Nikon F4

Источники

  1. . Клуб «Nikon» (11 августа 2006). Дата обращения 22 марта 2013.
  2. , с. 42.
  3. , с. 22.
  4. Jarle Aasland.  (англ.). History. NikonWeb (February 1987). Дата обращения 4 февраля 2014.
  5. . Статьи. PHOTOESCAPE. Дата обращения 10 июня 2013.
  6. ↑ , с. 43.
  7.  (англ.). Nikon F4. Photography in Malaysia. Дата обращения 16 июля 2013.
  8.  (англ.). Modern Classic: Nikon F4. Photography in Malaysia. Дата обращения 3 апреля 2013.
  9.  (англ.). Nikon F4. Photography in Malaysia. Дата обращения 16 июля 2013.
  10.  (англ.). Legendary Nikons. . Дата обращения 4 июня 2013.
  11. ↑  (англ.). Nikon F4. Photography in Malaysia. Дата обращения 16 июля 2013.
  12. , с. 21.
  13.  (англ.). Modern Classic SLRs Series. Photography in Malaysia. Дата обращения 28 мая 2013.
  14. ↑  (англ.). History. NikonWeb. Дата обращения 8 февраля 2014.
  15. .

Модификации F4

Nikon F4 в базовой комплектации

Отказ от приставных моторных приводов вызвал изменение модульной концепции . В Nikon F4 она основана на различных вариантах сменной с разными источниками питания. Базовый модуль F4 представляет собой без объектива, батарей, видоискателя и задней крышки. Для установки электропитания предусмотрены сменные блоки, в базовой комплектации представленные держателем типа MB-20 для 4 . С этим держателем камера обеспечивает частоту серийной съёмки не более 4 кадров в секунду.

F4s

Nikon F4s с батарейной ручкой MB-21

Представлена одновременно с базовой моделью F4 и отличается от неё батарейной ручкой MB-21, в которой устанавливаются 6 батареек AA, а максимальная скорость съёмки увеличена до 5,7 кадров в секунду. Добавлена дополнительная кнопка спуска для съёмки вертикальных кадров.

F4E

Доступна с апреля 1991 года. Отличается батарейной ручкой MB-23, рассчитанной на специально разработанный MN-20 или шесть батареек типа АА. Как и в F4s, есть дополнительная спусковая кнопка, а максимальная скорость съёмки составляет 5,7 к/сек. Для съёмки в студии выпускалась рукоятка MB-22, рассчитанная на питание от сети переменного тока.

F4 Press Edition

Она же называется F4P, выпущена ограниченной серией. Существование этой версии фотоаппарата долго стояло под вопросом, пока не появились её фотографии и описания владельцев. Выполнена на базе F4s, в котором убраны выдержки 2 и 4 секунды и добавлены 1/350 и 1/750 (возможно, в разных версия F4P были разные изменения). В комплекте шел более широкий ремень с надписью «Nikon for professional» c одной стороны и «Nikon Professional Services» с другой. Камера распространялась среди членов NPS (Nikon Professional Services), заказать её можно было только через сервисные центры Nikon.

F4 ESC NASA

Nikon F4 ESC NASA с дополнительными принадлежностями

Кроме специально спроектированного в 1988 году «Nikon QV-1000C», основанного на конструкции F4, три года спустя был создан первый , превращавший стандартную плёночную камеру в . Полученное устройство называлось F4 ESC ( Electronic Still Camera), F4 NASA или F4 ESC NASA. В официальных документах NASA часто встречается под названием «Black & White experimental Electronic Still Camera». Версия фотоаппарата была изготовлена специально для применения в полете на шаттле «» 12 сентября 1993 года (миссия ). Задник был сделан на основе разрешением 1  (1024×1024) и размером 15×15 мм. Камера позволяла получать монохромное изображение с 256 уровнями серого (глубиной 8 бит). Изображение сохранялось на пристыкованный снизу , который вмещал 40 кадров. Фотографии, перед передачей на землю, просматривались через специальный приспособленный для этого . Кольцо выбора выдержек размечено только до 1/2000; два следующих положения включаются, но неизвестно, отрабатывал ли аппарат 1/4000 и 1/8000. В остальном F4 был сохранен без изменений. Комплектовался «спортивным» видоискателем DA-20, допускавшим нормальное визирование в космическом скафандре. В комплект для съёмки, кроме фотоаппарата, были включены следующие объективы: AF 20mm f/2.8, 35-70mm f/2.8 AF, 50mm f/1.2 и 180 мм f/2.8 AF.

