Как правильно фотографировать пейзаж?
Что предстает перед вашим мысленным взором, когда вы слышите фразу «пейзажная фотография»? Скорее всего, вы думаете о величественной красоте высоких гор, безупречно спокойной глади океанических вод или о цветущем великолепии бескрайних долин. Но как поступить, если счастливый случай оказаться в таких живописных местах в ближайшем обозримом будущем не предвидится? Давайте разбираться…
Все гениальное – рядом
Стоит ли ехать куда-то на Алтай или в Абхазию, если ваш опыт общения с фотокамерой довольно невелик? Есть большой риск потратить время впустую и, не оправдав собственных надежд, получить результат в виде посредственных фотографий сомнительного качества. Не ориентируясь на новой местности, не зная точных метеорологических условий, велика вероятность потерпеть поражение в борьбе за удачные кадры.
Вывод. Используйте преимущества привычной, родной для вас местности. Учитесь находить уникальное в повседневном и обыденном. В знакомых местах гораздо проще экспериментировать с солнечным светом, определять подходящее для съемок оптимальное время суток, подмечать пору расцвета деревьев и цветов. Оперируя этими знаниями, вы без особого труда найдете выигрышные кадры, разберетесь в тонкостях работы с фотокамерой и приобретете бесценный опыт, приоткрывающий дверцу в мир пейзажной фотографии.
Коктейль из трех компонентов
Чтобы снимок был выразительным и имел полноценную завершенность, следуйте правилу трех компонентов – передний план, середина, фон. Таким образом, фотография наполняется смыслом, объект на переднем плане и фон тесно взаимодействуют. Попробуйте усилить акцент на переднем плане, а снимок потом скомпоновать. Глаз «цепляется» за интересный объект в центре фотографии и охватывает ее фон. Если же вы решили выделить фон, делайте передний план менее выдающимся, содержащим намек, а не суть композиции.
Совет. Чтобы в достаточной мере выделять и фон фотографии, и ее передний план, целесообразно использовать широкоугольный объектив. Фотографируя, старайтесь не переусердствовать с широким углом. При изменении перспективы регулируется фон композиции.
Роль бокового освещения
Боковое освещение служит наилучшим источником образования теней и придания форм объектам. Благодаря ему пейзажные снимки приобретают объем. Установите фотокамеру так, чтобы солнечные лучи падали сбоку. Вы заметите, как тени застилают весь кадр, очерчивая форму и силуэт объектов пейзажной композиции. В итоге вы получите не любительский снимок, а фотографию с эффектом глубины и объема.
Вывод. Обилие теней предоставляет больше шансов рассмотреть и зафиксировать красоты выбранного пейзажа в наилучшем их проявлении. Большое количество теней соответствует низкому положению на небе солнца.
Совет. Имейте в виду, что идеальное освещение для съемки пейзажа доступно лишь два раза в день. Успейте застать его на рассвете, за 15 минут до того, как солнце взойдет. После восхода это особенное освещение продержится не более часа и в следующий раз появится уже на закате. Именно в указанное время суток рождаются снимки превосходного качества, чему способствуют легчайшие мягкие тени и теплый, ласковый свет.
Погода – ваш союзник
Кто сказал, что хмурое небо и промозглый дождь могут помешать съемке пейзажа? Напротив, плотно заслонившие небосвод тяжелые облака, яркие солнечные лучи, изредка прорезающие грозовые тучи, могут стать превосходным материалом для съемок. Если вы не боитесь промокнуть и обладаете достаточным запасом терпения, природа может вознаградить вас шедевральными, сюрреалистическими моментами. Главное, заранее настроить камеру и быть наготове, ведь солнце может выглянуть внезапно и очень ненадолго.
Совет. В дни затяжных ливней и ветреной погоды облака все время движутся. Лучи солнца успевают проникнуть сквозь тесные зазоры туч, в это мгновение у вас появляется возможность «поймать» этот свет, льющийся с небес.
Разумеется, это не единственные особенности пейзажной съемки. Постоянно экспериментируя и развивая свое мастерство, вы добьетесь высоких результатов в виде превосходных фото.