7 правил позирования при портретной съёмке

Готовимся к фотосессии

Что такое подготовка к фотосъемке? Для каждого фотохудожника это имеет свое значение. Кто-то тратит на это недели, кто-то готовится за ночь, а кто-то вообще любит спонтанность и экспромт (с последним стоит быть аккуратнее, особенно на начальном этапе работы). Какой бы стиль работы не предпочитал фотограф, есть ряд аспектов, которые необходимо выделить, подготовить и обсудить с моделью до съемки.

Тема и концепция – это основа, которую обязательно нужно продумать заранее. Возможно, уже есть задумка, которую нужно обсудить с моделью, а может у самой модели есть креативные идеи и видение съемки. Если же и фотограф, и модель переживают творческий кризис, всегда можно найти источники вдохновения: кадры знаменитых и просто любимых фотографов, картины художников, фильмы. «Насмотренность» — основной инструмент для поиска идеи и вдохновения. Нужно смотреть не только впечатляющие и хорошие работы, но и плохие, чтобы понимать, как делать не надо.
Выбор образа и локации – следующий аспект в подготовке к съемке, которые нельзя оставить без внимания. Исследовать локацию лучше заранее, так как им свойственно меняться. Особенно это актуально для съемок в городе. Но и на природе могут случаться происшествия – пожары, вырубка и другие. Помимо этого, стоит учитывать и погодные условия, а также время заката и рассвета. Зачастую фотосессия для девушек в студии в Москве может оказаться идеальным вариантом

В фотостудии на Ходынке вы можете не обращать внимание на погоду и время суток, выбрав любой необходимый вам свет и добавив немного макияжа.
Выбор техники. В этом вопросе каждый фотограф исходит из того, что есть

Хороший результат при портретной съемки дают объективы с фиксированным фокусным расстоянием 35мм и 50мм, используемые в купе с полнокадровой фотокамерой.

Снимаем портрет

Во время съемочного процесса необходимо обращать внимания на то, что находится в кадре и на фоне модели. Следуют избегать большого количества ярких цветов, людей и мусора в кадре. Конечно, все это можно исправить во время постобработки. Но зачем усложнять себе задачу и тратить время?

Пожалуй, самая важная часть работы – взаимодействие с моделью. Знакомство с моделью должно произойти еще на этапе подготовки к фотосессии. Она должна воспринимать съемку как прогулку и приятную беседу с фотографом. Нужно общаться с моделью во время съемки, чтобы она чувствовала себя в кадре комфортно. Не стоит подбирать образ, который полностью противоречит мироощущению модели.

Постобработка потретного снимка

Постобработка делится на два этапа:

  1. Первичная обработка в Lightroom или Camera RAW. На этом этапе происходит выравнивание цвета и света, баланса белого, работа с шумами, так же можно увеличить контраст при помощи тоновых кривых, выделить нужные и приглушить нежелательные цвета.
  2. Обработка в Photoshop. Портретная фотография, конечно, нуждается в ретуши кожи. Это можно сделать методом частотного разложения. Так же в Photoshop лучше увеличивать резкость. На последнем этапе фотографии сохраняются для печати, а так же подготавливаются сжатые карточки для публикации в Интернете.

Съемка группового портрета

Снимать нескольких человек в кадре сложнее, чем делать портрет одного. Тут гораздо больше деталей, требующих внимания, чем при съемке одного человека. Во-первых, ваша первостепенная задача – внимательно следить за тем, чтобы люди не перекрывали друг друга, каждый участник съемки должен органично вписываться в кадр. При съемке группового портрета также целесообразно применять стандартную оптику. Но в случае если участников съемки очень много, а свободного пространства мало, можно задействовать широкоугольник. Однако учтите, что широкоугольный объектив может немного исказить фигуры людей, располагающихся близко к фотоаппарату.

Оптимальное решение для съемки групп людей – режим серийной (непрерывной) съемки. Сделайте побольше кадров с использованием режима серийной съемки, чтобы избежать моргания и непредвиденных случайностей. Благодаря этому перед вами откроются более широкие возможности при постобработке – можно будет совместить отдельные кадры, например, скопировав удачное выражение лица для моргнувшего или отвернувшегося человека. Конечно, серийную съемку стоит производить с камеры, установленной на надежном, устойчивом штативе.

