Значение слова laquoпленэр
Содержание
Особенности работы на пленере
Пленерная живопись даёт художнику возможность понять, мир человека и мир природы объединяются бесчисленным множеством изменчивых связей. Чтобы увидеть их гармонию и передать её в живописи, необходима постоянная практика и глубокие научные знания .
Большая заслуга в развитии теории и практики обучения живописи на пленере принадлежит выдающемуся художнику педагогу П.П. Чистякову. В своей педагогической деятельности он наиболее полно сочетал традиции академического обучения с принципами реализма. В этом его главная заслуга и как теоретика ,и как педагога.
Чистяков требовал от ученика уже в начале обучения цельно видеть цветовые отношения объектов натуры и в соответствии с полученным зрительным образом создавать цветовой строй этюда. Определение цветовых и тоновых отношений натуры при целостном её восприятии является главным моментом в чистяковской практике обучения живописи.
Весь путь цветового построения этюда по методу Чистякова можно разделить на три последовательных этапа. В самом начале работы требовалось определить, по выражению Чистякова, «существо цвета предметов» и проложить на холсте их основные отношения. Под существом цвета предметов Чистяков понимал цвет, которым выражена ,прежде всего материальность предмета, обусловленность его средой, освещением и расстоянием до художника. Проложив основные отношения, художник тем самым создает возможность для последующей работы, в ходе которой совершенствуется эмоционально-образное изображение воспринимаемой натуры. Чистяков объяснял, почему отдельно положенный мазок на картинную плоскость ещё «не смотрится». Оказывается, необходимо одновременно найти отношение одного цвета к другому, граничащему с ним на картинной плоскости .
Работа по живописи на пленера направлена на развитие таких способностей, как:
широкая пространственная ориентация — способность воспринимать натуру в крупномасштабном трёхмерном пространстве, а её изображение — в двухмерном пространстве на плоскости;
целостное восприятие натуры с учётом общего тонового и цветового состояния освещённости; аконстантное восприятие обусловленного цвета, его тёплых и холодных оттенков, зависящих от освещения, среды, пространственного удаления; умение цельно воспринимать объекты на пленере и находить большие цветовые отношения в нём;
способность применять в этюдах метод работы отношениями ( закон пропорциональных отношений) , уметь сравнивать цвета натуры по цветовому тону, светлоте , насыщенности, выдерживать тональный и цветовой масштаб;
творческое воображение- способность создавать выразительные композиционно-цветовые решения в этюдах с натуры, а также эстетически значимые художественные образы.
Важное значение для работы на пленере, играет верная передача воздушной перспективы. Передаче элементов воздушной перспективы, её объёмных, пространственных и материальных качеств на пленерном этюде способствует целый ряд технических приёмов письма
Основными из них являются:
использование фактуры основы, сохранение её в тенях и на дальних планах (в масляной живописи — бережное отношение к зернистости холста, шероховатости картона или бумаги, выполнение лёгких тонкослойных прописок, лессировок и т.п.);
применение по ходу исполнения этюда нескольких различных по размеру кистей, соответствующих определённым планам изображаемого пространства ( одинаковые по величине мазки, наносимые на холст одной кистью, подчёркивают плоскость изображения и затрудняют выявление глубины его пространства);
активность письма, разнообразие мазков по направлению, нажиму и фактуре увеличиваются по мере приближения из глубины к первому плану изображения ( если ближние предметы пишутся пастозно в светах, то удалённые объекты изображаются независимо от своего рельефа, с применением обобщённых по цвету заливок, затёков, лёгких и едва заметных мазков по выступающим зёрнам холста) .
2010-12-16 Съемка в студии, на пленэре или в интерьере что выбрать
Ко мне часто обращаются заказчики с таким вопросом, какой вид фотосъемки выбрать. В чем разница и преимущества этих видов съемки? Не проще ли просто проводить фотосъемку в оборудованной студии?
Как правило, я отвечаю, что это зависит от многих факторов, и мы вместе с клиентом выбираем самый оптимальный вариант. Вкратце опишу некоторые критерии, которые помогут вам сделать правильный выбор.
Съемка на открытом воздухе или, как говорят люди искусства, на пленэре.
Съемку на натуре можно предложить тем, кто впервые обратился к профессиональному фотографу, и не имеет особого опыта в позировании перед фотокамерой. Естественное освещение помогает раскрепоститься, скрывает мелкие недостатки.
Однако это совсем не означает, что тем, кто имеет опыт фотосъемки, такой вариант противопоказан. Вообще, считается, что естественное освещение – самое удачное.
Поэтому, смело заказывайте съемку на открытом воздухе, такие портреты стоит включить в портфолио.
Съемка в студии.
Студийные портреты обязательны для модельного или актерского портфолио, также могут быть частью художественного портфолио.
Съемка в студии интересна тем, что позволяет использовать различные схемы света и портретные техники, делая портфолио разнообразнее и интереснее.
Если вы заказываете фотосессию в студии, обязательно воспользуйтесь услугами визажиста. Это качественно улучшит внешний вид лица на портрете, придаст ему ухоженность и здоровый вид.
Съемка дома со студийным оборудованием и фоном позволяет более гибко планировать время съемок, нет необходимости бронировать студию и вносить предоплату. Фотограф приезжает к вам домой с набором студийного света и все происходит, как и в студии с той только разницей, что студия приедет к вам домой.
При желании, фотосессию или портфолио можно дополнить съемкой в интерьере. Это может быть как ваша квартира/дом, так и интерьер кафе, ресторана.
Семейная фотография отлично смотрится с домашней обстановке, среди привычных вещей, конечно, если в интерьере нет ярких цветов и кричащих деталей.
Детей также желательно снимать при естественном освещении, потому что в их жизни нет студийных вспышек и фонов. Самые искренние и красивые портреты детей получаются в знакомой обстановке. Эти снимки – наиболее ценны.
Семейный портрет, выполненный в студии, — это классическая фотография из семейного альбома. Фотография вообще зарождалась как семейная, вспомните старинные семейные портреты.
Детские студийные портреты пригодятся вам для кастингов и отборов, и это просто интересно и красиво.
По материалам Татьяны Конельской (www.canstudyphoto.com)
Статистика: просмотров: (2585), комментариев: (0)
Оцените публикацию:
please wait…
У статьи еще нет ни одного комментария. Автору будет приятно, если вы оставите свое мнение, это не займет много времени!
Программа мастер-класса
-
Теоретическая часть (1-2 часа):
- выбор места для съемки, предварительная подготовка;
- определение режимного времени;
- постановка задачи на съемку, план съемки;
- подбор моделей;
- особенности экспонометрии при использовании осветительного оборудования на пленэре;
- синхронизация со студийным импульсным осветительным оборудованием в условиях яркого дневного освещения;
- организация съемки: «мобильная розетка» для оборудования, «гримваген»;
- плюсы и минусы использования различного осветительного оборудования при съемке на пленэре;
- совместная подготовительная работа со стилистом, визажистом и парикмахером;
- техника съемки (выбор объектива, фокусного расстояния, светоформирующих насадок и т.п.);
- постановка модели в кадре, использование окружающего пространства, многоплановость;
- возможные способы искажения пространства;
- постобработка изображений (кратко);
- ответы на вопросы слушателей.
-
Практическая фотосессия (5-6 часов)
- фотосъемка 2-3 образов с разными вариантами совмещения студийного светового оборудования (импульсный или постоянный свет) и естественного освещения;
- использование нестандартной оптики.
О преподавателе
Михаил Панин (www.mikepanin.ru) — профессиональный фотограф, специализируется на фотосъемке людей. Его работы отличает тонкая и продуманная работа со светом. Не признает «световых схем», для каждой задачи использует уникальные световые решения.
Член Европейской Ассоциации Профессиональных Фотографов (FEP), обладатель Золотой Камеры «FEP Professional Photographer of the year-2014» (лауреат конкурса в категории «Портрет»). Член Союза фотохудожников России и Гильдии Рекламных Фотографов России. Его работы являются частью экспозиции ряда художественных галерей и множества частных коллекций в России и за рубежом. В числе многочисленных фотовыставок — Международный фестиваль коммерческой фотографии «Мастер» (2009 и 2013) и фотовыставка «101 photographers»,организованная журналом Vogue Italia (Милан, 2012).
Опытный преподаватель фотомастерства — с 2008 года проводит авторские курсы и мастер-классы. В преподавании руководствуется принципом «искусства без ремесла не бывает», поэтому учит своих слушателей вниманию к деталям и стремлению к техническому совершенству кадра.
Недавно посетил урок Михаила Панина, посвященный тонкостям съемки с импульсным светом на пленэре. Не так часто, но все таки регулярно приходится снимать на улице, используя импульсный свет. Чаще это обычные накамерные вспышки с светоформирующими насадками, а иногда, когда это требуется, использую студийные моноблоки. Был вариант разобраться в этом вопросе самому, перелопатив различные видеоуроки и форумы в Интернете, но потом решил, что схожу-ка я лучше на урок к Панину на 3 часа и все проясню. Результат даже превзошел мои ожидания. Михаил буквально в течение 10-15 минут разъяснил все хитрости регулировки вышеупомянутого баланса. Все оказалось гениально просто. Также Михаил разъяснил важный нюанс в выборе нужной экспозиционной пары при съемке с импульсом на закате, т.е. при слабом естественном освещении, и ее зависимости (экспозиционной пары), а точнее частичной независимости от выдержки синхронизации. Все эти, казалось бы, незначительные нюансы имеют иногда очень большое значение во время съемки и их, как мне кажется, нужно знать каждому фотографу и свободно владеть ими. Поэтому рекомендую всем, это действительно полезный урок. Чтобы получить максимальный эффект, советую заранее приготовить свои вопросы и там их задать. Также хочется отметить, что фотоурок был прекрасно организован. Для съемки были представлены 2 замечательных образа от прекрасного стилиста Алисы Неороновой. В качестве модели на съемке радовала нас своим присутствием красавица Владислава Евтушенко! К слову сказать, именно она будет в этом году представлять нашу страну на международном конкурсе Мисс Мира 2015. А Екатерина Каганер сделала замечательный макияж и прическу для модели. |
Дмитрий Поречный | 2015-07-12 [] |
Если Вам понравился этот фотоурок, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:
8 простых секретов рисования на пленэре
Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях.
Характерным в рисовании на пленэре, является освещение, совершенно иное, чем в закрытом помещении.
Пленер появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону.
Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленер как термин получает широкое употребление).
Благодаря пленэру краски стали выпускать в тубах. До этого художники готовили краски в своих мастерских сами.
Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне внесли свой вклад в становление пленерной живописи.
В России во 2-й половине XIX — начале XX века пленерной живописью успешно занимались Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.
Работа на пленэре 8 необходимых рекомендаций
Ignacio de Leon y Escosura. El patio del artista 1875
1. Выбор места расположения
Располагайтесь в тенёчке! Это обязательное условие.
Работа, написанная на ярком солнце, в помещении будет выглядеть тёмной. А вы, работая на солнце, испортите своё зрение.
- Как правильно определить линию горизонта в картине?
- Как правильно рисовать пейзажи с деревьями?
2. Необходимость головного убора
Кроме того, даже в тени, одевайте широкополую шляпу или кепку с козырьком. Это сфокусирует вас на пейзаже, даст видеть его отчетливее.
Подробнее о выборе места и чистоте живописи пленэрного этюда:
Georges d’Espagnat. Woman painting in the Open Air. 1912-14
3. Этюдник
Для работы на пленэре художник использует специальный этюдник. Но его отсутствие — не повод отказывать себе в удовольствии писать пейзажи.
Всегда можно удобно расположиться, имея низкий складной стульчик и планшетик. Краски при этом кладутся на землю, планшет — на колени, а палитру — в нерабочую руку. Всё получается!
4. Скорость работы
Пишите быстро. Иначе глаз быстро привыкает, «замыливается» и не видит нюансов.
Широкими мазками проложите основные цветовые отношения: небо-земля (вода), кроны деревьев дальнего и переднего плана (свет и тень). Это нужно сделать в первые 15 минут работы.
Иногда уже на этом можно остановиться, для этюда больше и не надо, остальное можно дописать дома.
Fernand Allard-L’Olivier. Le Jardin de L’artiste
5. Перерывы в рисовании
Если работаете больше часа — делайте перерыв, чтобы отвлечься, дать глазу отдохнуть и увидеть всё опять свежим взглядом.
6. Формат работ
Размер этюдов лучше брать небольшой – от 10х15 см до альбомного формата. Больший размер потребует большего времени и красок.
И потом, как говорил И. Левитан: «Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов; в большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало».
Летний пейзаж: ВИДЕО этюд с пленэра
John Singer Sargent. Claude Monet Painting by the Edge of a Wood, 1885
7. Постоянно сравнивайте
В процессе работы постоянно сравнивайте разные участки этюда по тону и цвету.
Чтобы хорошо видеть тональные отношения иногда смотрите на натуру расфокусированным взглядом — так детали исчезают, и тон объектов виден лучше.
8. Детальность этюда
В завершении этюда пропишите первый план более детально. Это придаст пейзажу глубину, а картине — законченность.
Сделайте репост статьи в лентах своих соцсетей! Мне приятно, когда мой труд не напрасен:)
Больше интересной и полезной информации о рисовании
от художника Марины Трушниковой Вы найдете в электронном журнале “Жизнь в Искусстве”.
Этапы выполнения этюда в условиях пленера
После того как у художника в общих чертах уже сформировался замысел картины, нашедший отражение в ряде форэскизов, возникает необходимость сбора натурного материала (этюдов, набросков).
Следующий этап — проведение соответствующих наблюдений, способных обогатить ( иногда существенно изменить) первоначальное композиционное, пластическое решение. В каждом из этюдов к картине должна решаться определённая цель: анализ формы или пространства, тонального диапазона, цветового решения.
Со словом «этюд» в живописи обычно ассоциируется передача наиболее характерных линейно-пластических черт натуры, воспроизведение основных тоновых и цветовых отношений, относительная быстрота исполнения.
По времени исполнения этюды бывают двух видов: длительные и быстрые (15-20- минутные этюды). Продолжительность работы над этюдом зависит от задач, которые ставит живописец, а также от характера изображаемой натуры (особенно в условиях быстрых изменений погоды, освещённости и т.д.)
Этюды могут быть и длительными, выполняемыми в течении нескольких часов или нескольких сеансов. В таких работах художник, отталкиваясь от непосредственного впечатления, эмоционального восприятия увиденного, идёт к тщательному изучению и отбору характерных качеств натуры, к обобщению.
Этапы выполнения этюда:
1) композиция этюда:
выбор мотива, темы и сюжета; выбор точки зрения; образное обобщение натуры средствами графики, живописи; выбор формата изображения;
2) подготовительный рисунок:
определение пропорций, движения и характера пространственных планов; типизация основных форм; индивидуализация деталей композиционного центра;
3) обобщение живописно-пластического изображения ( лепка формы цветом):
определение общего цветового тона; передача общих больших тоновых и цветовых отношений, пропорциональных натуре; обобщённая моделировка объёмной формы, выявление градаций светотени и их тщательная живописная проработка с учетом воздушной перспективы;
4) завершение этюда:
окончательное выявление главного и второстепенного в цветовом строе этюда; подчинение всех частей изображения целому, усиление или ослабление деталей по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности.
Следует отметить, что указанные этапы находятся по отношению друг к другу далеко не в строгой линейной зависимости. Например, первый этап (композиция этюда) может продолжаться до завершения работы с натуры и фактически является её главной целью .