Фотоаппарат впоследствии использовался и в других полетах:

  • 24 марта 1992, «», ()
  • 7 мая 1992, «», ()
  • 2 декабря 1992, «Дискавери» ()
  • 8 апреля 1993, «Дискавери» ()

Три фотоаппарата F4 ESC NASA были проданы на аукционе eBay:

  • сентябрь 2005 за 2046$
  • январь 2006 за 1469$
  • декабрь 2006 за 1392$

Продавались только с видоискателем DA-20, без цифровых задников и остальных принадлежностей.

Затвор

Модель F4 стала первым профессиональным «Никоном», оснащённым затвором с вертикальным движением металлических ламелей вдоль короткой стороны кадра.
Это дало возможность получить кратчайшую 1/8800 секунды и синхронизацию со вспышками до 1/250. По этим параметрам, давно ставшим типовыми для полупрофессиональных фотоаппаратов, Nikon F4 не уступал любительской модели , получившей сопоставимые характеристики уже в 1983 году и значительно превосходившей F3. Однако, такой тип затвора считался недостаточно надёжным для профессиональных камер и разработчики провели большую работу, совершенствуя его конструкцию.
Одним из ключевых решений стало добавление балансира для уменьшения нагрузок и вибраций.

Порядок работы шторок затвора с «двойным перекрытием»

Ещё одним недостатком ламельных затворов считалась возможность засветки через щели между пластинами шторок при длительном освещении сильным источником и поднятом зеркале. Это было главной причиной отсутствия функции в полупрофессиональных камерах с такими затворами. Профессиональная модель F4 не могла утратить этой возможности, поэтому затвор сконструирован так, что в спокойном состоянии кадровое окно закрыто обеими шторками: первой и второй одновременно. Вторая шторка взводится непосредственно перед спуском затвора (одновременно с подъёмом зеркала), а первая сразу же после срабатывания. Такой принцип, получивший название Double Bladed Shutter, предусматривает следующий порядок работы (см. анимацию):

  • В спокойном состоянии кадровое окно перекрыто первой и второй шторками, исключая засветку. Первая шторка взведена, а вторая спущена;
  • При нажатии на спуск одновременно с подъёмом зеркала взводится вторая шторка (1);
  • По окончании подъёма зеркала первая шторка открывает кадровое окно, начиная экспозицию (2);
  • После заданного времени выдержки (или открытия экспонирующей щели до нужной ширины) вторая шторка начинает закрывать кадровое окно (3);
  • После закрытия кадрового окна второй шторкой первая взводится одновременно с опусканием зеркала (4);

При фиксации зеркала в поднятом положении взвод второй шторки всё равно происходит непосредственно перед срабатыванием затвора, а первой — сразу же после экспозиции. Впоследствии такой порядок работы затвора использовался во всех профессиональных плёночных «Никонах», а также в сверхскоростном «» с неподвижным полупрозрачным зеркалом.

Новинкой затвора стал отказ от использования в качестве материала шторок. Вместо этого четыре из восьми ламелей обеих шторок изготовлены из , а ещё четыре — из . Те ламели, которые имеют наиболее длинную траекторию и испытывают максимальные нагрузки, изготовлены из углепластика, обладая меньшим , чем алюминиевые. Таким образом, из четырёх ламелей каждой шторки две — алюминиевые, и две — карбоновые. В результате время прохождения экспонирующей щели вдоль кадра удалось сократить до рекордных 2,9 , на 0,4 миллисекунды меньше, чем у затвора FE2. При этом нагрузки на механизмы остались в пределах, обеспечивающих надёжную работу на протяжении 150 тысяч циклов.

История создания

Новая камера должна была не только дать в руки фотографов автоматическую фокусировку, но и избавиться от всех недостатков, присущих : неудобство работы с , наличие единственного и одного . Конструкция затвора F3 с горизонтальным движением гибких шторок унаследована от и к середине 1980-х устарела, поскольку не позволяла снимать с заполняющей вспышкой при ярком солнце. Возможности экспозиционной автоматики, представленные в F3 единственным режимом , также ушли далеко вперёд и в фотоаппарате были реализованы уже в 1978 году, включая . Большинство конкурентов выпускали фотоаппараты с полностью автоматизированной установкой экспозиции, как для непрерывного освещения, так и для . Младшие модели Nikon уже обладали новейшей автоматикой, включая впервые реализованный в камере режим экспозиции . Все эти достижения встретились в одном пылевлагозащищённом корпусе F4, конструкция которого разработана в мастерской итальянского дизайнера .

Предсерийные образцы нового фотоаппарата были предоставлены для освещения . Одновременно с обычным фотоаппаратом был налажен выпуск «Nikon QV-1000C», в котором использованы основные узлы Nikon F4, но отсутствовал автофокус. Производство модели F3 продолжилось после выхода новой камеры и даже после прекращения её выпуска в 1997 году, благодаря надёжной конструкции, отлично зарекомендовавшей себя в самых сложных условиях. Несмотря на все достоинства, Nikon F4 стал неудачей производителя, уступившего мировое лидерство после выхода через год фотоаппарата с усовершенствованными автофокусом и эргономикой.

Responding to higher public estimation

Nikon for recording expeditions

In April 1961, Major Gagarin in the former Soviet Union succeeded in making one orbit of the earth in the first manned spaceflight in the spacecraft Vostok 1. Then, in May the U.S. launched a manned satellite ship and the astronaut Colonel Shepard used a 16 mm cine camera (of special design manufactured in U.S.) first in space to take photos from the ship.

Since then, cameras have been playing an increasingly important role in spaceflight. NASA (National Aeronautics and Space Administration) selected Nikon products as payload cameras for the spaceships Apollo 15 to 17 in the Apollo Program which had been launched in 1961 aiming at manned lunar landing, and in January 1971 we entered into a contract with NASA to supply our cameras.

Nikon Photomic FTN was selected as the base model for the cameras for the Apollo Program. However, the lubricating oil and other materials and equipment used were all based on the special NASA specifications, and product specifications also included special requirements. The requirements were exacting as follows: the cameras should pass the tests to demonstrate that camera operation never affect the electrical systems in the spaceship; the outside of cameras should be black matte finish to eliminate any problem due to reflection of sunlight; adequate reliability should be assured against extremely high and low temperature, humidity, and vibration and impact (approx. 7 G) during the launching; and delivery times are shorter.

We delivered 9 cameras (with 55 mm f/1.2) and relevant accessories in June 1971 that had successfully satisfied all of the NASA requirements, and the spaceship Apollo 15 with the Nikon products was launched in July.

Nikon Photomic FTN on the basis of NASA specifications

Nikon Photomic FTN was also selected as a special camera system for use in the space station «Skylab» which operated in 1972 for the objectives of proving that humans could live and work in space for extended periods and achieving rendezvous and docking with artificial satellite in addition to the above described application for the Apollo Program.

In the Skylab, the Photomic FTN cameras were primarily used to take pictures of the ozone layer over the earth and the aurora at dusk at regular intervals using the interval meter. One camera model was designed to the same specifications as for the Apollo Program, and the other one was a motor-driven camera equipped with the specifically designed long-loading magazine with the UV Nikkor 55 mm f/2 lens for ultraviolet rays to allow shooting in the UV range of 200 — 400nm (nanometer). These products were all supplied successfully by March 1972.
Also installed aboard the Skylab was Nikon Portable Microscope Model H (put on sale in December 1958) that was modified to take micrographs when coupled with a camera.

By the way, in the Antarctic expeditions involving exacting requirements, a variety of Nikon products have been adopted as formal observation equipment since the first Japanese Antarctic expedition in 1956.

The project of Antarctic expedition was interrupted once in 1962, but it was resumed in 1965, and in November a total of 27 various cameras including various spectroscopes for aurora observation, microscopes, Nikon S3, NIKONOS, Nikon F, Nikon F Photomic T, Nikomat FT and Nikomat FS and a lot of various NIKKOR interchangeable lenses to be coupled with theses cameras were dispatched as formal equipment for observation and research with the 7th Antarctic Expedition Party.

These pieces of equipment had all passed the low temperature tests as eligible equipment for polar expeditions to demonstrate that they could perform fully even in the extreme cold at 60° below zero, and they delivered their performance in the observation and research of auroras, terrestrial magnetism, ionosphere, weather, living things, geological feature, and earthquake.

Product and company names in this article are trademarks, registered trademarks, or products of their respective owners.
Colors of product photographs on the monitor may differ from the colors of the actual products.

Принадлежности

  • Сменные видоискатели четырёх видов:
    • DP-20 — стандартный видоискатель: точка фокуса вынесена на 22 мм; поле зрения — 100 %; имеет диоптрийную коррекцию;
    • DA-20 — спортивный видоискатель: точка фокуса вынесена на 80 мм;
    • DW-21 — вертикальная лупа с 6-кратным увеличением;
    • DW-20 — шахта с 5-кратной лупой.
Поддержка режимов замера экспозиции
модель матричный центровзвешенный точечный
DP-20 Да Да Да
DA-20 Нет Да Да
DW-21 Нет Нет Да
DW-20 Нет Нет Да

Вместо съёмной задней крышки возможна установка:

  • MF-22 — датирующая крышка
  • MF-23 — управляющая крышка
  • MF-24 — магазин на 250-кадров плёнки с функцией управления

NPC Photo pty Ltd изготавливала для F4 крышку NPC ProBack, позволяющую делать мгновенные снимки на кассеты .

Сменные обладают конструкцией, использовавшейся в предыдущей модели F3 и совместимы с ней. Также часть фокусировочных экранов F3 может быть использована в F4:

  • Type B — штатный.
  • Type U — рекомендован для телеобъективов с фокусным расстоянием больше 200 мм.
  • Type F — аналогичен Type B, рекомендован для зеркальных объективов.
  • Type C — для .
  • Type M — для аэрофотосъёмки, крупных планов, макрофотографии. Обеспечивал лучшее изображение при слабом освещении.
  • Type E — с нанесенными горизонтальными и вертикальными линиями, рекомендован, для архитектурной съёмки.
  • Type K — с центральным 3 мм кругом с фокусировочными клиньями и 1 мм кольцом микропризм.
  • Type J — с центральным 5 мм кругом микропризм.
  • Type P — аналогичен Type K, клинья расположены по диагонали.
  • Type C — с нанесённым перекрестием.
  • Type G — с особо ярким центральным пятном и 12 мм кругом микропризм. Рекомендован для съёмки при плохом освещении. Выпускался в 4 версиях (G1, G2, G3, G4), каждая для своего диапазона фокусных расстояний.

История создания

На основе проведенного маркетинговых исследований, в январе 1985 года были сформулированы требования, которым должен была отвечать новая камера Nikon: в камере должен присутвовать мультисегментный замер экспозиции, высокоскоростной затвор, камера должна быть автофокусной. По сравнению с F3 предпологалось: уменьшить выдержку синхронизации, увеличить пылевлагозащищенность, снабдить камеру более светлым видоискателем, уменьшить шум и вибрации при работе камеры, включить большее количество автоматики.

В итоге камера получила:

  • Затвор с выдержкой до 1/8000 с и выдержкой синхронизации 1/250 с.
  • Стабилизатор затвора для уменьшения шума и вибрации.
  • Следящий режим автофокуса.

Предсерийные образцы F4 были предоставлены журналистам, для освещения Олимпийских Игр в Сеуле.

Объективы

Зум-объективы

Объектив 35мм экв. фокусное расстояние Угол зрения Диапазон диафрагмы МДФ, м Вес Размер (DxL) Резьба под светофильтр
1 Nikkor VR 6.7-13 mm 18-35 мм 11/7 100° — 63° f/3.5-5.6 — f/16 0,25 125 г 56.5 х 46 мм 52 мм
1 Nikkor VR 10-30 mm 27-82 мм 12/9 77° — 29°40’ f/3.5-5.6 — f/16 0.2 115 г 57,5 х 42 мм 40.5 мм
1 Nikkor 11-27.5 mm 30-75 мм 8/6 72° — 32°20’ f/3.5-5.6 — f/16 0.32 83 г 57,5 х 31 мм 40.5 мм
1 Nikkor VR 10-100 mm 27-273 мм 19/12 77° — 9°10’ f/4.0-5.6 — f/16 0.35/1.0/0.65 298 г 60.5 х 70.5 мм 55 мм
1 Nikkor VR 30-110 mm 82-300 мм 18/12 29°40’ — 8°20’ f/3.8-5.6 — f/16 1.0 180 г 60 х 61 мм 40.5 мм
1 Nikkor VR 70-300 mm 191-818 мм 16/10 13° — 3° f/4.5-5.6 — f/16 1,0 м/1,6 м/1.6 550 г 73 х 108 мм 62 мм

-объективы

Объектив 35мм экв. фокусное расстояние Угол зрения Диапазон диафрагмы МДФ, м Вес Размер (DxL) Резьба под светофильтр
1 Nikkor VR 10-100 mm 27-273 мм 21/14 77° — 9°10’ f/4.5-5.6 — f/16 0.3/0.85 530 г 77 х 95 мм 72 мм
1 Nikkor VR 10-30mm 27-82 мм 9/7 77° — 29°40′ f/3.5-5.6 — f/16 0.2 85 г 58 х 28 мм

Фикс-объективы

Объектив 35мм экв. фокусное расстояние Угол зрения Диапазон диафрагмы МДФ, м Вес Размер (DxL) Резьба под светофильтр
1 Nikkor 10 mm 27 мм 6/5 77° f/2.8 — f/11 0.2 77 г 55.5 х 22 мм 40.5 мм
1 Nikkor 18.5 mm 50 мм 8/6 46°40’ f/1.8 — f/16 0.2 70 г 56 х 36 мм 40.5 мм
1 Nikkor 32 mm 87 мм 9/7 28° f/1.2 — f/16 0.45 235 г 65.5 х 47 мм 52 мм

Переходник FT1

С помощью переходника байонета Nikon FT1 возможна установка на камеры Nikon 1 объективов с . Обеспечивается автоматическая фокусировка для объективов AF-S.

Особенности конструкции

Главной особенностью камеры стал фазовый автофокус, основанный на новейшем модуле AM-200. Кроме простой наводки в покадровом режиме, фотоаппарат оснащался следящим автофокусом, позволяющим удерживать в фокусе быстродвижущиеся объекты. Привод фокусировки располагается внутри корпуса фотоаппарата, а вращение на оправу объектива передаётся при помощи вала с , добавленной в стандартный байонет F. Такая система получила неофициальное название «отвёрточного» автофокуса, потому что полумуфта с плоским выступом, расположенная на байонетном камеры, похожа на отвёртку. Кроме муфты в модифицированный байонет были добавлены электрические контакты, соединяющие новых автофокусных объективов с процессором фотоаппарата. В целом система уже была отработана на младших моделях F-401 и F-801. Конструкция с одним двигателем для всей сменной оптики позволила сохранить преемственность байонета, но оказалась неэффективной для тяжёлых объективов, требующих более мощного привода.

Ещё одной важной новинкой конструкции F4 стал встроенный и отказ от курка взвода. В отличие от предшествующих и F-401 со встроенным , в корпусе F4 расположены четыре , каждый из которых отвечает за отдельную операцию: взвод затвора, перемещение плёнки, обратная перемотка в кассету и автофокус

Такое решение впервые позволило при автоматической зарядке обойтись без холостых срабатываний затвора во время перемотки ракорда, снижая износ. При этом двигатели взвода затвора и перевода плёнки одновременно работают только на максимальной скорости съёмки. При промежуточных скоростях и в покадровом режиме эти моторы срабатывают последовательно, уменьшая шум и вибрацию. В итоге, максимальная скорость серийной съёмки 5,7 кадра в секунду почти не уступает комбинации F3 с приставным мотором MD-4, делавшей за секунду до 6 кадров. Модель F4 стала первым в мире профессиональным фотоаппаратом со встроенным мотором и без ручного взвода. При этом сохранена рулетка обратной перемотки, одновременно служащая замком сменной задней крышки.

F4 стал первым профессиональным «Никоном» с «» стандарта 518, расположенным на пентапризме. Это положило конец попыткам корпорации внедрить свой стандарт для фотоаппаратуры со сменными видоискателями. Камера стала совместима с обычными вспышками, в том числе сторонних производителей без .
Кроме ручного режима установки экспозиционных параметров и приоритета диафрагмы, уже имевшихся в модели F3, камера получила режим и двухпрограммный автомат с возможностью сдвига. Измерение экспозиции производится несколькими кремниевыми , расположенными в разных местах оптического тракта видоискателя. В результате стала возможна параллельная работа экспонометра, измеряющего непрерывное освещение и флэшметра, измеряющего свет вспышки, что было неосуществимо в F3 с единственным фотодиодом. и осуществляются двумя сенсорами с мозаичной структурой, расположенными в съёмной DP-20, а производит отдельный сенсор, расположенный под вспомогательным зеркалом в нижней части корпуса фотоаппарата. Здесь же расположен фотодиод, измеряющий по технологии свет вспышки, отражённый от плёнки. Конструкция стала комбинацией технологий измерительных пентапризм, использовавшихся в моделях F и , и встроенного в корпус замера F3. Поэтому без пентапризмы доступны только точечный замер непрерывного освещения и центровзвешенный света вспышки. Точность пятизонного матричного измерения была повышена добавлением камеры, который сообщал о вертикальной или горизонтальной композиции, внося изменения в , разработанный ещё для .

Несмотря на высокий уровень автоматизации и внедрения , в фотоаппарате использовано традиционное управление при помощи вращающихся барабанов со шкалами. Большинство фотоаппаратов с аналогичным оснащением уже управлялись кнопками с отображением текущих режимов на . Разработчики Nikon F4 оставили привычное для профессиональных фотографов управление поворотными переключателями, в том числе головкой выдержек и отдельной головкой экспокоррекции. Жидкокристаллический дисплей присутствует только в поле зрения видоискателя, отображая текущие параметры и режимы, как это было сделано уже в модели F3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *