Что такое фокусное расстояние фотоаппарата Доступно о миллиметрах
Содержание
- Оптическая характеристика
- Оценка выбора фокусного расстояния
- Характеристики объективов
- Литература
- Источники
- Использование объективов на разных системах
- Основная терминология
- Для чего нужен длиннофокусный объектив
- 2. Теория идеальных оптических систем параксиальная или гауссова оптика
- Ультразум и цифровой зум
- Производство объективов
- Современные объективы
Оптическая характеристика
Фокусное расстояние (ФР) объектива совершенно не зависит от типа и марки фотоаппарата. Являясь важным параметром оптики, ФР определяет, какая зона захвата будет у конкретной оптики. Чтобы было проще понять термин «фокусное расстояние», нужно представить себе конструкцию объектива. Самый простой объектив представляет собой одну выпуклую или двояковыпуклую линзу. Поток света, проходящий через такое стекло, фокусируется на плоскости в зону небольшого размера. Одну линзу можно рассматривать как оптическую систему. Дистанция от центра оптической системы до плоскости и будет ФР.
Объектив камеры состоит из нескольких линз. Их число может быть от 8 до 12 и более. Дело в том, что кривизна оптического стекла сильно искривляет геометрические пропорции, особенно по краям, и дополнительные линзы позволяют скорректировать искажения и приблизить его к реальному. Даже в сложной конструкции оптической системы понятие фокусного расстояния остаётся неизменным. Это интервал между центром группы линз и точкой, на которой фокусируется изображение. Применительно к фотоаппарату, это расстояние до фотоплёнки или чувствительного сенсора фотоаппарата. В оптике с изменяемым ФР центр оптической системы может меняться перемещением линзы или набора оптических стёкол.
Оценка выбора фокусного расстояния
Правильный или неправильный выбор фокусного расстояния – это понятие относительное. Здесь многое зависит от объекта съёмки и от целей фотографа. Например, снимая фотоаппаратом солиста на сцене, можно сделать фигуры музыкантов на заднем плане слегка размытыми, делая акцент на исполнителя. Но если фотографируется ансамбль, то все музыканты должны быть в хорошем фокусе
При выполнении портретной съёмки, особенно на укрупнённых планах, фоновые детали не нужны, так как отвлекают внимание от самого главного, а вот при съёмках красивых пейзажей важно, чтобы чёткими были все элементы изображения. Это могут быть группы деревьев на переднем плане и удалённые горы вдалеке. В таких фотографиях важно показать перспективу
В таких фотографиях важно показать перспективу
Характеристики объективов
Основные
- Размер кадра и кроп-фактор: малоформатные (современное название — «полнокадровая камера», «Full frame»), полуформатные — современные разновидности называются — «APS камеры», среднеформатные, крупноформатные с размером кадра 9×12 см и большим, миниатюрные (большая часть распространенных фотокамер) и т.д.
- Фокусное расстояние — расстояние от его оптического центра до фокуса, через который проходит Фокальная плоскость, в которой лежит плоскость сенсора (пленки) при условии, что объектив наведен на бесконечность. Измеряется в миллиметрах;
- Кратность объектива с переменным фокусным расстоянием — отношение максимального фокусного расстояния к минимальному. Часто указывается сам диапазон фокусных расстояний;
- Угол поля зрения объектива тесно связан с размером кадра. Иногда объективы применяются на фотокамерах с меньшим размером кадра, чем тот, на который они были изначально рассчитаны, и, соответственно, их угол поля зрения будет меньше, в зависимости от сенсора приемника. Для каждого определенного размера кадра существует ряд, однозначно связывающий угол поля зрения объектива с его фокусным расстоянием;
- Светосила;
- Максимальное относительное отверстие (иногда неправильно называемое светосилой);
- Уровень и характер оптических искажений (аберраций);
- Разрешающая способность;
- Тип байонета или диаметр резьбы для крепления к камере — для сменных фотографических или киносъемочных объективов;
- Коэффициент анаморфирования (анаморфозы) — для анаморфотных объективов;
Дополнительные и уточняющие
Рабочий отрезок или рабочее расстояние — для сменных объективов. Расстояние между опорной плоскостью присоединительной оправы и фокальной плоскостью объектива
В большинстве случаев определяется типом байонета, имеет важное значение для резьбовых типов крепления (так, объективы с присоединительной резьбой М39×1 выпускались и под рабочий отрезок 28,8 мм для дальномерных камер «Leica», «ФЭД», «Зоркий», и под рабочий отрезок 45,2 мм для зеркальных камер «Зенит»).
Минимальное относительное отверстие (максимальное число диафрагмы, например, 16 или 22) — определяется конструктивными особенностями диафрагмы.
Минимальная дистанция фокусировки (МДФ), или максимальный масштаб макросъёмки для макрообъективов (например, 55 мм, 1:1) — определяется фокусным расстоянием и конструкцией оправы.
Диаметр и шаг резьбы для присоединения светофильтров.
Графики MTF (Модуляционная передаточная функция — уточняет разрешающую способность).
Оптическая схема объектива. Большее количество линз позволяет конструкторам рассчитать объектив с лучше исправленными аберрациями, однако уменьшает светопропускание и повышает риск паразитных переотражений, снижающих контраст изображения
Кроме того, большее число поверхностей, которые надо полировать, увеличивает себестоимость производства и ужесточает требования к точности изготовления каждой детали. Именно поэтому до сих пор с успехом применяются и будут применяться такие простые оптические схемы, как Тессар.
Наличие асферических линз.
Наличие линз из специальных сортов стекол (низкодисперсионных, с высоким коэффициентом преломления).
Вид просветления.
Конструкция и особенности оправы и байонета. Например, «Помповая» оправа (от сходства с помповым ружьём) — изменение фокусного расстояния и наводка на резкость осуществляется одним кольцом, осевое перемещение которого меняет фокусное расстояние, а поворотом осуществляется наводка на резкость. Более традиционным является наличие двух различных органов управления.
Литература
В. И. Артишевский, Л. Е. Баранчук, Н. М. Суковицын. Коррекция диафрагмы вариообъективов повышенной кратности (рус.) // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1981. — № 9. — С. 43—45. — ISSN 0040-2249.
Людмила Березенцева, Владимир Савоскин. Оптические устройства и аксессуары управления для телевизионных объективов (рус.) // «625» : журнал. — 2011. — № 2. — С. 3—31. — ISSN 0869-7914. Архивировано 16 октября 2012 года.
Д. С. Волосов. §8. Объективы с переменным фокусным расстоянием // Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.,: «Искусство», 1978. — С. 348—352. — 543 с. — 10 000 экз.
Д. С. Волосов, Н. А. Лебедева, М. В. Цивкин. Панкратические проекционные объективы (рус.) // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1971. — № 12. — С. 3—6. — ISSN 0040-2249.
Гордийчук О. Ф., Пелль В. Г. Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — 440 с. — 30 000 экз.
Ершов К. Г. Киносъёмочная техника / С. М. Проворнов. — Л.,: «Машиностроение», 1988. — 272 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-217-00276-0.
Иофис, Е. А. Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М., : Советская энциклопедия, 1981. — С. 43, 337. — 447 с. — 100 000 экз.
Александр Лакуша. «Фиксы» на турелях: они обещали вернуться! (рус.) // «MediaVision» : журнал. — 2014. — № 2. — С. 52.
Михаил Львов. Вариообъективы для кино и ТВ (рус.) // MediaVision : журнал. — 2012. — № 9. — С. 84,85.
Дмитрий Масуренков. Оптика и изобразительное решение фильма (рус.) // «MediaVision» : журнал. — 2012. — № 11. — С. 80—83.
Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. I. Основные части фотоаппарата // Краткий справочник фотолюбителя. — М.,: «Искусство», 1985. — С. 33—71. — 367 с. — 100 000 экз.
Владимир Самарин, Андрей Шеклеин, Roger Hicks, Bob Shell. Объективы начала XXI века (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 2001. — № 9. — С. 14—30. — ISSN 1029-609-3.
В. Самарин, А. Шеклеин. Средний формат: больше = лучше? (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 1997. — № 1. — С. 13—20. — ISSN 1029-609-3.
Хокинс Э., Эйвон Д. Фотография: Техника и искусство / А. В. Шеклеин. — М.: «Мир», 1986. — 280 с. — 50 000 экз.
М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.,: «Машиностроение», 1984. — 142 с. — 100 000 экз.
Том Энг. Цифровая фотография. Справочник / Д. Пуденко. — М.: «Астрель», 2003. — 408 с. — ISBN 5-271-06805-6.
Источники
- ↑ , с. 337.
- . Studio/Field Lenses. Canon. Дата обращения 18 апреля 2015.
- ↑ , с. 80.
- , с. 45.
- , с. 216.
- , с. 349.
- Clile C. Allen. (англ.). Патент US696788. US Patent Office (1 April 1902). Дата обращения 19 апреля 2015.
- (англ.). History. Cooke. Дата обращения 19 апреля 2015.
- Hugh Ivan Gramatzki. (англ.). Patent 449,434 specification (26 June 1936). Дата обращения 19 апреля 2015.
- ↑ , с. 52.
- , с. 81.
- Георгий Абрамов. . История развития дальномерных камер. Photohistory. Дата обращения 10 мая 2015.
- ↑ , с. 375.
- , с. 38.
- , с. 18.
- ↑ , с. 84.
- , с. 84.
- , с. 374.
- , с. 478.
- , с. 6.
- . Minilab Service. Дата обращения 24 ноября 2016.
- ↑ , с. 350.
- , с. 43.
- , с. 48.
- , с. 110.
- ↑ , с. 43.
- (англ.). UA22x8BERD. Fujifilm. Дата обращения 19 апреля 2015.
- , с. 5.
- , с. 351.
- , с. 112.
- , с. 168.
- , с. 97.
- (англ.). M-Lenses. Leica Camera. Дата обращения 19 апреля 2015.
- ↑ , с. 114.
- (англ.) (недоступная ссылка). Canon. Дата обращения 18 апреля 2015.
- (англ.) (недоступная ссылка). Panavision. Дата обращения 19 апреля 2015.
- ↑ , с. 46.
- , с. 83.
- , с. 14.
- Борис Бакст. . Статьи о фототехнике. Фотомастерские РСУ (19 августа 2011). Дата обращения 10 января 2014.
- . Термины. SmartPhone. Дата обращения 20 апреля 2015.
- (недоступная ссылка). Подробности. Digi Portfolio. Дата обращения 20 апреля 2015.
- , с. 20.
- . Статьи. Photostart. Дата обращения 20 апреля 2015.
Использование объективов на разных системах
Часто возникает ситуация, когда объектив, рассчитанный для кадра 24 × 36 мм, устанавливается на цифровой фотоаппарат с матрицей уменьшенного размера. Кроп-фактор в таком случае составляет 1,5 для матриц формата APS-C фотоаппаратов «Никон», «Сони», «Пентакс» и ряда других марок, 1,6 — для матриц APS-C фотоаппаратов «Кэнон» и 2,0 — для матриц формата 4:3. В результате объектив с фокусным расстоянием 50 мм, будучи установлен, к примеру, на фотоаппарат «Олимпус» с матрицей формата 4:3, по углу обзора и дифракционным эффектам будет эквивалентен объективу с фокусным расстоянием 100 мм на кадре размером 24 × 36 мм.
Нормальных и более «дальних» фикс-объективов под уменьшенные матрицы Nikon и Canon не делали вообще: если, например, нужен портретный объектив, фотограф покупает нормальный (50 мм) для «старших собратьев», и на меньшей матрице он будет как раз портретным. Специально под уменьшенные матрицы делали только зум-объективы, широкоугольные и специальные (например, макро-).
Во второй половине 1990-х и в начале 2000-х годов компаниями «Кэнон» и «Никон» выпускались плёночные зеркальные фотоаппараты системы APS, на которые устанавливались традиционные объективы для кадра 24 × 36 мм. Их эквивалентное фокусное расстояние в таком случае превышало номинальное в 1,44 раза. Так, объектив Canon EF 22-55mm f/4-5.6 USM на фотоаппаратах Canon EOS IX и Canon EOS IX Lite обладает эквивалентным диапазоном фокусных расстояний, равным 32—80 мм.
Термин также используется для описания углов обзоров среднеформатных систем «фотоаппарат + объектив». Например, объектив фотоаппарата «Москва-5» с фокусным расстоянием 105 мм при съёмке на кадр 6 × 9 см обладает эквивалентным фокусным расстоянием 42 мм, то есть является нормальным объективом.
Основная терминология
Обратимся к технической стороне вопроса. По моему глубокому убеждению, чтобы делать достойные фотографии, нужно хорошо разбираться в средствах, с помощью которых вы снимаете, то есть в фотоаппарате.
Расстояние оптического центра до плоскости этого светочувствительного слоя, где уже проецируется картинка, и является фокусным расстоянием.
На оправе объектива может быть выделена соответствующая шкала, если предполагается возможность варьировать F, в других же случаях имеется только одно, неизменное, значение, например, 14, 50, 85 и т.д. Единицы измерения – миллиметры.
Поэтому неудивительно, что фотографы задумываются о том: а можно ли как-то изменить имеющейся параметр, при этом не тратя деньги на новый объектив? Ответ – да. С помощью специальной насадки, располагаемой между корпусом аппарата и оптикой, можно как увеличить F, то есть сделать длинный фокус (телескопические приставки), так и уменьшить, превратив в широкоугольный.
Здесь стоит ввести понятие — фокусное расстояние линзы. Это длина, соединяющее центр линзы и ее фокус. Если эта дистанция больше нуля, то линза считается собирающей, а меньше — рассеивающей.
По этому принципу создаются насадки для фотоаппаратов. Обычно в них несколько линз: чтобы увеличить фокусное расстояние, фронтальная линза должна быть положительной (собирающей) и задняя отрицательной (рассеивающей); для уменьшения F и, соответственно, расширения угла расположение стекол должно быть противоположным.
Для чего нужен длиннофокусный объектив
Объективы имеющие фокусное расстояние от 85 мм могут оказаться очень эффективными для портретной фотосессии, для фотосъемки домашних животных и пейзажей
Объектив с большим фокусным расстоянием позволяет сделать задний план менее резким, что позволит зрителю сосредоточить внимание на переднем плане фотографии. Чтобы получить размытый задний план на длинных фокусных расстояниях нет необходимости иметь светосильную оптику
Этот эффект будет получен даже на прикрытой диафрагме.
Портретная фотосессия
Помимо красиво размытого заднего плана, у фотографа будет другое восприятие модели и будет иная форма общения с ней. Фотографу нет необходимости снимать на близкой дистанции, это позволит модели чувствовать себя боле свободно и непринуждённо. Фотосессия на улице получиться очень интересной. На большом фокусном расстоянии очень интересно получаются портреты крупного плана. Находясь на определённом удалении от модели, фотограф соблюдает дистанцию личного пространства. Объективы с большим фокусным расстоянием в отличие от стандартной оптики, более интересно способны передать перспективу пространства, что их делает незаменимыми на портретной фотосессии.
Фотографирование пейзажа
Если взгляд фотографа выделил интересный кадр находящийся на большом удалении, а приблизиться к сюжету нет возможности, в такой ситуации нужно применять телеобъектив. Он позволит сделать снимок более крупным планом. Снимая пейзаж необходимо проверить диафрагменное число, для фотосъемки пейзажа, его значение должно быть не менее F11. Прикрытая диафрагма объектива позволит получить большую глубину резко изображённого пространства. Ещё одно неоспоримое преимущество длиннофокусной оптики – за счёт увеличения можно убрать посторонние предметы и лишнее пространство в кадре.
Фотосъемка архитектуры
Если перед фотографом стоит задача снять не широкоугольную панораму здания, а отдельные фрагменты, которые широкоугольный объектив передать не сможет, в этой ситуации без объектива с длинным фокусом не обойтись. Снимая архитектуру на большое фокусное расстояние, следует помнить про «шевелёнку». Чтобы избежать риска получения смазанных фотографий, нужно использовать монопод или штатив. Использование точки опоры позволит фотографу прикрыть диафрагму до более высоких значений и получить чёткие фотографии с высокой детализацией.
Фотосъёмка животных
Всю прелесть объектива с длинным фокусом можно по достоинству оценить при фотосъёмке диких животных. Порой это может спасти жизнь фотографу. Попробуйте сфотографировать льва или медведя у реки с близкой дистанции! Объектив с фокусным расстоянием в 400-600мм позволит фотографу наблюдать за объектом, находясь на безопасной дистанции.
Трудно переоценить длиннофокусную оптику и при съёмке в горах. Огромные пространства, которые порой невозможно преодолеть, чтобы сфотографировать орла с птенцами. Главное преимущество объективов с большим фокусным расстоянием при фотосъёмке диких животных; они позволяют фотографу оставаться незамеченным.
Фотосъёмка спорта
Неважно, какой вид спорта предстоит снимать фотографу, без длиннофокусного зум-объектива с поставленной задачей фотографу не справиться. Фотографии не отражающие элемента спортивной борьбы за первенство, будут скучными и не интересными
Если у репортёра есть оптика с нужным длинным фокусным расстоянием по этому случаю, редакция получит интересные и зрелищные фотографии спортсменов. Согласитесь, ведь фотограф физически не имеет возможности находиться в гуще спортивного состязания.
Бесплатные уроки фотографии для начинающих фотолюбителей от Ушакова Михаила.
2. Теория идеальных оптических систем параксиальная или гауссова оптика
5.2.1. Основные положения
В параксиальной области (бесконечно близко к ), любая реальная система ведет себя как идеальная:
Каждой точке пространства предметов можно поставить
в соответствие в пространстве изображений.
Каждая прямая линия имеет в пространстве изображений.
Каждая плоскость пространства предметов имеет
сопряженную ей плоскость в пространстве изображений.
Из этих положений следует, что:
имеет сопряженную ей меридиональную плоскость в пространстве
изображений.
Плоскость в пространстве предметов, перпендикулярная
оптической оси, имеет сопряженную ей плоскость, перпендикулярную оптической
оси в пространстве изображений.
5.2.2. Линейное, угловое, продольное
увеличение
Линейное (поперечное) увеличение
Линейное
увеличение оптической системы – это отношение линейного размера изображения
в направлении, перпендикулярном оптической оси, к соответствующему размеру
предмета в направлении перпендикулярном оптической оси:
|
Для линейное увеличение для любой величины предмета
и изображения в одних и тех же плоскостях одно и то же.
Угловое увеличение
Угловое увеличение оптической системы – это
отношение тангенса угла между лучом и оптической осью в пространстве изображений
к тангенсу угла между сопряженным с ним лучом в пространстве предметов и
осью:
|
В параксиальной области углы малы, и следовательно, угловое
увеличение – это отношение любых из следующих угловых величин:
Продольное увеличение
Продольное увеличение оптической
системы – это отношение бесконечно малого отрезка, взятого вдоль оптической
оси в пространстве изображений, к сопряженному с ним отрезку в пространстве
предметов:
|
5.2.3. Кардинальные точки и отрезки
Главными плоскостями системы
называется пара сопряженных плоскостей, в которых линейное увеличение
равно единице ().
Главные точки Задний фокус – Расстояние от задней главной Расстояние от последней |
Передняя (задняя) фокальная
плоскость — плоскость, перпендикулярная
оптической оси и проходящая через передний (задний) фокус.
Передний фокус
– это точка на оптической оси в пространстве предметов, сопряженная с
бесконечно удаленной точкой, расположенной на оптической оси в пространстве
изображений
Если лучи выходят из переднего фокуса, то они идут в
пространстве изображений параллельно.
Переднее фокусное расстояние
– это
расстояние от передней главной точки до переднего фокуса.
Передний фокальный отрезок
– это
расстояние от первой поверхности до переднего фокуса.
Если ,
то система называется собирающей или положительной. Если
, то система
рассеивающая или отрицательная.
Переднее и заднее фокусные расстояния
связаны между собой соотношением или
, где
– приведенное
или эквивалентное фокусное расстояние.
В том случае, если оптическая система находится в однородной
среде (например, в воздухе) ,
следовательно, переднее и заднее фокусные расстояния равны по абсолютной
величине .
|
5.2.4. Построение изображений
Построение изображения:
Для того чтобы найти изображение точки , необходимо построить хотя бы два вспомогательных луча, на пересечении которых и будет находиться точка . Вспомогательный луч можно провести через точку параллельно оптической оси, тогда в пространстве изображений луч пройдет через задний фокус оптической системы. Вспомогательный луч можно провести через точку и передний фокус оптической системы, тогда в пространстве изображений луч пойдет параллельно оптической оси. На пересечении лучей и будет находиться изображение точки . |
Построение хода луча :
1 способ. Можно построить вспомогательный 2 способ. Можно построить вспомогательный |
Ультразум и цифровой зум
Основная статья: Псевдозеркальный фотоаппарат
Псевдозеркальный фотоаппарат «Canon PowerShot SX50 IS» с 50-кратным ультразумом
«Ультразум» или «Суперзум» (лат. ultra — сверх, чрезмерно, англ. zoom — увеличение изображения) — трансфокатор с большой кратностью (>9×). Такие объективы стали основой для целого класса цифровой фотоаппаратуры без оптического видоискателя.
Это объясняется стремлением производителей упростить пользование такими камерами: замена объектива может оказаться слишком сложной процедурой для неподготовленного пользователя, и оттолкнуть потенциальных покупателей. Кроме того, сменная оптика требует отдельной сумки для хранения всего комплекта аппаратуры, неудобного для туристов и фотолюбителей.
Небольшие размеры матрицы псевдозеркальных фотоаппаратов позволяют конструировать вариообъективы большой кратности очень компактными при хорошей светосиле. Так для фотоаппаратов «Canon PowerShot SX50 IS», «Fujifilm FinePix SL1000» и «Sony Cyber-shot DSC-HX300» кратность зума составляет 50× при минимальной светосиле f/6,5 на длинном фокусе. При этом за счёт телескопической оправы размеры объектива в нерабочем положении не превышают габаритов корпуса, выдвигаясь только при максимальных фокусных расстояниях.
Для компактных фотоаппаратов и простейших видеокамер более характерны недорогие зумы малой кратности, не превышающей 10—12×. При этом производители искусственно увеличивают кратность такого зума цифровым кадрированием данных, получаемых с матрицы. При достижении максимального фокусного расстояния объектива масштабирование продолжается цифровой выкадровкой, «удлиняя» диапазон. Технология, получившая название «цифровой зум», имеет исключительно маркетинговое значение, поскольку в отличие от оптического зума, цифровой значительно снижает качество снимка: при этом используется лишь небольшая центральная часть поля изображения объектива и матрицы. Это эквивалентно кадрированию в графическом или видеоредакторе, обрезающему края изображения. Несмотря на это, для пользователей, не желающих заниматься самостоятельной обработкой снимков, цифровой зум может быть полезной функцией, позволяя получать нужную крупность плана, не приближаясь к объекту съёмки и без дополнительных манипуляций.
Производство объективов
Производство объективов — высокотехнологичная область, оно требует значительных исследований, сложной аппаратуры для обработки стекла, комплекса научно-технических исследований в области расчёта формы линз, нанесения просветляющих покрытий и др.
Распространённые марки объективов
Многие объективы имеют собственные имена, присвоенные им фирмой-разработчиком.
- Волна
- Гелиос
- Зенитар
- ЗМ
- Зоннар
- Индустар
- Калейнар
- Мир
- МТО
- Ноктилюкс
- Ортагоз
- Роденштокк (Rodenstock GmbH — немецкий производитель высококачественной оптики, в том числе для крупноформатных камер и проекционной оптики для фотоувеличителей)
- Пеленг
- Рубинар
- Руссар
- Таир
- Тессар
- Эльмарит
- Эра
- Юпитер
Производители объективов
- Angenieux
- Canon
- Carl Zeiss (один из старейших легендарных производителей высококачественной оптики)
- Fujinon
- Leica (легендарный производитель оптики)
- Minolta (производитель оптики с байонетом Minolta AF/Minolta MD/MC/SR и др. Фотоподразделение впоследствии поглощено первоначально Konica Minolta, а затем Sony).
- Nikkor (торговая марка Nikon Corporation)
- Pentax
- Samyang
- Sigma (производитель сменной оптики под различные системы)
- Sony (производитель сменной оптики с байонетами α-mount и E-mount. Байонет α-mount является полностью совместимым с байонетом Minolta AF)
- Schneider Kreuznach
- Takumar
- Tamron (производитель сменной оптики под различные системы)
- Tokina (производитель сменной оптики под различные системы)
- Voigtländer
- Zuiko Digital (торговая марка Olympus)
- ЛЗОС — ОАО «Лыткаринский завод оптического стекла»
- ЛОМО (объективы микроскопов и телескопов)
- Юпитер (Валдай)
Современные объективы
Вариообъектив камеры для видеожурналистики
В настоящее время кратность вариообъективов для телевидения может достигать 100× за счёт небольших размеров светочувствительной матрицы и использования двухступенчатой схемы с двумя согласованно работающими вариаторами. Самый мощный из известных вариообъективов «Panavision HD Superzoom» может изменять своё фокусное расстояние в 300 раз. Такие объективы нашли широкое применение в телекамерах для внестудийного вещания, которые устанавливаются на штатив, предотвращающий тряску на крупных планах. Широкий диапазон фокусных расстояний необходим при телетрансляциях с больших стадионов и концертных площадок, обеспечивая съёмку удалённых объектов при дефиците времени на перемещение камеры. В телестудиях пользуются менее мощными объективами с кратностью от 15 до 25, и более высокой светосилой. Сравнительно небольшая кратность 13—18× при постоянной высокой светосиле характерна для вариообъективов компактных камер видеожурналистики.
Светосила объективов повышенной кратности телекамер внестудийного вещания остаётся постоянной в определённом диапазоне фокусных расстояний, а затем начинает снижаться по мере увеличения масштаба изображения. В камерах телевидения это компенсируется за счёт автоматического управления экспозицией изменением времени считывания заряда (выдержки), а в киносъёмочной аппаратуре считается недопустимым.
Поэтому, для киносъёмочных объективов максимальной кратностью считается 10× при постоянной светосиле. Это обусловлено не только неизбежным ростом габаритов объектива из-за более крупных размеров кадра, но и повышенными требованиями к разрешающей способности, значительно превышающими стандарты телевидения высокой и особенно стандартной чёткости. Несмотря на отличные оптические характеристики современных киносъёмочных трансфокаторов, операторы-постановщики в большинстве случаев предпочитают им дискретные объективы из-за более качественного рисунка.
Фотозум «Canon EF 28—300/3,5—5,6L USM»
Для большинства фотообъективов профессионального класса, рассчитанных на малоформатный кадр, кратность редко превышает значение 3—4×. В отличие от телевизионной оптики, перекрывающей весь возможный диапазон, фотозумы, как правило, выполняются как альтернатива сменным широкоугольным, нормальным и длиннофокусным объективам с возможностью более точного кадрирования. Такое положение вещей характерно для профессиональной фотографии, поскольку не избавляет фотографа от необходимости иметь комплект сменной оптики для перекрытия всего необходимого диапазона фокусных расстояний. В то же время такие зумы сегодня по качеству рисунка сопоставимы с обычными объективами, и обладают постоянной светосилой во всём диапазоне. Тем не менее, даже профессиональные фотозумы уступают по светосиле лучшим объективам с постоянным фокусным расстоянием.
Большая кратность характерна для любительской фотооптики, позволяющей обходиться единственным объективом, когда потеря светосилы и снижение разрешающей способности допустимы. Прямая зависимость размеров объектива от его кратности и формата кадра заставляет ограничивать светосилу, которая уменьшается одновременно с ростом фокусного расстояния, не требуя запаса диаметра входного зрачка. Одним из немногих примеров профессионального фотозума большой кратности может служить «Canon EF 28—300/3,5—5,6L IS USM». Подобные зумы получили некоторое распространение в новостной фотожурналистике, как компромисс в условиях дефицита времени на замену объектива при репортажной съёмке.
Значительно реже зумы встречаются в среднеформатной фотографии, подразумевающей постановочную съёмку. Дело осложняется тем, что в современной среднеформатной аппаратуре большинство объективов снабжаются дополнительным центральным затвором, который может быть использован при отключённом или вовсе отсутствующем фокальном. Поэтому, большинство линеек среднеформатной оптики кроме обычных объективов насчитывают всего 1—2 зума, предназначенных для репортажной съёмки, не характерной для этого класса аппаратуры. В крупноформатных фотоаппаратах, как предназначенных для студийной работы, так и в пресс-камерах, использование зумов нецелесообразно. Вариообъектив даже невысокой кратности оказался бы слишком громоздким для сравнительно небольшого формата 9×12 см.