Что касается освещения, то в групповых портретах действуют те же правила, что и при создании одиночного портрета

Но следует обратить свое внимание на то, чтобы никто из участников съемки не отбрасывал тень на других. Еще один технический нюанс – не злоупотребляйте малой глубиной резкости, поскольку зачастую вследствие этого кто-то из участвующих в съемке людей оказывается на фото размытым, не четким

Безусловно, важной частью съемки здесь является композиция и расположение людей в кадре. Как правильно расставить моделей, чтобы лица всех людей в кадре оставались хорошо видны? Наибольшие трудности обычно возникают, когда в кадре присутствуют люди с заметной разницей в росте

В данном случае действуют классические варианты. Самых высоких необходимо расположить на заднем плане стоя, взрослых людей среднего и низкого роста – в центре и по краям, детей – впереди. Либо можно усадить самых высоких на стулья или скамью, и к ним на руки посадить детей. За их спинами – люди среднего роста. Если вы снимаете людей примерно одинакового роста, то не стоит расставлять их в одну линейку. Лучше опять-таки кого-то усадить, кого-то – разместить за спинами стоя. Если съемка осуществляется на улице, то чтобы расположить моделей на разных уровнях, можно использовать какие-либо естественные или искусственные возвышения, например, ступеньки.

При съемке групп людей композиционное решение можно строить таким образом, чтобы расположение моделей в группе, либо сочетание их лиц сформировало определенную геометрическую фигуру, например, треугольник. Ведь когда люди в кадре просто располагаются по горизонтали, кадр выглядит скучным. Другой интересный вариант – расположение лиц в кадре по диагоналям.

Не забывайте использовать различные ракурсы съемки и делать разноплановые фотографии. Например, при съемке большой группы выигрышно может смотреться верхний ракурс

Как и в одиночных портретах, особое внимание уделите рукам. Они не должны просто болтаться в бездействии вдоль корпуса

Руки должны подчеркивать определенную позу, быть чем-то заняты, либо руки могут воедино связывать людей и, соответственно, всю композицию.

В работе нужно использовать естественное освещение

Многие профессионалы в области фотографии не мыслят съемки без искусственных источников света даже на натуре. Это говорит нам о том, что свет в фотографии смело можно назвать одним из самых важных факторов.

Если вы задумали снять портрет, для этого мы рекомендуем выбирать наиболее светлые места. Но не забывайте так же и о том, что свет в портрете должен быть мягким и рассеянным. И ещё один достаточно важный момент:  всегда нужно  учитывать то, что очень даже  нежелательно снимать портрет на улице в полдень. Полуденное солнце, стоящее высоко над горизонтом, особенно в городе, где мало зелени и затененных участков, создает чересчур  контрастное освещение. Такое освещение своим грубым свето-теневым рисунком сможет легко испортить лицо даже самой красивой девушки. Вот поэтому, если уж вам пришлось снимать портрет на натуре именно в полдень, лучше сделать это где-нибудь в затененном месте, например, под пышными деревьями, в тени какого-нибудь дома, в маленьком тесном и тенистом дворике… В таких местах освещение в этот момент будет намного мягче и приятнее, чем на открытых площадях.

Ну, а если время позволяет вам работать с моделью на натуре  утром или вечером – этой возможностью обязательно нужно воспользоваться. В эти периоды суток освещение становится очень мягким и красивым, свето-теневой рисунок на лице портретируемого будет очень привлекательным. Не зря часы рассвета и заката в фотографии называются «золотыми часами».

В случае,  если вы снимаете портрет в закрытом помещении, в комнате, например, то модель нужно располагать таким образом, чтобы она находилась как можно ближе к источнику естественного света, то есть к окну. В этом случае, конечно же, можно использовать и подсветку портретируемого другими, искусственными источниками света. Но тут всё упирается в ваш бюджет, то есть, проще говоря, в наличие осветительного оборудования.

Снимаем фотопортрет в домашних условиях

Фон. Для будущего фона подойдет любая плотная однотонная ткань. Можно воспользоваться скатертью. Выстирайте и хорошенько отутюжьте, складок не должно быть видно. Выбрав наиболее освещенную стену, например, напротив окна, прикрепите фон кнопками или булавками. Лучше, если он будет не совершенно белый, камера постарается приглушить его и лицо окажется затененным.

Свет. Портреты гораздо лучше получаются при мягком утреннем свете или ближе к вечеру. Равномерное освещение помогает получить мягкий портрет. В полдень, когда солнце ослепляет, тени получаются глубокими, резкими – самое неудачное время для фотографии.

Отражатель. Кресло или стул немного поверните к окну. Прямые лучи солнца не должны попадать на модель. На затененной стороне поставьте отражатель. Его делают из листа белого ватмана, наклеенного на плотный картон. Желательно иметь три источника света. При правильном расположении света, лицо будет отлично освещено.

Штатив.  И еще, фотографировать желательно со штатива. Так снимки получатся более четкими.

Резкость. рекомендуется наводить резкость по глазам. При повернутой голове по ближнему к фотографу глазу. Требуется совместить центр кадра с глазами модели, навести резкость, проверить, попали ли в кадр необходимые детали композиции.

Настройки. Если камера с ручным выбором, открывается огромный простор для экспериментов. При открытии диафрагмы максимально, установите значение F2 или F2.8 – фон размоется, в фокусе окажется только модель. Выдержку поставьте минимальную, увеличится шанс поймать непринужденное выражение лица.

Взгляд. удивительным образом способно изменить восприятие снимка. Попробуйте взгляд, направленный за границу кадра. Сразу возникает заинтересованность к фото. Другой вариант – модель смотрит на что-то в пределах кадра. Появляется вторичный смысловой центр, между ними возникает контакт. Глубина восприятия таких кадров потрясающая! Глаза в глаза – вариант, когда человек с фотографии смотрит практически в душу, при этом модель устремляет свой взгляд в объектив камеры.

Силуэтный портрет в полумраке

На закате, когда солнышко только начинает прятаться за горизонт, возникает отличная возможность заняться силуэтными снимками. Используйте окно, как постамент в любое время дня и ночи.

Для получения красивого силуэта необходимо отключить вспышку, для камеры выбрать ручной режим, настроить диафрагму и выдержку так, чтобы модель оказалась лишь силуэтом. Пробуем делать удачные кадры. В комнате стемнело – не беда. Убрав верхнее освещение, зажгите свечи и небольшие светильники.

Откройте максимально диафрагму, задайте выдержку поменьше, отключите вспышку. Съемки в полумраке всегда интересны загадочностью, от них исходит что-то мистическое, захватывающее.

Баланс белого

Обязательно настраивать . Для этого потребуется лист белой офисной бумаги. В современных камерах присутствует функция “баланс белого”. Прочитав инструкцию или найдя самостоятельно, снимаем бумагу. Камера запоминает эталон белого цвета, и все снимки продолжает делать с учетом увиденного.

Кстати, баланс белого следует настраивать каждый раз, если условия съемки или декорации изменились. Это позволяет избежать желтизны, голубизны, неправильности цветовой гаммы фотографий. Не следует забывать о светочувствительности фотоаппарата. При сильно низкой чувствительности снимки получатся очень темными, при очень высокой – появится зернистость. Следует придерживаться правила золотой середины.

Фантазия и творчество

Проявляя фантазию, следует добиваться не только правильных, красивых снимков, но и . Не стоит забывать о действительности. Человек должен получаться на снимках достаточно реалистично. Всегда необходимо делать множество кадров, лучше потом выбрать несколько из сотни, чем не выбрать ничего из десятка. Все любят, когда модель улыбается, но для получения настоящей, живой фотографии бывает лучший вариант без неестественной улыбки. Выбирая необычные ракурсы добивается эффект необычности.

Метод проб и ошибок – путь к созданию портрета, который заставит остановить взгляд зрителя. Все готово? Снимаем!

Видео, Секреты фотографии

Освещение для съемки одного человека или группы людей

Ключевым моментом при съемке человека или групп людей, конечно, является освещение ваша задача заключается в том, чтобы добиться такого освещения, при котором исчезли бы тени на лице портретируемого, либо же они легли ровно на те части тела или фигуры, которые необходимо скрыть. Таким образом, грамотное управление светом позволяет что-то скрыть, а что-то подчеркнуть. Лучшим светом для портретной съемки считается естественное освещение.

Если вы фотографируете в помещении, это может быть мягкий, рассеянный свет из открытого окна. При съемке на улице под дневным солнцем можно воспользоваться белыми или серебряными отражателями, чтобы убрать тени и сделать освещение более ровным. В облачную или пасмурную погоду освещение мягкое, ровное и никаких проблем не будет. Единственная проблема при съемке с использованием естественного освещения – то, что вы не можете поставить свет по своему усмотрению, приходится полагаться только на свет Солнца. Но располагая модель под тем или иным углом относительно этого источника света и пользуясь отражателями, можно получить прекрасные результаты.

При съемке в закрытом помещении или в студии рекомендуем все же отказаться от применения вспышки. Своим жестким, направленным светом она может «убить» любое портретное фотоизображения, создавая грубые тени и делая лицо человека плоским, маловыразительным. Вместо этого стоит воспользоваться лампами накаливания или осветителями различных конструкций. С их помощью можно создать рисующий, заполняющий, контровой, фоновый или моделирующий свет.

Световых схем для съемки портрета в помещении существует огромное множество. Например, можно разместить два источника света под некоторым углом к портретируемому, в результате чего фотоизображение получится более объемным. Более сложный вариант – один источник света направлен на объект с высоты камеры, другой – светит под углом к портретируемому с высоты примерно 2,5 метра. Кроме того, голова человека дополнительно подсвечивается заднебоковым пучком света. А задний фон освещается еще одним осветителем. Такая схема освещения позволяет создать портрет с интересным светотеневым рисунком.

История появления семейного фотопортрета

Давайте перенесемся на несколько веков назад, во времена, когда появились первые фотоаппараты. Это изобретение совершило настоящую революцию в обществе. Любое изображение создавалось гораздо быстрее и менее трудозатратно, чем картина. Стало возможным запечатлеть не только пейзажи, но и любимых людей. Сначала фотокамеры могли себе позволить лишь единицы людей, но довольно быстро фотостудии стали появляться в различных городах.

В течение короткого периода времени стало популярным посещать фотосалоны и делать семейные портреты. Фотографии, большие и маленькие, заняли свое место в красивых рамках на комодах, письменных столах и на стенах гостиных и спален. В то же время начали появляться семейные фотоальбомы.

Семейный портрет стал доступным не только богатым и знатным, но и вполне обычным людям благодаря фотографии.

Не забывайте про укрытие

Когда вы фотографируете на открытом воздухе, на натуре, всегда существует вероятность того, что может испортиться погода. Например, неожиданно вдруг может хлынуть дождь… Вот поэтому при съемке на улице фотографу приходится всегда надеяться на его величество случай – а вдруг всё будет нормально, и ничего не помешает проведению фотосессии на пленере. Но, тем не менее, всегда лучше будет подстраховаться. Особенно если вы для создания портрета выезжаете куда-нибудь далеко за город, где нет ни кафе, ни магазинов, которые могли бы на какое-то время укрыть вас от ливня или других капризов природы.  

На случай непогоды предусмотрите себе варианты отступления. В городе это могут быть, как мы только что сказали, кафе и магазины, а так же мосты, точнее, пространство под ними, подземные переходы, метро… За городом – автомобиль… А если недалеко деревня – можно к кому-нибудь и в гости попроситься. Или даже забрести… на коровник (заодно и доярок поснимать можно будет)!

Но, тем не менее, при съемке портрета на природе непогода в некоторых случаях  из противника   может даже превратиться в хорошего помощника фотографа. Точнее, наравне с портретируемым, дождь, например, может стать одним из персонажей портрета! Тут многое  зависит от фантазии и воображения фотографа. Ну, и, конечно же, его мастерства. Порыскайте в Интернете, посмотрите, какие хорошие портреты можно создать под проливным дождем! Попробуйте поискать какой-нибудь навес, например, остановочный павильон, и использовать ливень как фон для вашего портрета! Снимайте до тех пор, пока будет позволять освещение. Ну, и если не промокните, конечно…

Ну, а уж если погода окончательно испортилась,  и у вас нет никакой возможности продолжить съемку под открытым небом,  для продолжения работы придется  окончательно перебраться в помещение.

Фокусировка на глазах

Разумеется, главное, что должно получиться резким на фотографии – это лицо человека. Но если наводить фокус строго по центру лица, то есть на кончик носа, результаты получатся неудовлетворительные. Нос окажется резким и хорошо детализированным, а вот глаза могут уйти в небольшое размытие. Выход один – фокусироваться на глазах портретируемого. Однако нужно иметь в виду, что при съемке портрета лицо человека редко располагается строго фронтально, чаще всего вы фотографируете под каким-то углом. Соответственно, один глаз оказывается ближе к объективу фотоаппарата, нежели другой. Именно на этом, ближнем к фотографу глазе стоит наводиться на резкость. Чтобы точно сфокусироваться, можно задействовать фокусировку по одной точке (центральной). В этом режиме сфокусируйтесь на ближнем к вам глазе модели, наполовину нажав на кнопку спуска затвора, и переместите камеру для построения композиции кадра.

Направление взгляда модели может определяться фотографом. Классический вариант – когда человек смотрит прямо в объектив камеры, и благодаря этому создается некая связь между ним и зрителем. Но не менее интересным может выглядеть взгляд за кадр, когда зритель начинает задумываться о том, что же находится там вдали, куда устремлен взгляд человека. Куда бы ни был направлен взгляд модели, убедитесь, что белки глаз остаются резкими и хорошо видными на фото.

Первые портретные фотоснимки

Получением первых фотопортретов занимался также Джон Дрэпер – профессор университета в Нью-Йорке. Он выполнил фотопортрет своей сестры Дороти Кэтрин Драпер, который стал первым портретным снимком в Соединенных Штатах Америки.

Также это был первый портретный снимок женщины, у которой были открыты глаза. Фотопроцесс был сокращен мастером наполовину благодаря тому, что он покрыл лицо своей модели обильным слоем светлой пудры.

 

Сестра Джона Дрэпера Дороти 

Известный ученый Ипполит Байярд считал себя изобретателем фотопроцесса. Поэтому, когда научный мир решил иначе, Байярд был оскорблен. В 1840 году он сделал фотоавтопортрет, на нем ученый написал: «Труп, который вы видите здесь, принадлежит М. Байярду».

Дальнейшая популяризация портретных фотоснимков

Портреты в виде фотографий очень заинтересовали общественность. В мастерские фотохудожников выстраивались огромные очереди из желающих получить собственное изображение. Несмотря на то что фотопроцесс занимал немало времени и доставлял определенные неудобства, количество фотографирующихся не становилось меньше.

Стоимость такой фотосъемки составляла от 60 до 120 франков. Поэтому фотопортреты себе могли позволить люди с хорошим достатком.

Фотопортреты набирали все большую популярность. В первой половине девятнадцатого века выделялась группа фотохудожников, чьим работы выделялись благодаря высокому техническому и эстетическому мастерству.

Во Франции наиболее выдающимися профессионалами в изготовлении фотопортретов были Надар, Карж, Беллок, Либерт. В Великобритании — Кильборн, Хилл, Кэмерон. Среди отечественных мастеров выделялись: Левицкий, Деньер, Каррик, Шапиро, Карелин.

Сергей Левицкий – русский фотохудожник, некоторое время проработавший во Франции, был одним из первых фотографов, который использовал искусственный свет. После него этой идеей воспользовался французский мастер Либерт.

В 50-х годах девятнадцатого века французский мастер фотографии Диздери придумал «визитный фотопортрет». Он представлял собой фотоснимок, отвечающий размерам визитной карточки (6×8 см). Люди начали коллекционировать эти небольшие фотографии и обмениваться ими.

После того как была изобретена сухая пластина из брома и серебра в 1880 году фотопортрет стал одним из основных направлений в искусстве фотографии.

Конечно, фотопортреты мастеров, сделанные на заре появления этого жанра, были далеки от совершенства

На них можно наблюдать такие недостатки: раздробленность композиции, избыточное внимание к деталям, пестрый фон, случайную точку съемки и т.д. Однако они обладают очень важным достоинством — исторической достоверностью

Вы участвуете в этих фотоконкурсах?

Начало: 20-09-2019
Фотографии принимаются до: 22-10-2019
Голосование до: 26-10-2019

Тема: оригинальность, экстравагантность

Жанр: жанровая фотография, все жанры

Начало: 02-09-2019
Фотографии принимаются до: 01-12-2019
Голосование до: 05-12-2019

Тема: Мисс ФотоПризер: Осень 2019

Жанр: женский портрет

Интересные публикации на сайте

Определение анализа звучит так: «расчленение, дифференциация, процесс мысленного или реального разложения предмета, его свойств, взаимоотношений предметов на составные элементы». Аналитич…

Под шумом понимают дефект снимка, вносимый сенсором цифровой фотокамеры. Такой дефект представляет собой небольшие элементы изображения, выглядящие как частицы (светлые, тёмные, цветные); они заполня…

Новые фотоконкурсы на сайте

Начало: 19-09-2019
Фотографии принимаются до: 20-10-2019
Голосование до: 24-10-2019

Тема: осенняя фотосессия

Жанр: портрет

Начало: 04-09-2019 Фотографии принимаются до: 25-10-2019 Голосование до: 30-10-2019

Тема: утро

Жанр: жанровая фотография, все жанры

Каким должно быть место для съемки портрета

Снять портрет, в принципе, можно в любом понравившемся вам месте, будь то берег реки или городской парк. Однако если вы хотите получить настоящий личностный портрет, то лучше поинтересоваться у своей модели, чем она любит заниматься, ее интересы, увлечения и работа. Это может быть рыбалка, катание на лошадях, спортивные игры и многое другое. Потратьте некоторое время на то, чтобы пообщаться с портретируемым и выяснить как можно больше полезной информации. Тогда вы сможете выбрать такое место для съемки портрета, которое было бы тесно связано с вашим главным персонажем и имело бы для него какое-либо значение.

Рыбак

Выбор места, которое будет что-то означать, позволит подчеркнуть индивидуальность портретируемого. Кроме того, в привычной атмосфере человек будет чувствовать себя гораздо более раскованным и уверенным в себе, нежели в студии, куда он пришел в первый или второй раз. А настроение модели, как известно, является далеко не последним фактором при создании удачного портрета.

При выборе подходящего места для съемки портрета все же не забывайте, что задний план, конечно, важен, но он не должен смотреться в кадре слишком ярко, чтобы не отвлекать внимание на себя. Центральным объектом на фотографии всегда должен оставаться портретируемый

Если на фото внимание зрителя больше притягивают красивые задние планы и пейзаж, то это неудачный портрет. Не давайте фону затмить человека в кадре. Избегайте мест для съемки с большим количеством отвлекающих деталей и ярким, разнородным задним планом. Фон должен быть интересным, привлекательным, но не более того. Он должен лишь подчеркивать красоту и индивидуальность человека в кадре.

Также лучше избегать оживленных мест в центре города, поскольку для съемки вам придется постоянно ждать подходящего момента, когда мимо пройдут прохожие. К тому же, вряд ли ваша модель будет чувствовать себя расслабленно в таких условиях. Для создания портретных фотографий рекомендуем выбирать более спокойные, уединенные места, вдали от оживленных улиц.

Снег в качестве заднего фона

Разумеется, самый оптимальный вариант – это фотографировать в парке или вообще за пределами города, где мало людей и можно спокойно подготовиться к съемке. Вдобавок, вы получите красивый задний план. Выбираясь на природу, не забывайте о капризах природы. Желательно, чтобы рядом было место, где можно было бы укрыться, если внезапно пойдет дождь. Впрочем, в отдельных случаях непогода может стать вашим помощником. Фотографируя под навесом, можно использовать проливной дождь или снег в качестве прекрасного заднего фона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *