотка Библиотеке Конгресса США. Сотрудники последней тоже не больно-то знали, что с таким счастьем делать, а потому просто положили в шкаф и забыли.
Однако полвека спустя изобрели фотожоп и сканеры, отчего библиотекарям ударила в голову гениальная идея: «А давайте, наконец, отсканируем стекляшки, а потом сведём их в цвет на компе!». Благо, комп понимает цвет ровно так же, как и фотоаппарат Прокудина: в виде комбинации трёх цветных каналов. Операция прошла успешно, и результаты были выложены в интернеты, через которые, практически 80 лет спустя, снимки снова попали в ту страну, где были когда-то сняты. Такие дела.
В настоящее время Леонид Парфёнов сваял фильм как раз по этим снимкам.
править Коллекция
Строго говоря, эта коллекция является самым большим в мире сборником цветных фотографий, снятых по такому методу — императорский проект всё-таки.
Так, например, она содержит фотографии большого количества зданий, которых ныне нет в природе. Краеведы, вероятно, неделю валялись в обмороке от радости, когда её увидели — можно было воочию убедиться, как выглядели города сто лет назад. Причём в цвете и со всеми деталями (даже без фотореставрации голые совмещённые исходники выглядят вполне себе). Многие исчезнувшие здания начали реконструировать по кадрам коллекции Горского (а уже реконструированные переделывать — оказалось, что без фотохроник были напутаны и цвета, и даже порой архитектура).
Особо много радости коллекция доставила православным, потому что содержала туеву хучу церквей, храмов и прочих культовых сооружений, позже разрушенных злыми большевиками. Почему значительную часть коллекции составляли именно храмы, непонятно, то ли ПГМ автора, то ли страны, то ли просто храмы в то время были самыми красивыми зданиями среди одинаковых деревенских халуп. Примерно как какая-нибудь «Москва-сити» среди хрущевок.
При взгляде на фотографии людей и городов в глаза бросается близкое к нулю количество мусора. Ымперцы всхлипывают и скорбят о «России, которую мы потеряли», хотя это совершенно нормальное состояние для мира, где ещё не изобрели супермаркеты и пластиковые бутылки. Также видно, что русские деревенские дома, оказывается, когда-то выглядели вполне пригодными для жилья, а не гнилыми кособокими хибарами, как сегодня. Хотя и фоток кособоких хибар в коллекции Сергея Михайловича тоже хватает.
править Реставраторы
Англичанка гадит Прокудину-Горскому: цветное кино в 1911!
Реставрацией цветных изображений по трём негативам сегодня занимаются все подряд — от профессиональных фирм до энтузиастов. Одна и та же фотография, восстановленная разными людьми, может производить противоположное впечатление. Как правило, процесс не ограничивается просто совмещением цветовых слоёв в фотошопе — ведется также работа над ретушированием пятен, царапин и других искажений. Грамотно восстановленное фото производит впечатление снятого на цифровую зеркалку прошлым летом, чем можно нехило шокировать непросвещённых фотолюбителей.
Технология
Цветная фотография Л. Н. Толстого, сделанная Прокудиным-Горским.
В начале XX века ещё не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки (которые он сенсибилизировал по собственным рецептам) и фотоаппарат собственной конструкции (точное его устройство неизвестно; вероятно, он был похож на фотоаппарат системы немецкого химика А. Мите). Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив (вероятно, методом контактной печати). Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось полноцветное изображение.
Состав нового сенсибилизатора, запатентованного Прокудиным-Горским, делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. «Петербургская газета» сообщила в декабре 1906 года, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено». Возможно, показы проекций фотографии Прокудина-Горского стали первыми в мире демонстрациями слайдов.
Прокудин-Горский внёс вклад в два существующих на тот период направления усовершенствования цветной фотографии: уменьшения выдержки (по своему методу Прокудину-Горскому удалось сделать возможной экспозицию за секунду) и, во-вторых, увеличения возможности тиражирования снимка. Со своими идеями он выступал на международных конгрессах по прикладной химии.
Снимки производились не на три разные пластины, а на одну, в вертикальном положении, что позволяло ускорить процесс съёмки, производя всего лишь сдвиг пластины.
Совместно с Сергеем Максимо́вичем Прокудин-Горский работал над конструкцией киноаппарата для цветной съёмки по его методу и произвёл съёмку в Туркестане в 1911 году. Для развития цветного кинематографа и цветной печати при его участии в 1914 году несколькими крупными промышленниками было учреждено акционерное общество «Биохром», которому были переданы имущественные права на коллекцию Прокудина-Горского. Накануне Первой мировой войны Прокудин продолжал исследования и добился новых успехов. Он запатентовал в Германии, Англии, Франции и Италии способ изготовления дешёвых цветных плёночных диапозитивов для синематографии.
В 1922 году он получил английский патент на оптическую систему для получения одним экспонированием трёх негативов через светофильтры.
Существовал также способ, с помощью которого изображение с фотопластинок можно было получить на бумаге. До 1917 года в России были напечатаны более сотни цветных фотографий Прокудина-Горского, из которых 94 в виде фотооткрыток, и значительное число — в книгах и брошюрах. Так, в книге П. Г. Васенко «Бояре Романовы и воцарение Михаила Фёдоровича на царство» (СПб., 1913) были напечатаны 22 высококачественные цветные репродукции фотографий Прокудина-Горского, в том числе снимки, сделанные в Москве. К 1913 году технология позволяла печатать цветные фотографии Прокудина-Горского почти в современном качестве (см. «Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г.», Пг., 1914). Некоторые цветные фотографии Прокудина-Горского были изданы в большом формате в виде «настенных картин» (например, портрет Л. Толстого). Точное число напечатанных в России до 1917 года цветных фотографий Прокудина-Горского пока остаётся неизвестным.
править Технические детали
На словах ты Лев Толстой, а на деле дед цветной
Что любопытно — метод съёмки по сравнению с таковым у братьев Люмьер технологически был шагом назад. У братьев-лягушатников съёмка велась на одну трёхслойную фотопластинку. И не надо было городить огород с тремя объективами, тремя фотопластинками, проектором и т. д. Способ назывался «Автохром». Но цветопередача была как-то не ахти и больше напоминала чёрно-белые фото, раскрашенные анилиновыми красками (тоже модная в те времена забава). Всё первое несовершенно. Для нормальной цветопередачи был нужен противоореольный слой, светофильтрующие слои и т. д. (Для ленивых. Любознательные могут погуглить матчасть самостоятельно). Чего братаны знать не могли, ибо были первыми. Однако Сергей Михайлович предпочёл помудохаться, но и результат получить менее унылый, что в конечном итоге и предопределило вин.
Самая мякотка в том, что фотопластинки братьев Люмьер были во времена Прокудина-Горского в России в свободной продаже. Но Государь Анператор пожелали заказать снимки Империи именно нашему герою, поддержав отечественного производителя. Кстати, когда описываются успехи нашего смекалистого соотечественника на ниве цветного фото, то факты об «автохроме» братьев Люмьер почему-то не упоминаются. Нигде не приводится даже сравнений достоинств и недостатков той и другой технологии (курьёзный факт: изобретение «автохрома» братья считали главным достижением своей жизни, а синематограф — так, развлекухой. И первые в мире цветные кинофильмы — тоже их рук дело).
С другой стороны, достоверно известно, что уже после эмиграции в Париж сабж работал вместе с Люмьерами, в том числе над технологией цветного кино.