виньетка векторные и иллюстрации
Содержание
- С помощью инструмента Радиальный фильтр
- Использование объективов при виньетировании
- Оптическое виньетирование
- ТИПЫ И ПРИЧИНЫ ВИНЬЕТИРОВАНИЯ
- Борьба с виньетированием
- Возможно, вы захотите знать
- Использование слоя со сплошным цветом
- КОРРЕКЦИЯ ВИНЬЕТИРОВАНИЯ
- Зачем добавлять виньетирование
- Как сделать виньетирование
С помощью инструмента Радиальный фильтр
Светлую или темную виньетку можно добавить с помощью радиально фильтра. На панели настроек вы должны определить, где добавить виньетирование – в или за пределами радиуса, затем настроить экспонирование для осветления или затемнения виньетки (используя этот метод, вы даже можете применить размытие, уменьшить блики или изменить ее цвет – все с помощью ползунков). Это действительно очень удобная функция в ACR, так как она работает подобно маске слоя, хотя с помощью этого инструмента вы не сможете сделать тонкую настройку, как в Photoshop.
Ниже приводится изображение с достаточно темным и тяжелым виньетированием. На мой взгляд, это слишком, и скорее отвлекает от изображения, чем улучшает его. Мне кажется, выглядит совершенно неправильно.
Ниже то же фото, но со светлой виньеткой, на мой взгляд фото также выглядит неправильно в данном варианте
В этом варианте, я думаю, виньетирование как раз то, что надо, оно улучшает первоначальный вид фотографии, что и было моей целью.
Использование объективов при виньетировании
Прекрасным примером, иллюстрирующим данный эффект, являются ветки дерева, которые нависают сверху и перекрывают частично пустое небо. Идеально подходят для данного эффекта различные ворота, оконные и дверные проемы. Например, сделав фотографию со двора дома сквозь открытые ворота можно захватить какой-то фрагмент улицы, на котором происходит то или иное событие.
Опять же широкоугольные объективы идеально подходят для внесения в картину элементов виньетирования, так как их широкий угол обзора позволяет фотографу играть взаимно отношениями между элементами той или иной сцены. Здесь необходимо учитывать одну очень интересную особенность. Чтобы обрамление и главный объект сцены выглядели достаточно резко необходимо закрывать диафрагму. Например, выставлять диафрагменное число равное одиннадцати или шестнадцати. Тем самым вы будете получать гораздо большую глубину резкости, и все объекты у Вас будет достаточно четкими и резкими.
Оптическое виньетирование
Оптическое виньетирование возникает по причине того, что у объектива есть некая длина. Получается, что часть наклонных лучей света, попадая на переднюю линзу, экранируются передней частью оправы объектива.
Больше всего это касается полностью открытой диафрагмы объектива.
полностью открытая диафрагма Carl Zeiss Planar 85/1.4@F1.4
Теперь, если повернуть объектив влево или вправо, то будет видно, как часть наклонных лучей будет экранироваться оправой объектива .
Если же отверстие диафрагмы маленькое, то наклонные световые лучи гораздо меньше подвержены отсеканию.
Т.е. оптическое виньетирование «лечится» прикрыванием апертурной диафрагмы.
На приведенной картинке видно, что в первом случае (полностью открытая диафрагма) отсекается ~70% световых лучей от исходного изображения. Во втором случае (диафрагма прикрыта) отсекается лишь ~10%. Картинки даны лишь для понимания эффекта, реальное падение освещенности по краям рассчитывается по формуле.
Помимо эффекта затемнения краёв кадра оптическое виньетирование даёт эффект «кошачьего глаза» для точечных источников света, находящихся вне фокуса на удалении от центра кадра.
ТИПЫ И ПРИЧИНЫ ВИНЬЕТИРОВАНИЯ
Виньетирование можно отнести к двум основным категориям:
1. Физическое виньетирование. Зачастую не просто скорректировать, в тяжелых случаях помогает использование штампа в ФШ или кадрирование. Проявляется на фото, как сильное, резкое затемнение — как правило, только по углам изображения. Причиной может быть использование нескольких фильтров, бленды (в особенности, не оригинальной) или других объектов физического блокирования света по краям изображения.
