Ответ здесьКак пользоваться экспонометром
Содержание
Флэшметр
Сходный с экспонометром прибор — флэшметр (англ. Flash Meter) используется для измерения освещённости при съёмке с использованием импульсных осветительных приборов. От обычного экспонометра флэшметр отличается необходимостью синхронизации времени измерения непосредственно с импульсом вспышек, которая осуществляется как проводными, так и беспроводными способами. Во флэшметрах могут использоваться только кремниевые или арсенидо-фосфидо-галлиевые фотодиоды, обладающие малой инерционностью, поскольку все остальные типы светоприёмника не реагируют на быстрые изменения яркости. Все современные фотоаппараты оснащаются встроенными TTL флэшметрами, которые, как правило, являются частью встроенного экспонометра, измеряющего постоянное освещение, или работают параллельно с ним, измеряя экспозицию встроенной, внешней и выносных фотовспышек, и автоматически регулируя их мощность.
Флэшметр «Seconic L-308S»
Для измерения экспозиции студийных импульсных осветителей такие флэшметры непригодны, поскольку не оснащаются никакой индикацией, а формируют только команды для диафрагмы и цепей сопряжённых вспышек. В студии может быть использован внешний флэшметр, выполненный в виде отдельного прибора и способный измерять как падающий, так и отражённый свет. Так как выдержка затвора при съёмке со вспышкой не оказывает никакого влияния на количество импульсного освещения, попадающего к светочувствительному материалу или на матрицу, флэшметр служит только для определения значения диафрагмы. Выдержка обычно устанавливается на значение синхронизации или более длинная, если на снимке комбинируется импульсный и постоянный свет. В последнем случае постоянный свет измеряется обычным экспонометром, а результирующая экспозиция определяется как сумма двух экспозиций: от вспышек и постоянного освещения.
Более универсальный прибор — мультиметр (англ. Multi Meter) или фотометр (не следует путать с фотометром, специализированным прибором для прикладных областей науки и техники) — сочетает возможности обычного экспонометра и флэшметра, а также измеряет другие фотометрические величины. Например, фотометры «Gossen» позволяют измерять в том числе оптическую плотность светофильтров.
Экспозиционная таблица
Значения экспозиционных чисел (N или EV) для плёнки со светочувствительностью в 100 единиц ГОСТ/ISO. По горизонтали: диафрагменные числа, по вертикали: выдержки.
1,0 | 1,4 | 2,0 | 2,8 | 4,0 | 5,6 | 8,0 | 11 | 16 | 22 | 32 | 45 | 64 | |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
1/2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1/4 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1/8 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1/15 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
1/30 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
1/60 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
1/125 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
1/250 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1/500 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
1/1000 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
1/2000 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
1/4000 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Экспонометр
Экспонометр (или экспозиметр) — , узел фотоаппарата или приспособление для определения значения экспозиционных параметров при фотосъёмке, печати и при других видах фоторабот.
По устройству и принципу действия экспонометры подразделяются на табличные, оптические (визуальные) и фотоэлектрические. Действие наиболее совершенных и распространенных фотоэлектрических экспонометров основано на измерении яркости или освещённости объекта съёмки с использованием приемников излучения — фотоэлементов, фоторезисторов или фотодиодов.
См. также: Вопросы и ответы: Экспонометр последних ЗЕНИТов
Спотметр
Яркомер (спотметр) «Pentax»
Спотметр (от англ. spot – пятно, точка) — фотоэлектрический экспонометр, предназначенный для избирательного измерения яркости света, излучаемого его источниками или отражённого от объектов съёмки. От обычного экспонометра отличается измерением в пределах очень небольшого угла. Это позволяет осуществлять точечный замер яркости небольших объектов или их отдельных участков, не подходя к ним вплотную. Угол измерения большинства таких приборов не превышает 1—3°. Частичное измерение особенно актуально для контрастных сцен и при контровом освещении, когда сюжетно важный объект съёмки значительно отличается по яркости от остального сюжета.
Камера 2 5D mark II
Canon 5D mark II
===> Объектив Canon 50/2.5
Диафрагма на объективе | Фокусировочный экран | Диафрагма на камере | Экспозиция |
F8 | EG-A | F8 | 1/13s (недоэкспонирован) |
F8 | EG-D | F8 | 1/13s (недоэкспонирован) |
F8 | EC-S | F8 | 1/20s (недоэкспонирован) |
F8 на камере, выдержка 1/13s
===> Объектив Carl Zeiss Planar 50/1.4
С китайским EMF (программируемым) адаптером.
Диафрагма на объективе | Фокусировочный экран | Диафрагма на камере | Экспозиция |
F8 | EG-A | F8 | 5s (пересвет) |
F8 | EG-D | F8 | 5s (пересвет) |
F8 | EG-S | F8 | 6s (пересвет) |
F8 | EG-A | F1.4 | 1/5s (OK!) |
F8 | EG-D | F1.4 | 1/5s (OK!) |
F8 | EG-S | F1.4 | 1/6s (OK!) |
на камере F8, на объективе F8, выдержка 5сек
на камере F1.4, на объективе F8, выдержка 1/5s
===> Объектив Carl Zeiss Makro-Planar 60/2.8
С адаптером Лушникова.
Диафрагма на объективе | Фокусировочный экран | Диафрагма на камере | Экспозиция |
F8 | EG-A | F2.8 | 0.8s (пересвет) |
F8 | EG-D | F2.8 | 0.6s (пересвет) |
F8 | EG-S | F2.8 | 0.5s (небольшой пересвет) |
F2.8 | EG-A | F2.8 | 1/60s (немного недоэкспонирован) |
F2.8 | EG-S | F2.8 | 1/100s (недосвет) |
на камере F2.8, на объективе F8 = 0.8s, пересвет
на камере F2.8, на объективе F8, выдержка 0.5сек — небольшой пересвет
на камере F2.8, на объективе F2.8, выдержка 1/60 — небольшое недоэкспонирование
на камере F2.8, на объективе F2.8, выдержка 1/100 — недосвет
Выводы
1. Мои результаты показали, что экспозиция при установке китайского EMF адаптера на максимально открытую диафрагму меряется достаточно точно на обеих камерах с разными фокусировочными экранами.
2. Большая ошибка получается при установке значения диафрагмы на камере, соответствующего значению на объективе.
3. В случае с адаптером Лушникова расчетные значения экспозиции при указании в камере разных фокусировочных экранов отличаются сильнее. Единственный вариант — использовать стандартный экран и диафрагма на камере должна совпадать значению на объективе. Мог еще повлиять другой объектив (адаптер Leitax у меня установлен на 60/2.8, а китайский я пробовал на 50/1.4). Сегодня же попробую проверить еще и на 85/1.4, где тоже адаптер Лушникова. Возможно влияет еще на расчёт максимальная светосила объектива и фокусное расстояние. Результаты добавлю в эту статью.
UPDATE
Проверил на Carl Zeiss 85/1.4
Камера 5D mark 2, объектив Carl Zeiss 85/1.4 + адаптер Лушникова. Режим съемки AV, объектив выставлен на F8, камера на F1.4 (не изменяемое в данном случае значение).
Результат замера экспозиции — 1/6sec, экспозиция рассчитана правильно (чуть темнее, чем надо).
Камера 5D mark 2, объектив Carl Zeiss 85/1.4 + китайский адаптер EMF. Режим съемки AV, объектив выставлен на F8, камера на F1.4.
Результат замера экспозиции — 1/4sec, экспозиция рассчитана правильно.
Вывод из данного мини-теста: Информация подтвердилась — адаптер Лушникова нужно программировать правильно, ставя максимальную диафрагму соответственно объективу. Можно прописать максимальную диафрагму чуть более темную для более правильного расчёта экспозиции (тк на всех объективах он давал чуть темные картинки).
Я еще проверю данные по китайскому адаптеру, попробовав его на менее светосильном объективе.
4. Учитывая хитрый расчёт экспозиции с привязкой к камере и конкретному объективу, хотелось бы иметь возможность вводить корректировку коэффициентов экспозиции в камере для разных объективов, как сейчас это можно сделать для автофокуса. Но пока такое не реализовано, может помочь изменение (обман камеры) фокусного в адаптере? На это ответит тест с другим объективом.
5. Правильно меряется экспозиция с помощью режима LiveView. В этом режиме сначала кадр выглядит переэкспонированным, а потом постепенно подстраивается под освещенность. В режимах AV и TV камера использует изменение ISO для этой цели. Т.е. элементарно затемняет или осветляет аппаратно конечную картинку, потому и выдаёт всегда правильно экспонированный кадр.
А как же камерная гистограмма
Вдумчивый читатель спросит нас а зачем все эти глупости, есть же камерная гистограмма .
Да, она есть. Но давайте вспомним в наших тестах мы снимали серую карту. Следовательно, на камерной гистограмме, при правильно выставленном балансе белого, мы получим пики в одних и тех же местах (потому что карта серая, а баланс белого правильный, его даже можно выставить прямо по этой карте).
Соответствуют ли такие пики реальности? При дневном свете у нас на 1 стоп недодержаны каналы синего и красного (относительно зеленого), а камера рисует пики в одном положении. При свете лампы накаливания почти на 2 стопа недодержан синий, а его пик камера покажет там же, где красный и зеленый.
То же самое касается и индикации пересвета, как-то доверять ему можно только для зеленого канала, а что происходит в остальных понять по камерной гистограмме и стандартных установках баланса белого нельзя.
Конечно, есть UniWB , но его использование на многих камерах затруднено тем, что камера не сохраняет данные о естественном балансе белого в момент съемки, что затрудняет обработку снимков. Кроме того, UniWB не решает задачу полностью, помимо баланса белого камера накладывает какую-то тоновую кривую и что она при этом отрежет, а что оставит — в общем случае неизвестно.
Особенно плохо ведет себя камерная индикация при лампах накаливания: разбаланс каналов достигает 2 стопов и более, индикация пересвета по синему каналу будет практически гарантированно врать, заставляя фотографа уменьшать экспозицию и еще больше недоэкспонировать синий канал.
Методы замера экспозиции
Основных методов замера экспозиции всего два. Остальные методы являются вариантами этих двух основных методов замера.
Сразу надо отметить, что при правильном проведении замеров экспозиции, результаты, полученные при помощи обоих методов, совпадают.
Первый. Замер по падающему свету или Замер освещённости. Замер падающего света абсолютно не учитывает свойства объекта съёмки (коэффициент отражения и цветность). Замер по падающему свету учитывает только освещённость объекта. Замер по падающему свету теоретически является наиболее точным, однако на практике бывает сложно произвести правильный замер.
Второй. Замер по отражённому свету или Замер яркости. Замер по отражённому свету существенно зависит от оптических свойств объекта съёмки (коэффициент отражения и цветность). Замер по отражённому свету может быть точным только в некоторых случаях, когда средняя яркость сцены отвечает определённым условиям. В противном случае приходится вносить экспозиционные поправки. Собственно это и привело к созданию зонной системы.
Недостатком замера освещённости является сложность, а то и невозможность встраивания подобных экспонометров в фото- и видеоаппаратуру.
И наоборот. Экспонометры, работающие по принципу замера яркости, довольно легко интегрируются в систему автоматики фото- и видеокамер.
В простейшем варианте в качестве датчика такого экспонометра используется специальный фоторезистор, меняющий своё сопротивление в зависимости от количества света, попадающего на его поверхность.
К настоящему времени все современные цифровые фотокамеры оснащены экспонометрами, работающими по принципу замера яркости.
Механизм замера величины экспозиции
Экспонометр в зависимости от заданного режима осуществляет замер экспозиции и передает полученные данные в процессор камеры. Процессор проводит анализ информации и с помощью программных алгоритмов экспонирует изображение.
Режимы измерения яркости объекта в цифровых камерах выбираются либо фотографом при ручном управлении, либо микропроцессором камеры при автоэкспозиции.
Автоматика обеспечивает в большинстве случаев удовлетворительное качество снимков, однако для получения фотографий высокого художественного уровня необходимо знать и понимать, что такое экспозамер и как использовать его на практике.
Выделяют несколько видов экспозамеров:
- Точечное измерение — Экспозамер в данном случае проводится на ограниченном участке кадра (1—5% от всего изображения), обычно в центре. Яркость остальных участков в расчет не принимается. Благодаря этому точность измерения на выбранном участке очень высока, что обеспечивает его правильное экспонирование. Обычно применяется для фотографирования одиночного предмета на однородном, затемненном фоне, когда требуется получить его четкое, высококонтрастное изображение. Сложный режим, применяемый профессионалами.
- Центровзвешенное (усредненное) измерение — Проводится экспозамер в пределах центральной зоны кадра, ограниченной маркерами видоискателя. Площадь измерения составляет в зависимости от модели фотоаппарата от 60%до 80%. Данный режим обеспечивает оптимальное использование наиболее чувствительных участков матрицы, так как ISO фотосканера плавно снижается от центра к краям. Режим идеален для портретной и репортажной съемки.
- Частичное измерение — Присутствует не у всех фотоаппаратов. Представляет собой режим, при котором площадь кадра, на которой производится замер (10-15%), больше, чем при точечном замере, но меньше, чем при центровзвешенном. Применяется при необходимости сфотографировать объект, игнорируя излишнюю яркость или, наоборот, сильную затененность краев кадра, При таком режиме может сильно страдать детализация снимка (особенно по краям).
- Матричное (мультизонное) измерение — Самый распространенный способ измерения, который установлен по умолчанию в автоматических режимах большинства фотоаппаратов. Он заключается в том, что кадр делится на несколько зон, в каждой из которых производится замер освещенности. Затем процессор сводит все данные воедино, рассчитывает усредненное значение освещенности и уже на его основании выбирает экспозицию. В большинстве случаев обеспечивает хорошее качество снимков, однако в сложных условиях освещения может приводить к ошибкам экспонирования. Подходит новичкам в начале знакомства с фотографией.
Как этим пользоваться
Знание половины фотошироты (т.е. запаса в светах , разницы в яркости между полутонами снимка и самым ярким объектом, который все еще может быть проработан) позволяет уверенно определять экспозицию:
Экспонирование по светам
В случае, когда сцена имеет большой диапазон яркостей, но точно известно, какие именно света должны иметь детализацию, определение экспозиции становится тривиальным:
- Сделаем замер светов (точечным замером камеры или внешним спотметром).
- Далее сделаем экспопоправку в плюс чуть меньшую, чем запас в светах (плюс 3-3.3eV для рассмотренной камеры и дневного света).
И, собственно, все. Нужные нам света будут гарантированно проработаны (иметь детализацию), а именно этого мы и добивались. Этот прием особенно уместен, если светлые части кадра нужно проработать, но оставить при этом светлыми, например при съемке зимнего пейзажа.
Экспонирование по полутонам с контролем диапазона яркостей сцены
Допустим, экспозиция снимка определяется полутонами и менять ее мы не хотим.
Опять же спотметром (точечным замером камеры) определяем экспозицию для светов, если она расходится с желаемой более чем на запас в светах , — то света не будут проработаны. Следовательно, нужно или уменьшать контраст сцены каким-то образом (градиентные фильтры, подсветка переднего плана), или менять (уменьшать) экспозицию, или искать другой ракурс, в котором не будет мешающих нам слишком ярких светов.
Управляемая переэкспозиция
Если мешающие нам света имеют околонейтральный оттенок, а используемый нами RAW-конвертор режим восстановления светов (Highlight recovery), то можно рискнуть и оставить детализацию только в одном-двух каналах из трех. Возьмем экспозицию чуть больше, чем позволяет запас в светах во всех трех каналах, потеряем детали в самом чувствительном (обычно, зеленом) канале, а потом восстановим что-то похожее на детали по остальным каналам.
Для рассматриваемой камеры и дневного освещения это даст лишний 1eV к запасу по светам.
Определение экспозиции по таблицам
Помимо инструментальных методов, экспозиционные параметры можно приближенно определять по различным таблицам, в которых приведены типичные световые условия для естественного освещения. Простейшая памятка обычно вкладывается в коробку с плёнкой или наносится на её внутренней стороне:
Памятка для плёнки Kodak Gold 200, 1/250 с | Памятка для плёнки Konica Centuria Super 400, 1/500 с |
Возможность достаточно точного указания экспозиции при естественном освещении связана с тем, что Солнце имеет постоянную яркость свечения, а освещённость объектов съёмки меняется только из-за наклона солнечных лучей (это зависит от географической широты места съёмок и времени суток), а также от погодных условий — облачности и т.п.
Для ста единиц ГОСТ объектам, освещённым летним ярким прямым солнечным светом, примерно соответствует 15 EV. Для таких световых условий можно пользоваться мнемоническим правилом «Sunny-16» («Солнечно-16», «Пуд Солнца») для любой светочувствительности плёнки: значение диафрагмы равно 16 при выдержке 1/чувствительность в единицах ГОСТ/ISO. Значение чувствительности при этом округляется до ближайшего значения ряда выдержек, например: для 200 единиц ISO — 1/250 с. Для широт Средней полосы России, правда, некоторые источники рекомендуют правило «11».
Определение каким-либо подобным способом экспозиции при искусственном освещении невозможно, кроме того, светочувствительность фотоматериала зависит от спектральной характеристики воздействующего на него света.
Ограничения по выдержке
Выдержка при съёмке определяется не только свойствами фотоматериала, характеристиками объектива и условиями освещения. Кроме этих технических условий фотографического процесса важную роль играет собственное движение снимаемого объекта или фотоаппарата (при съёмке с транспортного средства). При этом выдержка должна быть тем короче, чем быстрее движется объект съёмки относительно фотоаппарата, чем ближе направление движения объекта к перпендикуляру к оптической оси объектива, чем длиннее фокусное расстояние объектива, чем ближе объект съёмки к фотоаппарату. Ориентировочные данные для выбора максимально допустимых выдержек при фотографировании движущихся объектов с объективом с нормальным фокусным расстоянием (т.е. порядка 50 мм для ) приведены в следующей таблице:
Максимально допустимые выдержки
Название объекта или сюжета | Скорость движения, м/с | Выдержка в зависимости от направления движения |
Плаванье, лодки, пешеходы, спокойные детские игры, плывущие облака | 1–2,5 | 1/25 – 1/100 |
Велосипедисты, водное поло, лыжные прогулки, катание на коньках, съёмка с яхты, с нескоростного судна, брызги, водопады, птицы в полете, животные на бегу | 2,5–5 | 1/50 – 1/250 |
Мотоциклисты, автомобили, лёгкая атлетика (бег, прыжок), моторные лодки, съёмка с поезда, гребля, парусные гонки, бег на коньках | 5–10 | 1/100 – 1/500 |
Съёмка со скорого поезда, автомобиля, гимнастические упражнения на снарядах, игры с мячом | 10–25 | 1/250 – 1/1000 |
Быстрые движения (автомобильные и мотогонки, скоростные поезда), стремительный полёт птиц, удар по мячу (футбол, теннис) | 25–50 | 1/500 – 1/2000 |
Примечания:
1. При применении длиннофокусных или широкоугольных объективов выдержка должна быть изменена обратно пропорционально фокусному расстоянию объектива
2. Таблица составлена для удаления движущихся объектов съёмки на 10 м (кроме обозначенных курсивом). При удалении на 5 м выдержки уменьшают в два раза. При удалении на 25 м выдержки увеличивают в два, на 50 м — в четыре раза.
Кроме вышеперечисленного, существуют ещё ограничения, связанные со сдвигом фотоаппарата при съёмках с рук. Эти моменты на странице, посвящённой характеристикам качества изображения.
Ограничения по относительному отверстию
При определении экспонометрической пары «выдержка-диафрагма» могут быть наложены ограничения и по выбору относительного отверстия (помимо заданных ограничений конкретного объектива) — связанных с получением необходимой глубины резко изображаемого пространства.
Источники
- , с. 196.
- , с. 18.
- , с. 327.
- , с. 96.
- ↑ , с. 161.
- , с. 182.
- , с. 42.
- ↑ , с. 234.
- ↑ James Ollinger. (англ.). Ollinger’s Light Meter Collection. Дата обращения 18 ноября 2016.
- , с. 183.
- ↑ , с. 96.
- , с. 194.
- (англ.). Robertsumala. Дата обращения 18 ноября 2016.
- , с. 151.
- ↑ , с. 126.
- , с. 16.
- (англ.). Ollinger’s Light Meter Collection. Дата обращения 18 ноября 2016.
- ↑ (англ.). Ollinger’s Light Meter Collection. Дата обращения 18 ноября 2016.
- (англ.). Scott’s Photographica Collection. Vintage Photo (25 June 2002). Дата обращения 18 ноября 2016.
- Г. Абрамов. . Принадлежности. Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения 18 ноября 2016.
- , с. 56.
- ↑ , с. 57.
- ↑ , с. 128.
- , с. 58.
- , с. 75.
- Георгий Абрамов. . История развития дальномерных камер. Photohistory. Дата обращения 10 мая 2015.
- , с. 75.
- . Автоматизация. Zenit Camera. Дата обращения 24 октября 2015.
- , с. 41.
- , с. 37.
- MURAMATSU Masaru. (англ.) (недоступная ссылка). History & Technology. Nikon. Дата обращения 4 июня 2013.
- , с. 189.
- , с. 38.
- , с. 57.
- . Фотооборудование. Photo-Monster (17 августа 2015). Дата обращения 16 ноября 2016.
- . Новости. Fotokomok (1 марта 2013). Дата обращения 16 ноября 2016.
- . Аксессуары. AppStudio (14 июля 2013). Дата обращения 16 ноября 2016.
- , с. 245.
- , с. 76.
- , с. 90.
- , с. 72.
- (англ.). Ollinger’s Light Meter Collection. Дата обращения 23 ноября 2016.
- . Автоматизация. Zenit Camera. Дата обращения 24 октября 2015.
- , с. 108.
- , с. 167.
- , с. 432.
- , с. 40.
- , с. 164.
- ↑ , с. 20.
- , с. 163.
- , с. 29.
- , с. 21.
- , с. 22.
- , с. 24.
- , с. 195.
- , с. 91.
- , с. 19.
Применение экспонометра
Вот мы и разобрались с новым термином. Возникает логичный вопрос: если все же покупать внешний экспонометр, то как пользоваться им?
Все просто. Возьмите флешметр, включите и расположите у нужного объекта. Если при этом вы его повернете в сторону к световому источнику, то как раз сможете определить количество падающего света.
Считается, что этот вариант более точен, нежели оценка по отраженному свету (прибор направлен к предмету), так как производится замер всего поступающего света, со всех сторон.
Экспопараметры приводятся к средней величине, но цвета (особенно это было бы заметно по белому или черному) не становятся серыми, как в случае внутреннего экспонометра, они отображаются адекватно.
Как и главный объект фото, он должен получать тот же по качеству и количеству свет. Желательно, для этого подойти близко к объекту, иначе придется довольствоваться результатами с погрешностью. Естественная поправка будет требоваться, если на объектив одет светофильтр. Даже ультрафиолетовый фильтр частично снижает интенсивность света, не говоря о градиентных и поляризационных.
Аналогично используется флешметр в фотостудиях, где автор сталкивается с импульсным светом. Здесь устанавливаются нужные параметры на камере и устройстве. Замеры производятся отдельно для каждого источника, допустим, сначала для рисующего, затем для заполняющего и моделирующего.
И в конце еще раз, одновременно для всех видов света. Чуть изменились настройки – новое измерение, поменяли положения света – то же самое, замеряем снова.
Шкала на экспонометре показывает ступени, небольшое их изменение влияет на всю картину. Если вы выставили диафрагму 9, а на устройстве величина показана другая, то в зависимости от нее меняйте f, уменьшайте или увеличивайте.
Ну что друзья, теперь вы знаете еще об одном приборе облегчающий жизнь фотографу. А как хорошо вы владеете своим фотоаппаратом? Знаете ли обо всех его преимуществах и функциях? Если вы знаете не все о своей зеркалке, тогда курс «Цифровая зеркалка для новичка 2.0» или «Моя первая ЗЕРКАЛКА» именно для вас. Видеокурс построен таким образом, что вы узнаете о преимуществах и функциях своей фотокамеры постепенно. Очень рекомендую к обучению.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для пользователей зеркального фотоаппарата NIKON.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для пользователей зеркального фотоаппарата CANON.
До свидания, читатели! На моем блоге всегда интересно и много новой информации, полезной каждому фотографу. Заходите, делитесь и подписывайтесь!
Всех вам благ, Тимур Мустаев.