2. Внутреннее виньетирование*. Обычно его не так сложно исправить. Проявляется, как постепенное (градиентное) и зачастую малозаметное затемнение от центра изображения к краям. Причины следует искать в настройках вашего объектива и камеры. Как правило, наиболее очевидными причинами становятся: открытая диафрагма, использование зум-оптики и широкоугольных объективов, при фокусировке на удаленных объектах. Цифровые зеркальные фотоаппараты с кропнутой матрицей менее восприимчивы к проявлению виньетирования, в отличие от полнокадровых.
Эффект внутреннего виньетирования чаще всего заметен при использовании полнокадрового фотоаппарата в паре с бюджетной оптикой. Для полнокадровых цифровых фотоаппаратов Nikon эффект виньетирования в большей или меньшей степени проявляется всегда, при использовании , которые предназначены для фотоаппаратов с кропнутой матрицей — конструкционно они проще, на их производство тратится меньше материалов, оттого и стоят примерно в полтора раза дешевле собратьев для полного кадра.
* Техническое примечание: Внутреннее виньетирование состоит из двух подкатегорий: оптическое и природное виньетирование. Первое может быть минимизировано путем закрытия диафрагмы объектива, а второе — не зависит от настроек объектива. Природное виньетирование неизбежно, если нет возможности использовать объектив с более длинным фокусным расстоянием (28 или 35 мм вместо 16 мм, к примеру), или специально разработанных корректирующих фильтров, которые задерживают световой поток от краев к центру изображения (такие фильтры для узкоформатных камер, привычных большинству из нас — большая редкость, в отличие от фотоаппаратов большого формата).
Борьба с виньетированием
Виньетирование на большинстве снимков довольно успешно «лечится» в RAW-конвертере. Так, например, для многих объективов существуют профили, которые можно использовать в Adobe Camera Raw.
на картинке видно, что у меня выбран профиль Carl Zeiss 85/1.4 ZE.
Профили могут подключаться как автоматически, так и вручную (вкладка «custom»).
Помимо этого есть вкладка «Manual», на которой тоже есть коррекция виньетирования.
Кроме того есть вкладка «спецэффектов», в которой можно исправить виньетирование вручную.
Самый же старинный способ борьбы с виньетированием — использование фильтра с затемнением центра. Для каждого объектива нужно подбирать подобный фильтр отдельно, т.к. виньетирование может быть разной силы, и падение освещенности может быть неравномерное.
Возможно, вы захотите знать
Типы объективов бывают разные. Сильнее всего подвержены виньетированию широкоугольные объективы и объективы с коротким задним отрезком. Причина этого понятна — световые лучи от задней линзы объектива до края кадра идут под большим углом к оси объектива и потому проходят бОльшее расстояние. Например, по этой причине большему виньетированию подвержены дальномерные объективы, у которых рабочий отрезок — короткий. В меньшей степени явлению виньетирования подвержены объективы для зеркальных камер, т.к. рабочий отрезок у таких объективов относительно велик с целью оставить место для зеркала и потому световые лучи идут под меньшим углом к оси объектива.
Эффект виньетирования часто вводится намеренно для улучшения качества изображения. При этом отсекаются самые крайние световые лучи, которые и вносят львиную долю проблем в результирующее изображение. Разработка оптического дизайна — это всегда путь компромиссов.
Эффект виньетирования часто используется с художественной целью. Его можно вводить при портретной съемке для придания бОльшего объема изображению и отделению объекта от фона. В данном случае имитируется работа человеческого глаза.
Снимок с виньетированием
Компенсация виньетирования. М.М.Русиновым был разработан метод компенсации эффекта виньетирования с использованием аберрационного виньетирования. Для этого в качестве передних линз используются сильные отрицательные мениски.
АД — апертурная диафрагма
m должно быть больше, чем h
Кручение фона — это одно из следствий геометрического виньетирования. Т.е. на самом деле нет никакого кручения, а есть «сплющивание» дисков нерезкости, создающее подобный визуальный эффект. Особенно сильное кручение фона связано еще и с астигматизмом объектива.
Зум-объективы могут иметь разное значение виньетирования на разных фокусных расстояниях.
Некоторые фотокамеры считывают данные объектива и сразу корректируют эффект виньетирования согласно встроенным данным об объективе.
Человеческий глаз замечает падение освещенности когда оно составляет 50% и более.
Использование слоя со сплошным цветом
Другой быстрый способ состоит в добавлении сплошного цвета. Этот метод более экспериментален, так как изменить цвета одним щелчком инструмента Пипетка очень просто.
Сплошной цвет разместится поверх вашего изображения, таким образом вы увидите прямоугольник определенного цвета. Теперь нужно применить маску слоя и приступить к удалению цвета, начиная от центра и двигаясь к краям. Еще раз, используйте большую мягкую черную кисть для удаления цвета. Если вы используете такой вид виньетирования, как на двух приведенных ниже изображениях, то это должно быть осознанно, так как оно совершенно не придает изображению естественного вида. Это подходит для скрапбукинга или других особых целей, но это не тот вид изображения, который я бы отдала клиенту.
На изображении ниже виньетка была добавлена описанным методом сплошного цвета. Вы можете поэкспериментировать с режимами наложения, чтобы посмотреть, что выглядит лучше.
Это было сделано с помощью сплошного цвета, как и выше, но использован режим наложения Затемнение основы.
К этому изображению применен черный цвет с маской и режим наложения Перекрытие с непрозрачностью 80%.
Вы можете также задать форму виньетки, используя инструмент Овальная форма. Он был применен для изображения ниже, создавая виньетку с жесткими краями. Задайте форму путем перетаскивания инструмента по изображению, и вы увидите мигающие точки вокруг созданной вами формы. Вам нужно инвертировать ее, используя комбинацию CMD/CNTRL + shift + I, таким образом будет выделена наружная часть формы и отмечена мигающим выделением (как показано ниже).
Нажмите на иконку сплошного цвета и выберите нужный цвет. Новый слой с вашей формой автоматически заполнится выбранным цветом. Выберите этот слой и поиграйте с режимами наложения и непрозрачностью. Ниже вы увидите, как выглядят режимы наложения Разделить, Затемнение основы и Перекрытие.
Режим наложения Затемнение основы
Режим наложения Разделить
Режим наложения Перекрытие
Вы захотите растушевать маску на цветном слое или смешать края вручную с помощью кисти таким образом, чтобы края виньетирования не были четкими и видимыми. Я оставила это в таком виде, чтобы продемонстрировать, что делает слой с виньетированием.
Ниже приведено финальное изображение только с оттенком виньетирования по краям для того, чтобы уменьшить яркость сцены.
Я надеюсь, что эта статья дала вам несколько новых идей того, как улучшить свои фотографии с помощью виньетирования.
Перевод: Татьяна Сапрыкина
КОРРЕКЦИЯ ВИНЬЕТИРОВАНИЯ
Виньетирование обычно исправляется ??с помощью применения профиля объектива.
В большинстве случаев этого приема достаточно, чтобы полностью убрать эффект.
Если же простого применения профиля объектива не достаточно, либо у вас профиля нет, можно настроить коррекцию виньетирования с помощью слайдера
Обратите внимание! Глубокая коррекция в некоторых случаях может повлиять на повышение «шумности» изображения по краям
Возможность производить коррекцию виньетирования также есть в самом фотоаппарате. К примеру, у Canon такая функция называется «Коррекция периферийного освещения». Включить ее можно через меню, достаточно поставить галочку в первой вкладке — «коррекция периферийного освещения». Если вы читаете надпись «данные для коррекции доступны», значит ваша оптика распознается фотоаппаратом и все будет тип-топ. Эта функция, как вы наверное поняли, исправляет виньетирование в зависимости от установленного объектива. В случае, если камера не распознает ваш объектив — выскакивает надпись «данные не доступны».
Обратите внимание! Если данных профиля для вашего объектива нет в фотоаппарате, их можно туда загрузить. Для этого вам понадобится EOS Utility, которая обычно идет в комплекте с фотоаппаратом
Также можно утилиту скачать. Потом вы подключаете фотоаппарат к компьютеру посредством стандартного USB-кабеля, запускаете EOS Utility и выбираете опцию «peripheral illumination correction». Вам покажут список из объективов, которые вы сможете выбрать. Просто находите нужные вам объективы, ставите галочки и выходите из программы. После всех этих манипуляций в меню фотоаппарата должна появится надпись «данные для коррекции доступны». Если для вас это сопряжено с трудностями — воспользуйтесь коррекцией виньетирования вручную, через утилиту Lens Correction.
В фотоаппаратах Nikon заходите в меню и находите функцию «vignette control». Подключить, как видите, не сложно, только вот работает коррекция здесь не достаточно хорошо, зато — универсальная. И еще один не приятный момент для владельцев бюджетных зеркалок — такая функция есть только в камерах высокого уровня, типа D700, D3 и им подобным, в отличие от Canon, где «коррекция периферийного освещения» есть во всех новых камерах, начиная от Canon 450D.
Кстати, если вам интересно, за счет чего происходит коррекция виньетирования в фотоаппарате, расскажу. Это дополнительное усиление сигнала по краям светочувствительной матрицы, может повлечь за собой незначительное повышение уровня шумов. Когда его нужно включать и нужно ли вообще — решать вам. Обычно задействовать такую функцию при съемке широкоугольным объективом бывает скорее полезно.
Да, есть и положительная сторона у эффекта виньетирования — незначительный его эффект, наряду с другими приемами (использование контрастных переходов, световых акцентов и т.п.) дополнительно концентрирует внимание зрителя на модели, в особенности, если человек находится в центре кадра. На портретных снимках многие фотографы любят вручную добавить этот эффект, подбирая на свое усмотрение лучшую плотность, градацию и площадь затемнения
В третьей части материала я познакомлю вас с дисторсией, ее разновидностями и способами борьбы с ней.
Зачем добавлять виньетирование
Добавление виньетирования в постобработке сводится к вашему личному вкусу. Также это в большой степени зависит от вашего стиля в фотографии и типа изображения, которое вы обрабатываете. Говоря в целом, высокий ключ не требует темного обрамления. Если вы хотите добавить виньетирование в яркое изображение, то светлое будет смотреться лучше, но все же следует быть осторожным с ее добавлением.
Виньетирование помогает привлечь внимание зрителя к центру изображения. Это особенно полезно, если оно загромождено или содержит отвлекающие элемента по краям
Точно так же, если по краям достаточно пусто, что делает изображение плоским, виньетка добавит иллюзию переднего плана или еще одного слоя, придавая таким образом глубины.
Добавляя виньетирование, делайте это мягко и постепенно, так как она может усилить или испортить изображение. Что часто работает лучше всего, так это градиентное и очень слабое виньетирование, особенно для портретов. Более выраженная виньетка может быть уместна на некоторых художественных фотографиях – выбор за вами. Если вы хотите добавить в изображение световое пятно, то виньетирование будет необходимым. Жесткая виньетка, сделанная непреднамеренно, сделает ваше фото таким, будто вы смотрите через перископ, и может обжечь ваше изображение, как пламя обжигает крылья мотылька.
Как сделать виньетирование
Идеальное виньетирование можно использовать, допустим, при съемке различных речных или морских пейзажей, когда ветви дерева, нависая сверху частично или полностью, закрывают небо. Чтобы сделать виньетирование при съемке, например, речного или морского пейзажа постарайтесь найти дерево, у которого ветви свисают как можно ниже к земле. Выберите такую точку съемки, чтобы ветви дерева перекрывали большую часть неба, но в тоже время, чтобы основной объект, например, река или море были очень хорошо видны в кадре и занимали большую его площадь. Сделайте серию фотографий и затем выберите наиболее удачный снимок.
Также потренируйтесь снимать сквозь дверные или оконные проемы. Например, потренируйтесь снимать сквозь оконный проем дом, стоящий через улицу напротив Вашего, и посмотрите, что из этого получится. Самое главное помните о том, что подходить к этому процессу необходимо творчески и стараться в обычных вещах увидеть особенности, которые ускользают от беглого просмотра. И вот именно эти особенности необходимо на Ваших снимках выделить, подчеркнуть. Тогда зрителям будет Ваши фотографии очень интересно рассматривать, и Вы будете получать достаточно высокие оценки.
Тренировки, еще раз тренировки!
Итак, уважаемый читатель, Вашим домашним заданием будет: сделать серию снимков с использованием эффекта виньетирования. Возможно, это будет какой-то водоем, река, море, озеро или городской пейзаж. Но обязательно введите элементы виньетирования в кадр, и Вы заметите, что Ваши снимки стали гораздо выразительнее, интереснее для зрителя.